Найти в Дзене

Фильм Глеба Панфилова "Тема". "А теперь Бородатый!" ч.3

Продолжение. Начало тут Напомню, что в своей заявке на написание сценария фильма "Тема" Панфилов указал - В простой и доступной массовому зрителю форме, на основе увлекательной любви двух умных и одаренных людей мы хотим решить сложную проблему – проследить путь влияния народ­ного творчества на творчество современного писателя,  на современ­ную советскую литературу,  на нашу передовую мысль, хотим подт­вердить факт, что творчество не является личным делом художника, но есть результат чувства его ответственности пе­ред народом, увязано с народом и корнями своими уходит в творче­ство народное. Фильм по предлагаемому сценарию будет скромен и прост по форме,  но значителен по содержанию. Действие развернется в наши дни в старинном маленьком горо­де Суздале. Когда-то глухая провинция, Суздаль превращен государ­ством во всемирно известный заповедник народного творчества и туристический центр. Это будет сценарий о чуде любви и творчества,  о возрождении человека в са

Продолжение. Начало тут

Напомню, что в своей заявке на написание сценария фильма "Тема" Панфилов указал -

В простой и доступной массовому зрителю форме, на основе увлекательной любви двух умных и одаренных людей мы хотим решить сложную проблему – проследить путь влияния народ­ного творчества на творчество современного писателя,  на современ­ную советскую литературу,  на нашу передовую мысль, хотим подт­вердить факт, что творчество не является личным делом художника, но есть результат чувства его ответственности пе­ред народом, увязано с народом и корнями своими уходит в творче­ство народное.
Фильм по предлагаемому сценарию будет скромен и прост по форме,  но значителен по содержанию. Действие развернется в наши дни в старинном маленьком горо­де Суздале. Когда-то глухая провинция, Суздаль превращен государ­ством во всемирно известный заповедник народного творчества и туристический центр.
Это будет сценарий о чуде любви и творчества,  о возрождении человека в самых трудных обстоятельствах,  обусловленных связью его с родной землей,  сценарий о талантливых людях, кото­рыми богата наша страна,  о счастье творческого отношения к миру, о любви.

Что называется ... не мешки ворочать, поскольку ни о каком "чуде любви и творчества, возрождении человека в самых трудных обстоятельствах, обусловленных связью человека с его родной землей" Панфилов и не собирался снимать фильм. А о чём собирался? Или о ком? Вот и переходим к самым глубинам низин его хитроумно реализованного замысла, который до того не имел прецедента в советском кинематографе.

Еще такого хитроумного болта на Советскую власть ещё никто не клал. И непонятно почему в многочисленных рецензиях профессиональных кинокритиков до сих пор этот самый болт не разоблачен или не воспет - всё зависти от политической масти критиков.

Но по порядку. Значит, что имеем в экспозиции фильма. Два литературных подёнщика, пробавляющихся написанием простеньких конъюнктурных вещиц, и примкнувшая к ним дурочка-аспиранточка, приезжают в российскую провинцию, в исконно-посконные древнерусские земли, где должны жить не испорченные столичной цивилизацией самые настоящие исконно-посконные русские люди.

И привозит Пащин всю компанию столичную к местной учительнице - бабе Мане. Бабу Маню играет ни разу ни актриса Евгения Нечаева. Откуда она взялась? А вот оттуда

Учительницу сыграла женщина,  с которой мы познакомились, когда она принесла Инне свои пьесы, а потом стала предлагать их мне. Я начал было их читать и понял, что не могу – это была чистая графомания. Года два она была у нас знакомой, пока дело не дошло до съемок и я в один из разговоров с ней не понял, что говорю с персонажем. И объявил ей,  что пьесы  ее читать не буду, ставить тем более, но у меня для нее есть творческое предложение. Она согласилась и, по-моему,  сыграла замечательно, если это можно назвать словом «сыграла».

Вот она эта самая баба Маня, комсомолка двадцатых, всю жизнь учительница литературы, так и застрявшая в своем политическом развитии максимум на уровне начала 60-х годов. Кстати, восторженно принявшая нынешнего халтурщика Есенина, чьи старые пьесы двадцатилетней давности продолжают её восторгать. Сам Есенин относится к этой, может одной из немногих своих искренних поклонниц, с нескрываемым цинизмом - дура, ну что с неё взять, продолжает призывать его писать те самые - "очень острые, проблемные пьесы, о том как прекрасна советская действительность". Какая прекрасная советская действительность, когда Есенину надо дачу ремонтировать.

И Панфилов, поклонник Солженицына, тоже не скрывает своего иронического отношения к этой старой провинциальной идеалистке. Потому и пригласил на роль старую дурочку-графоманку. Посмотрите на её крупный план. Полусумасшедшая старая советская дура, с медалью "За доблестный труд в ознаменование 100-летия В.И. Ленина" на груди.

И её бывшая ученица Сашенька Николаева, библиотекарь, знает несколько иностранных языков, пишет книгу о местном самодеятельном рифмоплете Александре Евгеньевиче Чижикове. Её Есенин увидел в местном музее во время экскурсии, которую она проводила для французской делегации. Принял первоначально за француженку - и ведёт себя свободно, и платье как французская модель носит, наши, русские, так не умеют, и по-французски говорит.

-2

Скажу сразу, Чурикова, по нашему мнению, на роль тонкой, ироничной, изящной "француженки" совершенно не подходит. Как ни одень, какой песцовой шапкой не замаскируй, а фабричную девчонку Прасковья Строганову никуда не спрячешь. Вот тогдашняя наша кино-театральная звезда номер один Марина Неёлова на роль провинциальной "француженки" подошла бы как влитая. У них потом с Михаилом Ульяновым будет замечательный дуэт в фильме "Транзит", там тоже тема встречи столичной "звезды" с провинциальной "спящей красавицей".

И вот промелькнувшая перед Есениным, "как сон, как утренний туман" "француженка" оказывается с ним за одним столом во время пьянки по поводу приезда в доме бабы Мани. И простосердечная баба Маня тут же выкладывает Есенину, что "француженка" в своё время была заочно влюблена в него, знала наизусть все его пьесы, и играла в них в школьном драмкружке. Ну у Есенина и взыграло ретивое. Влюблена,и давно, и в него. Ах, ты, ласточка моя суздальская.

-3

Но, ласточка давно уже разочарована в нем, как в драматурге. Смотрит как на живого мертвеца. И всё в глаза столичному гостю высказывает.

-4

У неё теперь новый фаворит, умерший сорок лет назад местный самодеятельный автор Александр Егорович Чижиков, или как его по простому звали местные житель - Сашка Чижик. О прототипе Чижика мы подробно рассказали в первой части статьи

-5

Московская "звезда", конечно, обижается на то, как местная провинциалочка его так сразу обломала, да ещё и в глаза сказала всю правду о нём. Тут же он напивается и устраивает цирк-шапито вместе со Светкой-аспиранткой. Ульянов тут прекрасен в изображении подгулявшего купчика.

-6

Полный "угар нэпа" с битьем пишущей машинки, разбрасыванием рукописи о князе Игоре, обещанием никогда не писать. У бабы Мани сердечный приступ. Но пришедший с букетом, влюбленный во "француженку", самодеятельный поэт, бывший ученик бабы Мани, принципиальный инспектор ГАИ Юра Синицын радостно отмечает - "Мир полон звуков".То есть - хорошо сидим!

-7

То есть Панфилов нам показывает, что столичная творческая "илитка" никакие не "небожители". И водку экспортную, "Сибирскую", пьёт литрами, и цирк-шапито для неё не проблема устроить с последующим дебошем. Отвязаться по полной, а потом в стельку пьяной свалиться где попало. А местная "интеллигенция" - что постарше переживает за творческие метания любимого писателя, а что по младше - смотрит как купчика во хмелю.

Но купилась "француженка" на "интерес" "купчика к её новому фавориту Сашке Чижику. Всего-то и хотел "купчик" подольститься с библиотекарше с амурным интересом. Размягчить суровость и вызвать к себе интерес.

И позвала библиотекарша утром "купчика" на городское кладбище с целью ознакомить с творчеством Чижика. Вот они вдвоем раскапывают могильную плиту, на которой выбита эпитафия Чижика в честь покойника. Как собачки роют снег.

-8

И так "купчик" стал заливать библиотекарше про то, что очень ему Чижик нравится, вот прямо уже и жить без него не может. Что вот прямо сейчас про него писать будет. Что вот она - новая тема для творчества. Бросит всякую халтуру, и князя Игоря, и только о Чижике писать будет. А сам всё ближе к "француженке" подбирается, примеривается как бы её сподручнее вот прям тут, на кладбище, и завалить. Кот мартовский.

-9

Но вот только обломалось этому котяре. Мышка французская хвостиком вильнула и убежала. И не просто убежала. А убежала к тому, кто и является настоящим героем этого фильма, ради которого картина и снималась. К Бородатому.

Все эти столичные писатели, провинциальный милиционеры, учительницы и "француженки" - всё это декорация и маскировка, что поглубже спрятать главного героя. Кто знает - тот поймёт, а кто не в курсе - тому и знать не надо. Фильм то снимался для столичной панфиловской тусовки, которая с полунамёка должна была понять и оценить всю тонкость замысла о том толстенном антисоветском болте, что режиссер заложил в свой фильм

Итак, Бородатый - ваш выход.

Бородатый впервые появляется там же, на кладбище. Работает могильщиком. Даже быстренько вовлёк Есенина, который ждал библиотекаршу, помочь гроб до могилки помочь донести и портвешку дал хлебнуть опохмелиться и на помин души усопшего.

-10

Хоть Бородатый и главный герой фильма, но Панфилов всячески старается на нём не акцентировать внимание зрителя. Показывает его сбоку и на дальних планах.

-11

Играет Бородатого Станислав Любшин. На тот период он вместе с Олегом Янковским актёры номер один советского кино.

...Славу Любшина я пригласил, как хорошего актера, а когда стал репетировать,  понял, что это актер выдающийся – нервный, тонкий,  сложный, умеющий работать. Во время репетиций находили какие-то нюансы. Саша говорит: «Я тебя видела сегод­ня»,  а он отвечает: «Мы как раз Митрохина выносили… хорошо, я плечо подставил, а то бы обронили гроб…». Сцена расставания сыгралась одним дублем, повторить такое было невозможно… Инна и Слава сыграли,  как великие театральные актеры, выложившись полностью…

Кто же такой этот самый Бородатый, его даже по имени называют в фильме всего один раз, а в сценарии его постоянно так и называют - Бородатый. Какой-то, то ли историк, то ли литературовед. Нашел где-то неизвестные письма Радищева, но его начальница, которая сама десять лет их искала, предложила своё соавторство в написании монографии. Бородатый устроил скандал, его уволили, он пошёл работать могильщиком. Дядя прислал ему вызов в Израиль. И он уезжает туда.

Зовёт с собой библиотекаршу, с которой у него, скорее всего, роман с пионерских времён. Но Саша - "француженка" отказывается и просит его не уезжать. Бородатый заявляет, что не может больше жить в этой стране, где сплошная ложь, и пусть он там умрёт от тоски, чем тут от ненависти.

Откуда у Бородатого появилась вот такая ненависть к своей стране, где он был в своё время председателем совета пионерского отряда? Чего такого плохого страна сделала ему? Конфликт с начальницей как-то не тянет на повод покинуть страну, что тогда приравнивалось к предательству. Ладно бы ещё был еврей и играл бы эту роль Эммануил Виторган. Но играет русак Любшин. С чего бы это русскому человеку рвать когти в Израиль?

Нет, в принципе человек имеет право на свободу передвижения и СССР даже обязался соблюдать "права человека" в "третьей корзине" хельсинского Заключительного Акта о безопасности и сотрудничестве в Европе от 1975 г.

Но вот только в фильме Панфилов не разъясняет подробно мотивы Бородатого. Почему ненавидит страну, неужели в ней сплошная ложь. То есть причина отъезда - все в это стране живут по лжи, а на Западе можно жить не по лжи.

А Панфилову и не надо что-то объяснять зрителю. Сам то он знает кто этот Бородатый и почему уезжает. А Бородатый - это кумир Панфилова тех лет и до конца жизни - ловчага-вольнодум Александр Исаевич Солженицын.

-12

Тоже бородатый, и такой же агрессивно - бескомпромиссный в своём отношении к советским властям и правящей идеологии. Как раз в то время Панфилов запоем читал потаенные солженицынские "Архипелаг ГЛАГ", "В круге первом", эссе "Жить не по лжи" и "Образованщина". И вот эти самые "Жить не по лжи" и особенно "Образованщина", и составили идейную основу фильма Тема". Но об этом в следующей части.