Продолжение. Начало тут
Напомню, что в своей заявке на написание сценария фильма "Тема" Панфилов указал -
В простой и доступной массовому зрителю форме, на основе увлекательной любви двух умных и одаренных людей мы хотим решить сложную проблему – проследить путь влияния народного творчества на творчество современного писателя, на современную советскую литературу, на нашу передовую мысль, хотим подтвердить факт, что творчество не является личным делом художника, но есть результат чувства его ответственности перед народом, увязано с народом и корнями своими уходит в творчество народное.
Фильм по предлагаемому сценарию будет скромен и прост по форме, но значителен по содержанию. Действие развернется в наши дни в старинном маленьком городе Суздале. Когда-то глухая провинция, Суздаль превращен государством во всемирно известный заповедник народного творчества и туристический центр.
Это будет сценарий о чуде любви и творчества, о возрождении человека в самых трудных обстоятельствах, обусловленных связью его с родной землей, сценарий о талантливых людях, которыми богата наша страна, о счастье творческого отношения к миру, о любви.
Что называется ... не мешки ворочать, поскольку ни о каком "чуде любви и творчества, возрождении человека в самых трудных обстоятельствах, обусловленных связью человека с его родной землей" Панфилов и не собирался снимать фильм. А о чём собирался? Или о ком? Вот и переходим к самым глубинам низин его хитроумно реализованного замысла, который до того не имел прецедента в советском кинематографе.
Еще такого хитроумного болта на Советскую власть ещё никто не клал. И непонятно почему в многочисленных рецензиях профессиональных кинокритиков до сих пор этот самый болт не разоблачен или не воспет - всё зависти от политической масти критиков.
Но по порядку. Значит, что имеем в экспозиции фильма. Два литературных подёнщика, пробавляющихся написанием простеньких конъюнктурных вещиц, и примкнувшая к ним дурочка-аспиранточка, приезжают в российскую провинцию, в исконно-посконные древнерусские земли, где должны жить не испорченные столичной цивилизацией самые настоящие исконно-посконные русские люди.
И привозит Пащин всю компанию столичную к местной учительнице - бабе Мане. Бабу Маню играет ни разу ни актриса Евгения Нечаева. Откуда она взялась? А вот оттуда
Учительницу сыграла женщина, с которой мы познакомились, когда она принесла Инне свои пьесы, а потом стала предлагать их мне. Я начал было их читать и понял, что не могу – это была чистая графомания. Года два она была у нас знакомой, пока дело не дошло до съемок и я в один из разговоров с ней не понял, что говорю с персонажем. И объявил ей, что пьесы ее читать не буду, ставить тем более, но у меня для нее есть творческое предложение. Она согласилась и, по-моему, сыграла замечательно, если это можно назвать словом «сыграла».
Вот она эта самая баба Маня, комсомолка двадцатых, всю жизнь учительница литературы, так и застрявшая в своем политическом развитии максимум на уровне начала 60-х годов. Кстати, восторженно принявшая нынешнего халтурщика Есенина, чьи старые пьесы двадцатилетней давности продолжают её восторгать. Сам Есенин относится к этой, может одной из немногих своих искренних поклонниц, с нескрываемым цинизмом - дура, ну что с неё взять, продолжает призывать его писать те самые - "очень острые, проблемные пьесы, о том как прекрасна советская действительность". Какая прекрасная советская действительность, когда Есенину надо дачу ремонтировать.
И Панфилов, поклонник Солженицына, тоже не скрывает своего иронического отношения к этой старой провинциальной идеалистке. Потому и пригласил на роль старую дурочку-графоманку. Посмотрите на её крупный план. Полусумасшедшая старая советская дура, с медалью "За доблестный труд в ознаменование 100-летия В.И. Ленина" на груди.
И её бывшая ученица Сашенька Николаева, библиотекарь, знает несколько иностранных языков, пишет книгу о местном самодеятельном рифмоплете Александре Евгеньевиче Чижикове. Её Есенин увидел в местном музее во время экскурсии, которую она проводила для французской делегации. Принял первоначально за француженку - и ведёт себя свободно, и платье как французская модель носит, наши, русские, так не умеют, и по-французски говорит.
Скажу сразу, Чурикова, по нашему мнению, на роль тонкой, ироничной, изящной "француженки" совершенно не подходит. Как ни одень, какой песцовой шапкой не замаскируй, а фабричную девчонку Прасковья Строганову никуда не спрячешь. Вот тогдашняя наша кино-театральная звезда номер один Марина Неёлова на роль провинциальной "француженки" подошла бы как влитая. У них потом с Михаилом Ульяновым будет замечательный дуэт в фильме "Транзит", там тоже тема встречи столичной "звезды" с провинциальной "спящей красавицей".
И вот промелькнувшая перед Есениным, "как сон, как утренний туман" "француженка" оказывается с ним за одним столом во время пьянки по поводу приезда в доме бабы Мани. И простосердечная баба Маня тут же выкладывает Есенину, что "француженка" в своё время была заочно влюблена в него, знала наизусть все его пьесы, и играла в них в школьном драмкружке. Ну у Есенина и взыграло ретивое. Влюблена,и давно, и в него. Ах, ты, ласточка моя суздальская.
Но, ласточка давно уже разочарована в нем, как в драматурге. Смотрит как на живого мертвеца. И всё в глаза столичному гостю высказывает.
У неё теперь новый фаворит, умерший сорок лет назад местный самодеятельный автор Александр Егорович Чижиков, или как его по простому звали местные житель - Сашка Чижик. О прототипе Чижика мы подробно рассказали в первой части статьи
Московская "звезда", конечно, обижается на то, как местная провинциалочка его так сразу обломала, да ещё и в глаза сказала всю правду о нём. Тут же он напивается и устраивает цирк-шапито вместе со Светкой-аспиранткой. Ульянов тут прекрасен в изображении подгулявшего купчика.
Полный "угар нэпа" с битьем пишущей машинки, разбрасыванием рукописи о князе Игоре, обещанием никогда не писать. У бабы Мани сердечный приступ. Но пришедший с букетом, влюбленный во "француженку", самодеятельный поэт, бывший ученик бабы Мани, принципиальный инспектор ГАИ Юра Синицын радостно отмечает - "Мир полон звуков".То есть - хорошо сидим!
То есть Панфилов нам показывает, что столичная творческая "илитка" никакие не "небожители". И водку экспортную, "Сибирскую", пьёт литрами, и цирк-шапито для неё не проблема устроить с последующим дебошем. Отвязаться по полной, а потом в стельку пьяной свалиться где попало. А местная "интеллигенция" - что постарше переживает за творческие метания любимого писателя, а что по младше - смотрит как купчика во хмелю.
Но купилась "француженка" на "интерес" "купчика к её новому фавориту Сашке Чижику. Всего-то и хотел "купчик" подольститься с библиотекарше с амурным интересом. Размягчить суровость и вызвать к себе интерес.
И позвала библиотекарша утром "купчика" на городское кладбище с целью ознакомить с творчеством Чижика. Вот они вдвоем раскапывают могильную плиту, на которой выбита эпитафия Чижика в честь покойника. Как собачки роют снег.
И так "купчик" стал заливать библиотекарше про то, что очень ему Чижик нравится, вот прямо уже и жить без него не может. Что вот прямо сейчас про него писать будет. Что вот она - новая тема для творчества. Бросит всякую халтуру, и князя Игоря, и только о Чижике писать будет. А сам всё ближе к "француженке" подбирается, примеривается как бы её сподручнее вот прям тут, на кладбище, и завалить. Кот мартовский.
Но вот только обломалось этому котяре. Мышка французская хвостиком вильнула и убежала. И не просто убежала. А убежала к тому, кто и является настоящим героем этого фильма, ради которого картина и снималась. К Бородатому.
Все эти столичные писатели, провинциальный милиционеры, учительницы и "француженки" - всё это декорация и маскировка, что поглубже спрятать главного героя. Кто знает - тот поймёт, а кто не в курсе - тому и знать не надо. Фильм то снимался для столичной панфиловской тусовки, которая с полунамёка должна была понять и оценить всю тонкость замысла о том толстенном антисоветском болте, что режиссер заложил в свой фильм
Итак, Бородатый - ваш выход.
Бородатый впервые появляется там же, на кладбище. Работает могильщиком. Даже быстренько вовлёк Есенина, который ждал библиотекаршу, помочь гроб до могилки помочь донести и портвешку дал хлебнуть опохмелиться и на помин души усопшего.
Хоть Бородатый и главный герой фильма, но Панфилов всячески старается на нём не акцентировать внимание зрителя. Показывает его сбоку и на дальних планах.
Играет Бородатого Станислав Любшин. На тот период он вместе с Олегом Янковским актёры номер один советского кино.
...Славу Любшина я пригласил, как хорошего актера, а когда стал репетировать, понял, что это актер выдающийся – нервный, тонкий, сложный, умеющий работать. Во время репетиций находили какие-то нюансы. Саша говорит: «Я тебя видела сегодня», а он отвечает: «Мы как раз Митрохина выносили… хорошо, я плечо подставил, а то бы обронили гроб…». Сцена расставания сыгралась одним дублем, повторить такое было невозможно… Инна и Слава сыграли, как великие театральные актеры, выложившись полностью…
Кто же такой этот самый Бородатый, его даже по имени называют в фильме всего один раз, а в сценарии его постоянно так и называют - Бородатый. Какой-то, то ли историк, то ли литературовед. Нашел где-то неизвестные письма Радищева, но его начальница, которая сама десять лет их искала, предложила своё соавторство в написании монографии. Бородатый устроил скандал, его уволили, он пошёл работать могильщиком. Дядя прислал ему вызов в Израиль. И он уезжает туда.
Зовёт с собой библиотекаршу, с которой у него, скорее всего, роман с пионерских времён. Но Саша - "француженка" отказывается и просит его не уезжать. Бородатый заявляет, что не может больше жить в этой стране, где сплошная ложь, и пусть он там умрёт от тоски, чем тут от ненависти.
Откуда у Бородатого появилась вот такая ненависть к своей стране, где он был в своё время председателем совета пионерского отряда? Чего такого плохого страна сделала ему? Конфликт с начальницей как-то не тянет на повод покинуть страну, что тогда приравнивалось к предательству. Ладно бы ещё был еврей и играл бы эту роль Эммануил Виторган. Но играет русак Любшин. С чего бы это русскому человеку рвать когти в Израиль?
Нет, в принципе человек имеет право на свободу передвижения и СССР даже обязался соблюдать "права человека" в "третьей корзине" хельсинского Заключительного Акта о безопасности и сотрудничестве в Европе от 1975 г.
Но вот только в фильме Панфилов не разъясняет подробно мотивы Бородатого. Почему ненавидит страну, неужели в ней сплошная ложь. То есть причина отъезда - все в это стране живут по лжи, а на Западе можно жить не по лжи.
А Панфилову и не надо что-то объяснять зрителю. Сам то он знает кто этот Бородатый и почему уезжает. А Бородатый - это кумир Панфилова тех лет и до конца жизни - ловчага-вольнодум Александр Исаевич Солженицын.
Тоже бородатый, и такой же агрессивно - бескомпромиссный в своём отношении к советским властям и правящей идеологии. Как раз в то время Панфилов запоем читал потаенные солженицынские "Архипелаг ГЛАГ", "В круге первом", эссе "Жить не по лжи" и "Образованщина". И вот эти самые "Жить не по лжи" и особенно "Образованщина", и составили идейную основу фильма Тема". Но об этом в следующей части.