Найти в Дзене

"Пусть же песни звенят и звенят…"

Так уж получилось, что родился мой отец в "женский" месяц – 2-го марта. Впрочем, март являет нам и Прощёное воскресенье, и День моряков-подводников, Национальной гвардии РФ, а ещё, не забудьте, – Всемирный День театра и День поэзии… Всего не перечислить. Но, конечно, дороже всего мне то, что в этом году папе, с которым у меня была неразрывная духовная, творческая связь, – 115 лет.

Они с мамой любили повторять, что никогда не расстанутся и обязательно умрут в один день. Однако мама дожила до 94-х, а отец, Георгий (Заурбек) Николаевич Гуржибеков – только до 57-ми: сказалась, видимо, и военная юность, и неутомимая работа в ансамбле, расходы нервов и энергии… В день одной из его "круглых" дат я напомнила о нём читателю на страницах "СО", но, конечно же, некоторые воспоминания остались "за кадром". Разрешите поделиться…

Год 1960-й. На пороге – первая Декада осетинской литературы и искусства в Москве. Помочь нам в подготовке к ней приехал сам Вано Мурадели. Побывав на концерте ансамбля осетинской песни и танца (ныне ансамбль танца "Алан"), он восторженно сказал отцу-худруку: "Это здорово! Какая пластика, глубина образов… Одного концерта в столице будет мало – надо несколько…" Тогда же он "повелел" нам с папой написать песню о шахтёрах Садона и ещё, желательно, – частушки. С тех пор "шахтёры Садона, гей!" долго звучало в разных концах республики.

Год 1958-й. Студентка МГУ, я узнала, что ансамбль приезжает на короткие гастроли в Москву, а времени ни у меня, ни у папы особо не было. И всё равно мы встретились около ГУМа на несколько минут. Он спросил:

– Ну что, ещё не влюбилась ни в кого? – Смущённо отвечаю, что – нет.

– Слушай меня внимательно и запомни: не ищи слишком умного, богатого и красивого, главное – чтобы вы друг друга понимали…

Год 1935-й. Отцу – 25 лет. А он вдруг пишет:

"Пусть же струны мои не порвутся!

Пусть же песни звенят и звенят!

В каждом сердце они отзовутся.

В каждом доме они прозвучат".

Г. Гуржибеков (в центре) со студентами Азербайджанской консерватории. 1937 год.
Г. Гуржибеков (в центре) со студентами Азербайджанской консерватории. 1937 год.

Откуда мог этот юноша знать, что через много лет он действительно "родит" песни, которые будет петь вся Осетия? "Песня о родном крае", "Песня о матери", "Осетинский вальс", "Девушка гор", "Терек", и ещё, и ещё…

С 1941-го по 1945-й он, зенитчик, шёл дорогами войны. Потом бережно хранил орден Красного Знамени, медали "За оборону Кавказа" и "За победу над Германией". Ни тогда, ни потом стремления к славе, к почестям у него не было. Хотя стал заслуженным деятелем искусств РСФСР и Северной Осетии. Честно заслуженным: впервые вывез свой ансамбль за границу в Германию, поставил театрализованные танцевальные номера и, как говорят в Одессе, таки стал бывший воин, альтист, музыкант симфонического оркестра известным композитором.

Я часто беру в руки эту драгоценность – изданную в типографии ННБ (редактор – И. Хайманова, дизайн – З. Кокоева) маленькую книжечку – его "Стихи из дневника" 1924-1931 годов. В этих стихах, как пишу в предисловии, – "его боль, его любовь, его песенная душа". Из тридцати четырёх стихотворений разрешите предложить вам, дорогие читатели, одно. И вы поймёте – почему именно это:

"На паперти Божьего храма

Нищий калека сидел.

Он милости ждал от прохожих,

В глаза им с надеждой смотрел.

Но те, отвернувшись со злобой,

С презрением дальше шли,

Как будто не видя страданий

И хлеба просящей руки.

И руку в отчаянье горьком

Нищий старик опустил…

А губы шептали молитву –

Прощенья ДЛЯ НИХ он просил…"

Автор: Ирина ГУРЖИБЕКОВА