Найти в Дзене
Бойцовский клуб

Школьное образование в СССР и современной России

Современным школьным образованием недовольны ВСЕ! Одни считают, что программа слишком сложная, дети перегружены уроками и домашкой. Например, на математике одни сплошные дроби, и это пугает школьников. Другие жалуются, что качество образования упало, и вузы не могут набрать достаточно хорошо подготовленных абитуриентов. Сюда же добавляют претензии к ЕГЭ. Чтобы разобраться, что происходит с образованием, расскажу, как учился я в СССР и как сейчас учатся мои дети. Я сменил несколько школ в СССР, так что имею представление о системе образования того времени. После второго класса, когда родилась сестра, я был предоставлен сам себе в плане учебы. Домашку со мной не делали, дневник не проверяли. Фактически, я почти не учился — по крайней мере, так мне кажется сейчас. К этому добавлялась полубандитская атмосфера в школе поселка Карагайлы, где я жил. На уроках случались драки, в учителей летели огрызки яблок. Одной молодой учительнице даже пытались расстегнуть юбку прямо на уроке... Но не все
Оглавление

Современным школьным образованием недовольны ВСЕ!

Одни считают, что программа слишком сложная, дети перегружены уроками и домашкой. Например, на математике одни сплошные дроби, и это пугает школьников.

Другие жалуются, что качество образования упало, и вузы не могут набрать достаточно хорошо подготовленных абитуриентов. Сюда же добавляют претензии к ЕГЭ.

Чтобы разобраться, что происходит с образованием, расскажу, как учился я в СССР и как сейчас учатся мои дети.

Школы в СССР

Я сменил несколько школ в СССР, так что имею представление о системе образования того времени.

Школа в поселке Карагайлы

После второго класса, когда родилась сестра, я был предоставлен сам себе в плане учебы. Домашку со мной не делали, дневник не проверяли. Фактически, я почти не учился — по крайней мере, так мне кажется сейчас.

К этому добавлялась полубандитская атмосфера в школе поселка Карагайлы, где я жил.

Школьные учителя

На уроках случались драки, в учителей летели огрызки яблок. Одной молодой учительнице даже пытались расстегнуть юбку прямо на уроке...

Но не все учителя были беспомощны. Директора и завуча боялись.

Помню, к нам пришла новая учительница географии. По нашим меркам, она была уже старухой (лет 35, как я теперь понимаю). И вот этот самый полубандитский класс сидел на ее уроках, не шелохнувшись.

Мы делали огромный объем домашней работы по географии. Рисовали карты, а не просто раскрашивали контурные, срисовывая их через оконное стекло, гордо думая, что обманули эту "дуру".

Сейчас я понимаю, что "дура" всё видела и знала, но результат был налицо.

То, что я прошел с ней — названия заливов, полуостровов Северной Америки и Евразии — помню до сих пор!

Это одно из немногих ярких воспоминаний о домашней работе.

Школа города Темиртау

Ненадолго я поучился в городской школе г. Темиртау, живя у тети Тани. Всего полгода

Школа города Целинограда

Другой пример "качества" образования тоже из географии, но уже в городской школе №10 в Целинограде.

Я, как обычно, ничего не учил дома. Меня вызвали к доске, и пока я шел, успел прочитать в учебнике одну фразу: "Ветер в таком-то ущелье всегда дует в одну сторону".

И вот я пять минут рассказывал об этом, отвечая на вопросы. Не помню, какую оценку получил, но точно не двойку.

Математика и физика давались мне легко, поэтому они не запомнились.

А вот с восьмого класса я начал решать все задачи из Рымкевича. Приходилось много заниматься самостоятельно.

Маткласс школы №1 г. Целинограда

В девятом классе я попал в математический класс школы №1 в Целинограде. К задачам из Рымкевича добавились задания из "Сканави" и по 6-8 уроков в день.

Самостоятельное образование

Еще я решал задачи из журнала "Квант" и отправлял решения в редакцию. Мне даже приходили ответы, напечатанные на машинке, что задачи решены правильно.

-2

Физматшкола в Академгородке Новосибирска

В десятом классе, после республиканской олимпиады по физике, я попал в ФМШ в Академгородке Новосибирска. Там приходилось много заниматься по всем предметам, но основное внимание уделялось физике и математике.

Кроме обычных заданий, у нас были "недельные" (мы называли их "неделами") и "месячные" (от слова "месяц").

Как видно, школы и образование в СССР были разными. Многое, если не всё, зависело от заинтересованности самих учеников.

Школы в новой России (2000-2010)

Мне рассказали случай, который произошел с учеником одной из школ в верхней зоне Академгородка. Это престижный район, где живут профессора и академики.

В седьмом классе учеников распределяли по спецклассам: математический, экономический и т.д. Одного парня, который не блистал успехами, оставили в "простом" классе.

Это, видимо, его так задело, что он взялся за ум. В 2010 году он поступил на ФЕН НГУ, а к 2020 году защитил докторскую диссертацию и уехал работать в США.

Этот пример показывает, что и в современной России образование может быть разным, и ЕГЭ не мешает получить качественные знания.

Текущая ситуация в школьном образовании

Сейчас мои дети учатся в 7-м и 4-м классах в одной из центральных школ Новосибирска. Школа считается престижной.

Семиклассница (аналог моего 6-го класса!) почти всё свободное время тратит на домашку: рефераты, проекты, презентации, два иностранных языка.

Сравните это с тем, что я почти не учился!

Математика сложная? Нет, такая же, как и раньше, хотя ей дается с трудом. Физика? - та же самая!

Проблемы в образовании есть, но они такие же, как и в СССР. Где-то школы и учителя "не очень", где-то сами ученики "не очень".

Есть родители, которые хотят, чтобы их детей не перегружали, но при этом они получали знания, хорошие оценки, сдали ЕГЭ и поступили в вузы.

Но так не бывает!

Жалобы на то, что в 11 классе детей "натаскивают" на ЕГЭ? А чем я занимался, когда решал задачи из Рымкевича? Я сам себя натаскивал!

Так что хватит ломать копья.

С образованием у нас всё в порядке, даже лучше, чем в СССР.

Сейчас для мотивированных детей есть масса возможностей: "Сириус", спецшколы, интернаты, "Летово". Практически в каждой школе есть специализация.

И победы на международных олимпиадах это подтверждают (хотя население России составляет всего 2% от мирового).

🚩Не удивлюсь, если скоро наших школьников заподозрят в допинге и запретят участвовать!))

Учись — не хочу. Но не ждите, что результаты появятся сами собой, если ваш ребенок не гений. За место в хороших школах и классах нужно бороться и много работать.

А что касается вузов, которые не могут набрать качественных абитуриентов... Может, дело в том, что зарплата математика — 25 000 рублей, а токаря 6-го разряда — 200 000 + квартира через год?

Кто захочет долго и трудно учиться, чтобы потом получать копейки?