Найти в Дзене
PROиграем

«Орихалк» - маленькая стратегия, которая хочет быть большой

Я уже неоднократно говорила, что очень ценю незатянутые и изящные в своих механиках настольные игры. Да, все «тру-настольщики» готовы кидать деньги в монитор, приобретая тяжеленные «гробы»: кого-то привлекают россыпи детализированных миниатюр, кого-то – возможности проворачивать длинные хитрые цепочки по обмену ресурсов на победные очки. Но давайте будем откровенны: такие «тяжеловесы» раскладываются не так уж и часто. Для этого нужен специально выделенный свободный день, подходящая компания, определённое настроение, и так далее, и тому подобное.

То ли дело игры с временем партии в районе часа. Их можно разложить в совершенно разных ситуациях: вечером после работы, между двумя играми побольше, во время визита к родственникам или даже среди людей, далёких от настольного хобби. Правила подобных игр обычно рассказываются очень быстро, а если при этом увлекательный геймплей сочетается с приятным оформлением и интересной темой – у игры есть все шансы гораздо чаще попадать на стол, чем у трёхчасовых «титанов индустрии».

В моей коллекции к подобным «жемчужинам на часик» я могу отнести «7 Чудес: Дуэль», «Мистера Джека», «Каскадию», «Дорогу приключений», «Домик». А с недавних пор к этому почётному списку с полным правом присоединился и «Орихалк».

-2

В принципе, многое становится понятно, когда смотришь на имена создателей, среди которых есть Бруно Катала. Этот геймдизайнер уже зарекомендовал себя как создатель таких вот неперегруженных, но очень затягивающих настольных игр в самых разных жанрах – из-под его пера вышли «Пять племён», «Лоскутное королевство», «Море, соль, бумага» и всё тот же «Мистер Джек».

-3

Правда, когда открываешь «Орихалк» впервые (и особенно при подготовке стартовой раскладки), он совершенно не производит впечатление короткой и несложной по правилам игры. Кажется, местами авторы были склонны к какому-то гигантизму: в коробке нас ждут очень крупные карты с изображениями жетонов земель, большущие планшеты игроков с их личными островами, аж два мешочка (с монстрами и жетонами зданий), немаленькие планшеты титанов… Сложно поверить, но при максимальном составе в 4 игрока простенький «Орихалк» займёт места на столе ничуть не меньше, чем какой-нибудь многочасовой «Серп» или «Брасс». При этом раскладывать «Орихалк», конечно, быстрее, просто все компоненты очень крупные. Ну что ж, зато в кои-то веки жетоны не норовят ускользнуть сквозь пальцы и улететь под диван! А благодаря работе художника Поля Мафайона, игровой стол так и пышет солнцем, морем, Грецией и яркими красками.

-4

По сюжету, мы – представители античной цивилизации Атлантиды, которые разведывают необитаемые острова и основывают на них новые города для своего народа. Ход игрока заключается в том, что он выбирает одну из карт, лежащую на общем «рынке». На ней есть одно из четырёх возможных действий и жетон с местностью, состоящий из одной, двух или трёх областей (горы/леса/пустыни/вода/вулканы). 

-5

Выбрав карту, игрок обязательно пристраивает местность к уже разведанной части своего острова, а затем имеет возможность выполнить действие, которое указано на взятой им карте:

  • Сбор золота, а точнее, заглавного ценного ресурса орихалка, позволяет собрать столько самородков, сколько шахт построено на вашем острове.
  • Призыв армии – то же самое, только вы собираете не жёлтые самородки, а синих мужиков-гоплитов.
-6

  • Сражение с монстром: позволяет попробовать избавиться от страшных чудовищ, которые могли попасть на вашу землю, если вы брали местность с вулканами. Для этого в бой надо отправить от 1 до 3 гоплитов, а потом кинуть кубики в количестве 1 + число солдат. Итоговая суммы чисел на выпавших гранях сравнивается с силой монстра: поверженное чудовище даёт награду и отправляется на ваш планшет, выжившее – остаётся на карте. 
-7

  • Строительство: позволяет сделать одну из трёх полезных вещей на выбор. 1) Строительство здания (4 на выбор, которые были выложены случайным образом из мешочка, лежат на общем планшете), для которого у вас есть подходящая свободная местность. Строительство храма: возможно, если где-то на вашем острове есть участок из четырёх смежных местностей разного вида. И ковка медальона из орихалка: если на момент выполнения действия строительства у вас есть 5 самородков.
-8

«Орихалк» – это гонка, здесь вам не понадобится считать никакие ПО после конца партии. Игра мгновенно завершится, когда кто-то получит пятое победное очко, и при этом на его острове не будет чудовищ. Победные очки приносят: построенные на острове храмы, выкованные медальоны из орихалка, а также привлечённые титаны – они приходят к тому, кто выстроит на острове рядом три участка местности одинакового вида. Правда, милость титанов недолговечна – любой соперник, построивший такую же местность после вас, уведёт великана у вас из-под носа, да и иметь при себе можно только одного, так что этот канат можно перетягивать долго.

-9

А ещё в «Орихалке» есть немаловажная деталь в правилах, которая открывает интересные возможности для стратегии: возможность сделать дополнительное действие. Игрок всегда ограничен тем, что его основное действие диктует выбранная карта: он не может собрать армию, если карта позволяет ему только сражаться. К счастью, в конце хода он может сделать одно дополнительное действие, заплатив за это цену по своему выбору: два гоплита, два орихалка, либо два трофейных чудовища. А так как в гонке каждое действие на счету, то каждый раз перед игроком стоит множество интересных решений. Копить самородки на медальон или потратить их, чтобы построить полезное здание? Копить армию для победы над мощными монстрами, или пустить её в расход, чтобы собрать золото? А как располагать участки местности? Собирать разные типы под храмы, или одинаковые – под титанов? Титаны – это не только победные очки, но ещё и полезная оригинальная способность у каждого. За каким гнаться? Успеете ли вы им воспользоваться, пока вас не опередил кто-то другой?

В общем несмотря на то, что партии в «Орихалк» быстротечны, они буквально доверху наполнены интересными решениями. И каждый раз кажется: ты мог бы сделать ход ещё лучше, выжать чуть больше полезного из своих жалких ресурсов. :)

-10

При этом реиграбельность достаточно высокая. Она обеспечивается не только случайным выходом жетонов местностей и монстров, но и очень разнообразными зданиями, доступными для строительства. Благодаря им можно выстроить совершенно разные стратегии: грести лопатой ресурсы, понастроив новых шахт и тренировочных лагерей, или стать грозой чудовищ, выбирая здания, полезные в бою. А ещё можно заставить других игроков поднапрячься, забрав здание, позволяющее иметь одновременно двух титанов (то есть, два победных очка за их покровительство). В общем, варианты развития есть даже в рамках 45 минут. 

-11

Таким образом и получается, что «Орихалк» – это маленькая стратегия, которая очень хочет казаться большой, но ей этого не надо, ведь она прекрасна своей лаконичностью. Тут есть все черты уважающей себя «цивилизации» - разведка территории, строительство зданий, накопление армии и ресурсов, сражения, гонка за ПО. Правда, частенько бывает, что только вы настроитесь наладить особенно мощный движок по выработке ресурсов, как хлоп! – и партия неожиданно заканчивается. :) А вы вроде как и прочувствовать все свои возможности толком не успели. Что ж, почему бы не повторить? Можете перевернуть планшеты с островами стороной для продвинутых игроков вверх – и тут же попробовать стать главным завоевателем островов ещё раз! Ведь время наверняка позволяет.