203,7K подписчиков

Прощать ли предательство и как? Объясняет священник

10K прочитали

Нужно ли прощать человека, если он совершил предательство близкого человека? Как прощать предательство, рассказал протоиерей Максим Курленко.

Максим Курленко — протоиерей, музыкант, писатель, настоятель храма Сретения Господня (с. Чемурша Чебоксарского района).
Максим Курленко — протоиерей, музыкант, писатель, настоятель храма Сретения Господня (с. Чемурша Чебоксарского района).

Максим Курленко, протоиерей:

Церковь призывает к тому, чтобы прощать обидчиков. Потому что человек, который не простил, не может общаться с Богом. Об этом недвусмысленно говорится и в Священном Писании, и в молитве «Отче наш»:

«… оставь нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

Это же говорится и в притче о блудном сыне, где кающийся грешник возвращается в дом к своему отцу. Блудный сын в притче — это образ кающегося грешника, а пожилой отец — Отец Небесный.

В притче о немилосердном заимодавце Пётр спрашивает у Господа, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня — до семи ли раз? Иисус говорит ему: «не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз».

Мы призваны к тому, чтобы прощать, ведь и Господь прощает нас. Казалось бы, это не так сложно сделать — взять и простить. Но, на самом деле, сделать это не так просто, особенно, если было совершено предательство.

Когда близкие отношения были преданы, разрушены, разорваны, осквернены, эта ситуация требует особенного рассмотрения. Это же не на ногу вам в автобусе наступили и попросили прощения. В этом случае для прощения особых усилий души не прилагается.

В разрешении вопроса, связанного с предательством, нужно рассмотреть, что такое прощение вообще. Поэтому предлагаю весь процесс прощения разделить на два этапа.

Первый этап, на мой взгляд, очевиден: мы прощаем человека за какой-то определенный проступок. Мы даём ему шанс осознать этот грех, возродиться. Таким образом, мы исполняем Волю Божью, потому что Господь даёт такой шанс каждому из нас.

Если это возможно, то все силы души постараться аккумулировать, направить на то, чтобы простить грех человека и постараться увидеть в нём образ и подобие Божие, и разотождествить человека с этим поступком. Постараться увидеть в нём болезнь, которой он болеет, и которая привлекла его к этому поступку.

Но далее встаёт самый сложный вопрос: а что дальше? Впустить ли человека снова в свою душу и в свою жизнь? Восстановить ли те отношения, которые были раньше? Сделать ли его снова близким для нас человеком?

Вот это сделать гораздо сложнее. И мне кажется, что на этом этапе торопиться не следует. Вернуться в ту же точку взаимоотношений, которая была раньше — это вопрос времени. Одними усилиями нашей души это сделать невозможно. Потому что здесь присутствуют два человека, две воли, два состояния души.

И, если раньше, до совершения этого поступка и своего раскаяния, это был один человек, то сейчас перед вами совсем другой человек. Ведь в одну реку невозможно войти дважды.

И отношения нужно снова выстраивать. Для того, чтобы впустить в душу человека и пытаться сделать всё, как прежде, торопиться не надо. Она сказала «прости», я простил, и мы вновь живём, как жили раньше. Возможно ли?

Я думаю, что, выстраивая отношения заново, нужно оценить, сможем ли мы их выстроить вновь. Ведь какое-то время назад мы вместе созидали некий сосуд. И вот он был разбит ошибкой другого человека.

Будет ли у нас такая сила любви, чтобы вновь склеить разбитый сосуд? Чтобы приложить пластырь к больной душе и исцелить её... Ведь здесь понадобятся и терпение, и жертвенность… Будут ли у нас на это силы? Есть ли у нас на это любовь?

Мы должны всё это соизмерить. И, когда мы прощаем человеку какой-то грех, то это не означает, что мы вновь готовы восстановить отношения, которые были когда-то.

Об этом даже говорит Господь в Евангелии, несмотря на то, что Он призывает нас к прощению. Есть такое место в Священном Писании, где Господь говорит о разводе… Что он не допустим, кроме вины прелюбодеянии. То есть, если совершается измена или предательство, то развод допускается. То есть Господь подтверждает те решения, которые были установлены ещё до пришествия Христа.

Поэтому, согласно известной русской поговорке «семь раз отмерь — один раз отрежь», мы должны для себя сопоставлять: можем ли мы впустить этого человека?

Мы должны принять решение органично, без искусственного навязывания. Так же, как наши отношения складывались в самом начале — органично, без давления. Никто никому себя не навязывал, и каждый видел в другом глубину, и это его вдохновляло, и это его возвышало, и хотелось быть вместе.

Так и здесь, отношения нужно начинать снова. И если это не получается или получается неискренне, то совесть нам обязательно подскажет.

И взывание к Богу, прежде всего… Потому что в таких вопросах нужно обращаться к Богу: «Господи, тот ли это человек, с которым мне нужно связать свою жизнь?»

Ещё статья: Если обиделся — сними крестик, клади его на фортепиано. Димитрий Смирнов — о прощении.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангилие господьбог промыслбожий господьбог смирение