Продолжение. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке
Во второй половине дня 25 ноября 1177 года мусульманское войско, при котором находился Саладин, достигло гористого холма Монжизар (в арабских источниках – Гезер или Телль Шезар), расположенного в 8 км юго-восточнее города Рамла. Прежде чем начать подробный рассказ о самой битве, следует остановиться на двух моментах, касающихся датировки сражения и его точной локации. Так, в ряде западноевропейских источников битва при Монжизаре (Монжисаре) датируется 27-28 ноября[1], а некоторые арабские авторы в качестве географической (ландшафтной) привязки поля боя называют возвышенность Телль Ас-Сафит.
Салах ад-Дин намеревался перевести основные силы своей армии вброд через небольшую речушку, когда внезапно с северного направления прямо в центр походной колонны врезалась рыцарская конница и тяжёлая кавалерия крестоносцев. Для султана и сам факт нападения христиан, и вообще их присутствие в окрестностях Рамлы стали полнейшей и крайне неприятной неожиданностью. Правитель Египта и Дамаска был абсолютно уверен, что иерусалимский король и его небольшое войско надёжно заперты в Аскалоне.
Если Саладином в первые минуты сражения овладели растерянность и слабое понимание того, что происходит, то Балдуин IV, напротив, был преисполнен решимости, твёрдости духа и уверенности в успехе. Несмотря на своё слабое здоровье и плохое самочувствие, юный монарх категорично настоял на том, чтобы на протяжении всего боя, как бы он ни сложился, быть среди своих воинов.
Прокаженный Король не мог длительное время уверенно и прочно держаться в седле. Зная об этом, государь Иерусалимский приказал соорудить для него специальные носилки на подобие паланкина. Затем он распорядился отнести себя в самый центр боевого построения, чтобы лично следить за ходом ристалища, руководя им, а если потребуется, то и разделить общую участь воинства Христова, какой бы она ни оказалась.
Михаил Сириец – известный церковный деятель, богослов, летописец и историк, в период с 1166 по 1199 года занимавший должность патриарха Сирийской православной церкви, в своей «Хронике» подробно рассказал о том, как повели себя король Иерусалима и его подданные перед самым началом битвы:
«Он [Балдуин IV] спустился с коня, простерся ниц перед крестом и вознес молитву, сопровождаемую плачем и жалобными восклицаниями. При виде этого сердца всех воинов дрогнули. Они возложили руку на крест и поклялись, что не покинут поле боя, а если бы турки одержали победу, тот, кто попытался бы скрыться и не погиб, считался бы изменником.
Когда они сели в седло, они двинулись вперед и оказались перед турками, которые уже праздновали победу, ибо полагали, что уничтожат всех франков. Завидев турок, чьи войска были подобны морю, рыцари снова спешились, отрезали свои волосы и обнялись в знак мира и попросили друг у друга в последний раз прощение. Затем они ринулись в бой…»[2]
По большому счёту, исход сражения был предрешён в самом его дебюте. Стремительная, внезапная, максимально синхронная, таранная атака тяжёлой кавалерии иерусалимских рыцарей, а также тамплиеров и госпитальеров (иоаннитов), словно гигантский остро заточенный серп, рассекла походную вражескую колонну, приведя даже бывалых мусульманских воинов в замешательство.
В хрониках и исторических трудах ближневосточных средневековых авторов сражение при Монжисаре либо вообще не упоминается, либо приводится максимально короткий отчёт об итогах битвы без каких-либо описаний и подробностей. Католические хронисты также не балуют читателей деталями побоища и фактами, заслуживающими пристанного внимания.
Если резюмировать христианские первоисточники, то при Монжисаре отважный, распорядительный и доблестный Балдуин IV повторил триумфальную победу прославленного Гая Юлия Цезаря, разгромившего при Зеле в августе 47 года до н.э. понтийского царя Фарнака, действуя строго в рамках своей крылатой формулы: «Пришёл, увидел, победил» («Veni, vidi, vici»).
Основательно нарушив вражеский строй и разделив колонну Саладина на две изолированные части, рыцари не остановились на достигнутом. Разделившись и развернувшись на два фронта – лицом на запад и восток, иерусалимские тяжёлые всадники при поддержке неистовых и неустрашимых тамплиеров и иоаннитов начали расширять брешь, пробитую в центре вражеского строя.
Следует отдать должное Балдуину IV и его военным советникам. Они быстро сориентировались в происходящем и послали в атаку пехоту. Обычно главная ставка в подобных генеральных битвах против исламских армий (преимущественно конных) делалась на пробивную мощь кавалерии, а пехоте изначально отводилась второстепенная и пассивная роль.
На этот раз иерусалимские пехотинцы сплоченными и организованными подразделениями уверено вступали в бой, активно помогая своей коннице. Арбалетчики осыпали своими смертоносными болтами сельджукских и египетских всадников, не защищенных тяжёлыми доспехами, а копейщики, сформировав несколько баталий, громили и теснили нубийскую пехоту.
Христианские хронисты наперебой воспевали и восхваляли доблесть иерусалимского воинства, особенно королевской рати и, конечно же, рыцарей-тамплиеров. Наиболее отличившимся на протяжении всей битвы оказался небезызвестный Рено де Шатийон, сеньор Трансиордании. Этот дородный исполин, словно одержимый какой-то сверхъестественной силой, громил сарацин направо и налево, без устали размахивая то своим фамильным мечом, то исполинской булавой.
Осведомленный читатель знает, что именно Рено де Шатийону суждено в будущем самым негативным образом повлиять на дальнейшую судьбу Иерусалимского королевства и «Святого города». Однако в битве при Монжизаре этот самый влиятельный и могущественный вассал Балдуина IV действительно проявил себя с наилучшей стороны, став подлинным героем католического воинства.
Существенный вклад в разгром египетско-сирийского войска внесли братья Ибелины – Балдуин и Балиан II. Они со своими людьми сражались не менее мужественно, отважно и героически, чем Рено де Шатийон. Вообще сеньория Рамла, принадлежавшая семейству баронов д'Ибелин, выставила на поле боя порядка 200 рыцарей и тяжёлых всадников, что составляло, как минимум, третью часть всей кавалерии иерусалимского войска. Также средневековые хронисты воздают заслуженную хвалу отважным, неустрашимым и доблестным братьям-рыцарям Гуго II де Сент-Омеру и Гийому Галилейскому.
Поскольку «Хроника», принадлежащая перу Михаила Сирийца, содержит самое подробное описание хода битвы при Монжизаре, то мы ещё раз процитируем фрагмент из его сочинения, касающийся финальной части сражения и последующих за ним дней: «В ту же минуту Господь поднял жестокую бурю, которая подняла пыль со стороны франков и погнала ее на турок. Тогда франки поняли, что Господь принял их раскаяние; они возликовали и воспряли духом.
Турки, напротив, развернулись, чтобы обратиться в бегство. Франки преследовали их и отняли у них верблюдов и все имущество. Так как турецкие войска рассеялись по пустыне, франкам понадобилось пять дней, чтобы разыскать их. Они находили отдельные отряды: одни были уже мертвы, другие при смерти. Они добивали последних и забирали их оружие и вещи. Некоторые, добравшись вместе с Саладином до Египта, оделись во все черное и пребывали в трауре»[3].
Салах ад-Дину удалось целым и невредимым покинуть поле боя только благодаря отважным и самоотверженным действиям его гвардейцев, охранников и личных телохранителей. Именно они прикрывали, сколько хватило сил и возможности, беспорядочное отступление своих соотечественников и единоверцев.
Саму султану пришлось спасаться постыдным бегством, пустив своего чистокровного, быстроходного и неутомимого арабского скакуна в галоп. Позже Саладин вспоминал, что на протяжении достаточно длительного времени его настойчиво преследовали три рыцаря. Один из них настолько близко подобрался к владыке Египта и Дамаска, что едва не достал его остриём своего копья.
Даже спустя много лет после Монжизарского побоища «Защитник Исламской Веры» с содроганием признался своим избранным приближенным, что наверняка погиб бы от копий и мечей своих преследователей, если бы не вмешались три верных гвардейца-телохранителя. Они вступили в схватку с рыцарями, позволив своему повелителю уйти от смертельной погони.
В ряде средневековых христианских первоисточников прямо говорится о том, что Саладин спасался бегством не на коне, а на «очень быстром верблюде»[4]. Разумеется, это не соответствует действительности. Самый «быстроходный» верблюд, обладающий феноменальной скоростью, не сможет при всём желании бежать быстрее, чем скачет рыцарский конь (дестриэ), даже если на нём восседает самый тяжеловооруженный всадник.
Хотя вполне вероятно и допустимо, что какую-то часть обратного пути в Египет султану пришлось проделать верхом на «корабле пустыни», ведь все табуны лошадей и стада верблюдов, которые находились при армии Саладина, вместе с обозом достались иерусалимским воинам в качестве главных и наиболее ценных трофеев.
Помимо лошадей, вьючных животных и обоза, доверху забитого добром, недавно награбленным мусульманами во владениях Иерусалимского королевства, победители захватили великое множество оружия и всевозможных доспехов. Причём, речь идёт не только о тех запасах, что вёз с собой в обозных телегах Саладин, и не тех шлемах, кольчугах и кожаных латных куртках, которые латиняне позже сняли с убитых врагов.
Дело в том, что во время повального и панического бегства доблестные воины ислама скидывали с себя всё лишнее, в том числе доспехи, бросая также сабли, копья, булавы, щиты и прочую амуницию. Логика беглецов вполне понятна: спасаться от настойчивой погони (крестоносцы преследовали мусульман до наступления темноты) гораздо легче и сподручнее налегке, чем в полном вооружении и снаряжении. Однако эта тактика избавления от «лишнего веса» ещё аукнется уцелевшим воинам Саладина в самом скором времени.
В общей сложности само сражение (без учёта погони) длилось не более двух часов. Иерусалимское войско, усиленное рыцарями-тамплиерами и госпитальерами, одержало полную и безоговорочную победу. Однако далась она весьма дорогой ценой. Согласно сведениям хронистов, католическое воинство потеряло 1100 человек погибшими и 750 ранеными[5]. Многие из раненых и покалеченных, учитывая зачаточное состояние средневековой медицины, сухой жаркий климат и антисанитарные условия городов Утремера, скончались от полученных ран и травм в последующие дни.
Оценивая потери армии Саладина, многие современные западные историки и военные исследователи сходятся во мнении, что египетско-сирийское войско погибшими, пленными, умершими от ран и пропавшими без вести потеряло до 90 % своего первоначального личного состава[6]. Русские летописцы в таких случаях говорили, что из похода вернулся лишь каждый десятый воин.
Самую подробную информацию, касающуюся потерь мусульманской армии, приводит современный российский публицист Александр Владимирович Владимирский: «С Саладином в Египет ушло лишь 2500 всадников. Остальная кавалерия была частью уничтожена, частью пленена, а пехота и бедуинская кавалерия – по большей части уничтожена, поскольку за пехотинцев трудно было рассчитывать получить выкуп»[7].
Кстати о выкупе. Самым ценным пленником, попавшим к крестоносцам, стал придворный факих – специалист в области мусульманского права, обычаев и законов шариата по имени Иса. За его свободу в последствие Салах ад-Дин заплатил 60 000 золотых динаров! Подобные суммы обычно назначались только за очень знатных аристократов, а чаще всего за правителей и наместников.
Весьма интересную, необычную, довольно спорную, но вместе с тем достаточно аргументированную интерпретацию хода сражения при Монжизаре предлагает современный израильский историк и автор наиболее содержательной биографии Салах ад-Дина – Пётр Ефимович Люкимсон. По его мнению, события 25 ноября 1177 года развивались следующим образом.
Позволив своей армии разделиться на десятки отрядов численностью в 800-1000 всадников, чтобы основательно разграбить дальние подступы к Иерусалиму, султан Египта и Сирии оказался у холма Монжизар с относительно небольшим по количеству людей войском. Подвергшись внезапному нападению рыцарской конницы, Саладин просто не имел никакой возможности оказать надлежащего отпора.
Не выдержав яростного натиска крестоносцев, а также осознав всю бесперспективность дальнейшего сопротивления, Салах ад-Дин отдал приказ на отступление. Часть мусульманской кавалерии, что находилась при своём повелителе, благополучно добралась до Синайского полуострова. Что же касается отрядов, занимавшихся грабежами, то многие из них в последующие дни были истреблены иерусалимскими поисковыми группами. Многие из тех грабителей, которым посчастливилось выбраться живыми из пределов Палестины, заблудились в пустыне Негев, погибнув от жары, жажды и в результате нападения банд местных бедуинов[8].
Даже если Пётр Люкимсон в чём-то и прав, то обстоятельство это нисколько не умоляет итогов выдающейся победы, одержанной войском Балдуина IV над армией Салах ад-Дина, имевшей многократное численное преимущество в живой силе и кавалерии. Увы, но, забегая вперёд, следует признать, что триумфов подобного масштаба крестоносцам более не суждено добиться в битвах с мусульманами.
Как верно заметила французская писательница Марион Мелвиль, длительное время глубоко изучавшая эпоху Крестовых походов, в эпохальной битве при Монжизаре последний раз в истории средневекового Ближнего Востока «тысячи сарацин бросились бежать после атаки на них горстки рыцарей»[9].
Самый обстоятельный и многосторонний анализ общих итогов знаменательной победы иерусалимского войска над армией Салах ад-Дина сделал известный британский профессор-медиевист и ведущий специалист по истории Латинского Востока – Стивен Рансимен: «Битва при Монжизаре действительно стала великой победой франков, которая на какое-то время спасла Иерусалимское королевство. Однако даже такая победа не могла изменить ситуацию в более отдаленной перспективе.
Ресурсы Египта были безграничны, в то время как франкам по-прежнему недоставало людей. Если бы король Балдуин был в силах возглавить преследование врага вплоть до египетской границы или предпринял бы молниеносную атаку на Дамаск, франки смогли бы сокрушить Саладина. Однако без помощи извне Балдуин опасался рисковать своей и без того немногочисленной армией»[10].
Обратный путь в Каир для Саладина и уцелевших его воинов оказался труднейшим маршрутом, полным невзгод, испытаний, лишений и смертельных опасностей. Наступившая зима оказалась на редкость дождливой и промозглой. Над песчаными просторами прибрежной средиземноморской полосы Суэцкого полуострова в те дни нескончаемыми потоками лил холодный дождь. Ночью в пустыне даже в жаркий сезон часто бывает прохладно. Теперь же, промокшие до нитки египтяне, сирийцы, курды и сельджуки, не привыкшие к низким температурам, страдали от переохлаждения, поскольку не имели запасной сухой и тёплой одежды.
Запасы продовольствия, чистой питьевой воды и фуража были брошены вместе с обозом у подножия Монжизара. По этой причине и сам султан, и его люди днём изнемогали от жажды, постоянно мучаясь от недоедания. Лошади и вьючный скот падали от бескормицы, доходя до сильнейшего истощения. Небольшие отряды, передвигавшиеся самостоятельно, группы, шедшие пешком, а также слабых и отставших постоянно атаковали местные бедуины.
Сбившись в многочисленные отряды, они без жалости и сожаления истребляли остатки воинства Саладина, надеясь поживиться одеждой и личными вещами убитых, а также их лошадьми, мулами и верблюдами. Вот когда, наверняка, воины султана многократно пожалели о том, что преждевременно избавились от своих доспехов и оружия.
Известный средневековый арабский историк, хронист и богослов Шихабуддин Абуль-Касим Абдуррахман ибн Исмаил аль-Макдиси, более известный как Абу Шама, оставил в одной из своих хроник короткую запись следующего содержания: «Все те, кто не был убит во время этого отступления [из окрестностей Рамлы], кто выжил в глухих местах без проводника и воды, все погибли в пустыне»[11].
Опасаясь, что слухи о катастрофическом разгроме его армии достигнут Каира преждевременно, побудив его врагов к мятежу, Салах ад-Дин направил в египетскую столицу самых быстрых и преданных гонцов из числа тех, что ещё оставались у него под рукой. Саладин на всё время своего отсутствия полномочия наместника Египта передал своему младшему брату – Аль-Адилю Сайф ад-Дину ибн Наджм ад-Дину Айюбу.
Именно к нему помчались гонцы с приказом приготовиться к подавлению выступления оппозиции и шиитов-исмаилитов, ушедших в религиозное подполье. Также Салах ад-Дин просил выслать ему навстречу отряд охраны, свежих лошадей и верблюдов, а также обоз со всеми необходимыми припасами. Аль-Адин ибн Айюб всё исполнил быстро, точно и последовательно.
8 декабря 1177 года, к величайшей радости своей и облегчению, Салах ад-Дин прибыл в Каир. С ним на тот момент было всего лишь около ста гвардейцев и телохранителей, из числа тех 7000 «аскаров» и «саляхов», что три недели назад вторглись во владения Иерусалимского королевства. Тревоги и опасения султана, связанные с возможностью мятежа и восстания, оказались беспочвенными. В Каире жизнь шла своим чередом. Население и духовенство других египетских городов также сохранили верность своему повелителю.
Сам Саладин значительно позже объяснил главные причины самого сокрушительного поражения в своей полководческой карьере такими словами: «Наши войска были приведены в боевой порядок, и враг шел в наступление, когда нашим людям пришло в голову изменить позиции наших флангов, чтобы сзади они были защищены хорошо известным холмом в окрестностях Рамлы. Пока наши воины перестраивались, франки атаковали их и, по воле Аллаха, разгромили их.
Поскольку рядом не было никакого укрепления, под защиту которого они могли бы отступить, мусульмане побежали в направлении Египта и, заблудившись, рассеялись по большой территории. Враги захватили великое множество пленников... Это была крупная неудача, однако, слава Аллаху, Он возместил нам наши потери преимуществами знаменитого Хаттинского сражения»[12].
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Виймар П. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны» / Пер. с франц. Д. А. Журавлевой. – СПб.: Евразия, 2003. С. 310;
- Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 227.
[2] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 363.
[3] - Виймар П. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны» / Пер. с франц. Д. А. Журавлевой. – СПб.: Евразия, 2003. С. 309-310.
[4] - Девриз К. Великие сражения крестоносцев 1097-1444 / Келли Девриз, Мартин Догерти, Йен Дикки, Филлис Джестайс, Крис Йоргенсен, Майкл Павкович; [пер с англ. А. Колина]. – М.: Эксмо, 2008. С. 93;
- Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 124.
[5] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 302;
- Величко А. М. Герои крестовых походов, которые изменили мир. – М.: Издательство «Наше завтра», 2022. С. 169.
[6] - Девриз К. Великие сражения крестоносцев 1097-1444 / Келли Девриз, Мартин Догерти, Йен Дикки, Филлис Джестайс, Крис Йоргенсен, Майкл Павкович; [пер с англ. А. Колина]. – М.: Эксмо, 2008. С. 93.
[7] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 78.
[8] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 98-99.
[9] - Мельвиль М. История ордена тамплиеров. – СПб.: Евразия, 1999. С. 136.
[10] - Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 423.
[11] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 104.
[12] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 72.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».
Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.
Бернгард фон Куглер (1837-1898) – ведущий немецкий историк, профессор, специализировавшийся по изучению эпохи Крестовых походов. Его фундаментальный труд – «История крестовых походов» был впервые опубликован в 1875 году. Однако и сегодня эта книга считается среди историков-медиевистов одной из лучших обобщающих работ о крестовых походах.
Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.
Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.
Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.
Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.
Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).
Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.
Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.
Величко Алексей Михайлович (род. 1963) – современный российский историк, византинист, медиевист, исследователь в области церковной истории и канонического права, доктор юридических наук. Автор ряда работ, посвященных истории Византийской империи, биографиям византийских императоров и церковному праву.
Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».
Александр Владимирович Владимирский (род. 1966) – современный российский писатель. Первоначальную известность и популярность приобрёл благодаря своим книгам, написанным в разных жанрах – от фантастики и детектива до приключенческого романа. Однако наибольший читательский успех имели его исторические и биографические произведения. Александр Владимирский более всего известен как автор популярных биографий двух султанов Саладина (Салах ад-Дина) и Сулеймана Великолепного. Кроме того, из-под его пера вышли биографии известных политиков Кемаля Ататюрка, Махатмы Ганди, Джона Кеннеди, а также Григория Распутина.
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Хроники Саладина. Пролог к ближневосточному джихаду» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Полномасштабная война против крестоносцев
Часть 2-я. Битва при Монжизаре
Часть 3-я. Противостояние султана и Прокажённого Короля продолжается
Часть 4-я. У порога эпохальных перемен
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)