Найти в Дзене
Александр Долгих

3 случая, когда дети, благодаря физике, предотвратили катастрофу

Оглавление

Физика — это не просто формулы и лабораторные работы. Её законы не раз спасали людей от аварий, взрывов и разрушений. Порой даже базовые знания из школьного курса помогают распознать опасность и предотвратить трагедию. Вот несколько ситуаций, в которых, знание физике спасло людей от катастрофы.

1. Спасла квартиру от взрыва

В 2019 году школьница из Новосибирска, войдя в квартиру, почувствовала резкий запах «тухлых яиц» — так пахнет одорант, добавленный в бытовой газ. Девочка сразу вспомнила урок физики, где учитель объяснял: «Метан легче воздуха, поэтому при утечке он поднимается к потолку. Но для взрыва нужна искра и концентрация газа от 5% до 15%».

Пройдя на кухню, девочка увидела, что одна конфорка на газовой плите была не выключена до конца, а огня не было, газ поступал в квартиру. В соседней комнате её младший брат играл с электронным конструктором, собирая схему с батарейками. Девочка выключила плиту, открыла окна настежь и побежала к брату, приказав не делать ничего с конструктором и не включать свет.

После этого она забрала брата и постучала в дверь соседям, предупредив их об утечке и сказав, чтобы они не пользовались электричеством. В дверь она стучала, а не звонила, чтобы не вызвать искру, которая могла привести к взрыву. Спускаясь на улицу, она позвонила спасателям по номеру 112.

Когда приехали газовщики и сделали замеры, оказалось, что концентрация метана в кухне уже достигла 7% — ещё немного, и любая искра спровоцировала бы взрыв. Если бы не открытые окна, газ бы не улетучился так быстро.

Мог произойти вот такой ба-бах с жертвами и разрушениями.
Мог произойти вот такой ба-бах с жертвами и разрушениями.

Физика происходящего:

  • Диффузия газа — метан смешивается с воздухом, но при открытых окнах концентрация падает ниже 5%.
  • Электрическое сопротивление — даже слабый ток от батарейки может создать искру в 0.02 Дж, достаточную для воспламенения.
  • Закон Бойля-Мариотта — при утечке газ расширяется, заполняя помещение, но вентиляция останавливает процесс.

2. Спас ребят, провалившихся под лёд

Деревенский мальчишка Игорь, сын учителя физики, гулял с друзьями по заснеженному берегу реки. Несмотря на его предупреждения, ребята решили сократить путь через лёд. «Там же промоины! — кричал Игорь. — Лёд тонкий, не выдержит!» Но старшие мальчишки лишь посмеялись: «Ты что, профессор? Здесь всё замёрзло намертво!»

Через пять минут раздался треск — самый шустрый из компании, Витя, провалился по пояс в ледяную воду. Остальные, пытаясь помочь, тоже оказались в опасной зоне: лёд трещал, расходясь паутиной трещин.

Игорь вспомнил, что ему рассказывал папа на зимней рыбалке: «Если подойти к краю, лёд сломается. Нужно увеличить площадь опоры!» — мелькнуло у него в голове. Игорь лёг на лёд и пополз к друзьям, распределив вес тела. Так давление на лёд уменьшилось в 5–6 раз.

Увидев рядом сломанную сосну, он стащил с неё две длинные ветки. Положив их крест-накрест над промоиной, создал временную опору — рыхлый лёд теперь держал вес благодаря площади веток. Сняв ремень, Игорь подполз к Вите, застрявшему в полынье. Продев ремень подмышки друга, он использовал принцип рычага: упёрся ногами в толстый лёд и потянул на себя, уменьшив усилие.

Остальные ребята, видя действия Игоря, последовали его примеру: легли на лёд и цепочкой подали ему шарфы и ремни, связав их в импровизированную верёвку. Вместе они вытянули ещё двоих, которые уже начали погружаться в воду.

Вытащив ребят, Игорь с теми, кто не промок, сняли мокрую одежду с только что спасённых ребят и отдали им свои куртки, а потом все вместе побежали со всех ног в деревню. Бабушка, увидев раздетых синих от холода детей, позвала их в дом, укрыла тёплыми одеялами и вызвала Скорую.

Всё обошлось, все остались живы-здоровы. Игоря больше не дразнили "ботаником", а старшеклассники зауважали физику.

Физика происходящего:

  • Давление: Вес Вити — 50 кг. При площади ступней 0.02 м² давление на лёд — 2500 Па. Лёжа, Игорь увеличил площадь до 0.5 м², снизив давление до 100 Па.
  • Рычаг: Используя ремень длиной 1.5 м как плечо, Игорь уменьшил силу, необходимую для подъёма Вити, в 3 раза.
  • Теплопроводность: Мокрая одежда «забирает» у тела 2 кДж тепла в минуту, сухая — лишь 0.5 кДж.
-2

И ещё несколько советов:

- Безопасный лёд — от 10 см. Проверяй его палкой, а не ногой!

- Если провалился — раскинь руки, чтобы зацепиться за края.

- Спасение через ползание: животом на лёд, ноги от полыньи!

3. Спас дом от пожара

Четырнадцатилетний Максим остался дома один после школы. Решив приготовить картошку фри, он поставил на плиту кастрюлю с маслом и включил сильный огонь. Пока масло нагревалось, мальчик отвлёкся на сообщение в телефоне. Внезапно он услышал треск — масло перегрелось и вспыхнуло ярким пламенем. Огненный столб поднялся почти до потолка, а дым заполнил кухню.

-3

Что бы вы, взрослые, сделали в такой ситуации? Не каждый примет правильное решение.

Максим же вспомнил, как месяц назад на уроке физики учитель показывал видео о возгорании масла. Тогда всем классом обсуждали, почему нельзя лить воду на горящее масло. Учитель объяснял: «Вода, попадая в раскалённое масло (температура которого около 300°C), мгновенно испаряется. Пар резко увеличивается в объёме, разбрызгивая горящие капли масла — это вызывает взрыв». А потом в голове всплыл другой урок физики: «Огонь горит, пока есть кислород. Если перекрыть доступ воздуха, пламя погаснет».

Максим схватил самую большую крышку, которая была в шкафу, и аккуратно накрыл ею пылающую кастрюлю. Пламя стало слабеть, но через край вытекло немного масла, и огонь перекинулся на стол. Мальчик вспомнил ещё один совет учителя: соль и сода поглощают кислород. Он схватил пачку соды с полки и засыпал горящее пятно. Пламя тут же потухло.

В общем, кончилось всё благополучно. Из убытков была только почерневшая кастрюля и куча рассыпанной соды на столе. Зато и кухня, и квартира, остались целыми.

Физика происходящего:

  1. Испарение воды → Разбрызгивание масла (объём пара в 1700 раз больше объёма воды!).
  2. Горение требует кислорода → Крышка перекрыла доступ воздуха.
  3. Сода (NaHCO₃) → При нагревании выделяет CO₂, вытесняющий кислород.

Эти истории показывают, что школьная физика учит не только решать задачи, чтобы сдать ЕГЭ, но и мыслить критически. Понимание того, как работают физические законы может помочь избежать крупных аварий и катастроф. Так что учите физику, друзья.

Если было интересно, ставьте лайк и подписывайтесь на мой Телеграм, чтобы не пропустить новые статьи, которые теряются в Дзене. А ниже ещё кое-что интересное и полезное: