Все мы хоть раз видели Бенджамина Франклина. Того самого, который изображен на 100-долларовой купюре. Он был знаменитым борцом за независимость США и единственным из отцов-основателей, который скрепил своей подписью все три важнейших документа, лежащих в основе образования США: Декларацию независимости, Конституцию и Версальский мирный договор. Но помимо политической деятельности, он вошёл в историю ещё и как физик, обессмертивший себя изобретением громоотвода. Но и это лишь самая известная его заслуга.
Эксперимент Франклина
Другая состоит в том, что Франклин впервые провел опыт с разноцветными тряпочками на снегу. Он взял у портного лоскуты ткани разного цвета: чёрный, темно-синий, светло-синий, зелёный, красный, белый и другие. Разложил эти кусочки ткани на снегу в солнечный погожий день, а через несколько часов обнаружил, что чёрный лоскут ткани глубже всех погрузился в снег.
Почти так же глубоко ушёл темно-синий. Светло-синий уже значительно меньше и все остальные цвета опустились в снег тем меньше, чем светлее они были. Белый же лоскут ткани и вовсе остался лежать на поверхности снега, так же, как его и положили, то есть нисколько не погрузился в снег.
Сегодня явление того, что чёрный и другие тёмные цвета поглощают большую часть падающих на них солнечных лучей, а белый и другие светлые цвета большую часть их рассеивают, известно всем школьникам, потому что об этом рассказывают на школьных уроках физики.
Где это нужно на практике
Но в XVIII веке это было настоящим открытием. После него шляпы, защищающие от солнца, стали делать светлых цветов, а баки для воды, нагреваемые солнцем, стали красить в чёрный цвет. По той же причине арабы носят белую одежду и ездят на белых автомобилях, а Генри Форд в своё время красил машины только в чёрный.
А вот пример использования этого явления во время немецкой южно-полярной экспедиции 1903 года. Корабль «Гаусс» вмерз в лёд. Невозможно было продвинуться ни в одну сторону, а все обычные способы освобождения не дали никаких результатов. Пилы и динамит удалили всего несколько сотен кубометров льда, но не освободили корабль.
Тогда кто-то предложил использовать энергию солнечных лучей. Из темной золы и угля, которых на корабле было более чем достаточно, отсыпали на льду полосу шириной в несколько десятков метров и длиной 2 километра, которая вела от корабля к широкой трещине во льду, из которой уже можно было выбраться.
Стояли ясные солнечные и долгие дни полярного лета и солнце сделало то, что не смогли сделать взрывчатка и техника. При этом людям пришлось только ждать и ничего не делать. Лёд подтаял и сломался вдоль насыпанной полосы, корабль освободился ото льда и смог двигаться.
Вот вам и школьная физика. А то ученики часто спрашивают: "где нам это пригодится в реальной жизни?" Тут Мой канал в Телеграме и ещё несколько интересных примеров, когда школьная физика рулит: