Современным школьным образованием недовольны ВСЕ!
Одни считают, что программа слишком сложная, дети перегружены уроками и домашкой. Например, на математике одни сплошные дроби, и это пугает школьников.
Другие жалуются, что качество образования упало, и вузы не могут набрать достаточно хорошо подготовленных абитуриентов. Сюда же добавляют претензии к ЕГЭ.
Чтобы разобраться, что происходит с образованием, расскажу, как учился я в СССР и как сейчас учатся мои дети.
Школы в СССР
Я сменил несколько школ в СССР, так что имею представление о системе образования того времени.
Школа в поселке Карагайлы
После второго класса, когда родилась сестра, я был предоставлен сам себе в плане учебы. Домашку со мной не делали, дневник не проверяли. Фактически, я почти не учился — по крайней мере, так мне кажется сейчас.
К этому добавлялась полубандитская атмосфера в школе поселка Карагайлы, где я жил.
Школьные учителя
На уроках случались драки, в учителей летели огрызки яблок. Одной молодой учительнице даже пытались расстегнуть юбку прямо на уроке...
Но не все учителя были беспомощны. Директора и завуча боялись.
Помню, к нам пришла новая учительница географии. По нашим меркам, она была уже старухой (лет 35, как я теперь понимаю). И вот этот самый полубандитский класс сидел на ее уроках, не шелохнувшись.
Мы делали огромный объем домашней работы по географии. Рисовали карты, а не просто раскрашивали контурные, срисовывая их через оконное стекло, гордо думая, что обманули эту "дуру".
Сейчас я понимаю, что "дура" всё видела и знала, но результат был налицо.
То, что я прошел с ней — названия заливов, полуостровов Северной Америки и Евразии — помню до сих пор!
Это одно из немногих ярких воспоминаний о домашней работе.
Школа города Темиртау
Ненадолго я поучился в городской школе г. Темиртау, живя у тети Тани. Всего полгода
Школа города Целинограда
Другой пример "качества" образования тоже из географии, но уже в городской школе №10 в Целинограде.
Я, как обычно, ничего не учил дома. Меня вызвали к доске, и пока я шел, успел прочитать в учебнике одну фразу: "Ветер в таком-то ущелье всегда дует в одну сторону".
И вот я пять минут рассказывал об этом, отвечая на вопросы. Не помню, какую оценку получил, но точно не двойку.
Математика и физика давались мне легко, поэтому они не запомнились.
А вот с восьмого класса я начал решать все задачи из Рымкевича. Приходилось много заниматься самостоятельно.
Маткласс школы №1 г. Целинограда
В девятом классе я попал в математический класс школы №1 в Целинограде. К задачам из Рымкевича добавились задания из "Сканави" и по 6-8 уроков в день.
Самостоятельное образование
Еще я решал задачи из журнала "Квант" и отправлял решения в редакцию. Мне даже приходили ответы, напечатанные на машинке, что задачи решены правильно.
Физматшкола в Академгородке Новосибирска
В десятом классе, после республиканской олимпиады по физике, я попал в ФМШ в Академгородке Новосибирска. Там приходилось много заниматься по всем предметам, но основное внимание уделялось физике и математике.
Кроме обычных заданий, у нас были "недельные" (мы называли их "неделами") и "месячные" (от слова "месяц").
Как видно, школы и образование в СССР были разными. Многое, если не всё, зависело от заинтересованности самих учеников.
Школы в новой России (2000-2010)
Мне рассказали случай, который произошел с учеником одной из школ в верхней зоне Академгородка. Это престижный район, где живут профессора и академики.
В седьмом классе учеников распределяли по спецклассам: математический, экономический и т.д. Одного парня, который не блистал успехами, оставили в "простом" классе.
Это, видимо, его так задело, что он взялся за ум. В 2010 году он поступил на ФЕН НГУ, а к 2020 году защитил докторскую диссертацию и уехал работать в США.
Этот пример показывает, что и в современной России образование может быть разным, и ЕГЭ не мешает получить качественные знания.
Текущая ситуация в школьном образовании
Сейчас мои дети учатся в 7-м и 4-м классах в одной из центральных школ Новосибирска. Школа считается престижной.
Семиклассница (аналог моего 6-го класса!) почти всё свободное время тратит на домашку: рефераты, проекты, презентации, два иностранных языка.
Сравните это с тем, что я почти не учился!
Математика сложная? Нет, такая же, как и раньше, хотя ей дается с трудом. Физика? - та же самая!
Проблемы в образовании есть, но они такие же, как и в СССР. Где-то школы и учителя "не очень", где-то сами ученики "не очень".
Есть родители, которые хотят, чтобы их детей не перегружали, но при этом они получали знания, хорошие оценки, сдали ЕГЭ и поступили в вузы.
Но так не бывает!
⛔ Жалобы на то, что в 11 классе детей "натаскивают" на ЕГЭ? А чем я занимался, когда решал задачи из Рымкевича? Я сам себя натаскивал!
Так что хватит ломать копья.
С образованием у нас всё в порядке, даже лучше, чем в СССР.
✅ Сейчас для мотивированных детей есть масса возможностей: "Сириус", спецшколы, интернаты, "Летово". Практически в каждой школе есть специализация.
И победы на международных олимпиадах это подтверждают (хотя население России составляет всего 2% от мирового).
🚩Не удивлюсь, если скоро наших школьников заподозрят в допинге и запретят участвовать!))
Учись — не хочу. Но не ждите, что результаты появятся сами собой, если ваш ребенок не гений. За место в хороших школах и классах нужно бороться и много работать.
А что касается вузов, которые не могут набрать качественных абитуриентов... Может, дело в том, что зарплата математика — 25 000 рублей, а токаря 6-го разряда — 200 000 + квартира через год?
Кто захочет долго и трудно учиться, чтобы потом получать копейки?