Найти в Дзене
Смотри в себя

Можно ли простить человека, но не общаться с ним? Объясняют священники

Допустимо ли простить обидчика или врага, но не общаться с ним больше? На эту тему рассуждали священнослужители и доктор богословия. Константин Корепанов, иерей: Можно. Но обычно в большинстве случаем так и делается. Мы видим это у апостола Павла, в житиях святых... Мученики ли они или преподобные, у всех — так. Мы должны простить человека. Это долг, это заповедь. Простить — это значит понять. Понять, почему он это сделал. Понять, что он не мог сделать иначе в силу своего малодушия, в силу своего страха, в силу своего неверия, в силу своего воспитания... Он делает так, как делает. И мы его прощаем. Но мы не общаемся с ним, потому что знаем, что в силу вышеперечисленного он сделает так же. И мы слушаем то, что говорит Христос: «Будьте мудры как змеи...» То есть мы должны быть осторожными. Блюдите, как опасно ходите, говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам. А апостол Пётр говорит про льва рыкающего, который ходит и ищет, кого бы поглотить. То есть, действительно, вокруг нас много злы

Допустимо ли простить обидчика или врага, но не общаться с ним больше? На эту тему рассуждали священнослужители и доктор богословия.

Константин Корепанов — иерей, богослов, преподаватель, проректор по учебной работе Екатеринбургской духовной семинарии.
Константин Корепанов — иерей, богослов, преподаватель, проректор по учебной работе Екатеринбургской духовной семинарии.

Константин Корепанов, иерей:

Можно. Но обычно в большинстве случаем так и делается. Мы видим это у апостола Павла, в житиях святых... Мученики ли они или преподобные, у всех — так.

Мы должны простить человека. Это долг, это заповедь. Простить — это значит понять. Понять, почему он это сделал. Понять, что он не мог сделать иначе в силу своего малодушия, в силу своего страха, в силу своего неверия, в силу своего воспитания...

Он делает так, как делает. И мы его прощаем. Но мы не общаемся с ним, потому что знаем, что в силу вышеперечисленного он сделает так же. И мы слушаем то, что говорит Христос: «Будьте мудры как змеи...»

То есть мы должны быть осторожными. Блюдите, как опасно ходите, говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам. А апостол Пётр говорит про льва рыкающего, который ходит и ищет, кого бы поглотить.

То есть, действительно, вокруг нас много злых и испорченных людей. Они необязательно злые. Они могут быть плохо воспитанными и пока ещё не верующими, но в силу определенно сложившихся условий своей жизни они могут плохо поступить.

Надо быть осторожнее. Не открываться этому человеку. Не доверять ему. Но простить мы ему должны. Это как бы два разных дела.

К примеру, совершил человек какую-то нехорошую вещь — предал нас, оклеветал, рассказал тайну нашу... Мы должны понять, почему он это сделал. А когда поймём это, мы также поймём, что больше открываться ему не надо. Больше доверяться ему не надо. Больше надеяться на него не надо. Потому что он подведёт.

Мы не гнушаемся им. Мы просто ведём себя с ним разумно и осторожно.

Андрей Ефанов — протоиерей, клирик Кинешемской епархии, настоятель Воскресенского храма (с. Болотново).
Андрей Ефанов — протоиерей, клирик Кинешемской епархии, настоятель Воскресенского храма (с. Болотново).

Андрей Ефанов, протоиерей:

Простить — это означает, что вы не будете просить наказания для своего обидчика на Страшном суде. Образно говоря, вы не положите камень на ту чашу весов, которая будет склоняться в сторону небытия.

Если вы простили своих обидчиков — это правильное, хорошее и христианское решение. Но факт прощения вовсе не означает, что вы должны общаться с ними. Особенно, если люди не стремятся поддержать вас, а, наоборот, стараются выбить почву из-под ваших ног.

Быть может, с вышеупомянутыми людьми нужно держать дистанцию и, возможно, не общаться вовсе.

Вам самим решать — есть ли польза от такого общения или нет.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог, доктор богословия, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, писатель, публицист, проповедник.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог, доктор богословия, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, писатель, публицист, проповедник.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

К примеру, прощает человек того, кто его обманул. А дальше как отношения строить? Дальше общение зависит не от того, в какой степени я простил этого человека, а от того, какой это человек.

Я точно знаю, что он — вор. И поэтому больше не допускаю его в свой дом... Почему я его прощаю? Потому что я сам, возможно, даже хуже его. Он — вор, а я — развратник или невероятнейший скряга.

Мы все наполнены теми или иными страстями. Именно поэтому я и прощаю, потому что знаю, что не всегда человеку удаётся справиться со своей страстью.

При этом прощение вовсе не означает, что наше прежнее общение будет восстановлено. Главное — это искренне простить. А простить легче, когда знаешь, что и ты тоже далёк от совершенства. Что ты, в сущности, ничем не лучше его. Он — вор, а ты — чревоугодник...

Итак, прощать нужно обязательно, но общаться нужно аккуратно. Господь предупреждает нас о том, чтобы мы не открывались первому встречному. Нужно внимательно следить, с кем вы общаетесь.

Преподобный Антоний Великий сказал:

«Нет добродетели выше рассуждения».

Нужно рассудить, с кем нужно общаться, а с кем лучше воздержаться от общения.

Ещё статья: Почему Бог что-то у нас отнимает? Объясняет священник.

Ещё статья: Почему прощение нужно обиженному, а не обидчику? Объясняют священники.

Ещё статья: Прощать ли предательство и как? Объясняет священник.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.