Найти в Дзене
За горизонтом Н.Костарнова

Кругосветное путешествие Ивана Гончарова с фрегатом "Паллада".

Оглавление

«Как прекрасна жизнь, между прочим и потому, что человек может путешествовать!» Из дневника Ивана Гончарова

Фрегат "Паллада"
Фрегат "Паллада"

Осенью 1852 года литературные круги Петербурга потрясла новость — автор романа «Обыкновенная история» Иван Гончаров поедет в кругосветное путешествие в качестве секретаря адмирала Ефимия Путятина.

Гончаров И.А.
Гончаров И.А.

В кругосветку Гончаров отправился уже в сорокалетнем возрасте, в расцвете карьеры. Он служил в торговом ведомстве, будучи известным писателем, автором романа «Обыкновенная история». Иван Александрович начал работу над следующим романом - «Обломов».

Маршрут фрегата "Паллада"
Маршрут фрегата "Паллада"

Писатель вспоминал: «Все удивлялись, что я мог решиться на такой дальний и опасный путь - я, такой ленивый, избалованный! Кто меня знает, тот не удивится этой решимости. Внезапные перемены составляют мой характер, я никогда не бываю одинаков двух недель сряду…»

Кронштадт — Портсмут

Через узкие проливы, которые принадлежали Дании, с остановкой в городе Хельсингёр. "Паллада" вышел из Кронштадта 19 октября 1852 года, но был вынужден пришвартоваться в Портсмуте в Англии для ремонта, который длился месяц.

Улица Лондона
Улица Лондона

Недолгое, но тяжелое плавание было вознаграждено несколькими месяцами отдыха в Великобритании. Гончаров жадно узнавал страну, рассматривал ее жителей и их быт. Писатель создал в своих очерках величественный образ современной ему Англии с ее разумным распорядком дня, развивающейся экономикой и учтивостью жителей. Англия показалась Гончарову красивой, но какой-то слишком правильной. Он писал, что природы здесь нет, потому что каждый клочок земли обработан и каждый кустик подстрижен.

Мадейра — мыс Доброй Надежды

Остров Мадейра - солнце светит не по-нашему

Мадейра
Мадейра

В январе 1853 года адмирал Унковской решил не рисковать и не проходить через мыс Горн, а следовать в Азию вокруг мыса Доброй Надежды и Индийского океана.

На этом острове писатель отметил яркий южный колорит: «И тут солнце... как-то румянее; тени оттого все резче... Из-за заборов выглядывает не наша зелень».

Они провели больше месяца в Южной Африке

Мыс Доброй надежды
Мыс Доброй надежды

Команда фрегата «Паллада» высадилась на берег в местечке Саймонсбей.

Гончаров и его товарищи увидели совершенно незнакомый мир: «… всё другое: и человек, и платье его, и обычай... Плетни устроены из кустов кактуса и алоэ: не дай бог схватиться за куст — что наша крапива! ...И камень не такой, и песок рыжий, и травы странные. Собака залаяла, и то не так, отдает чужим, как будто на иностранном языке лает. По улицам бегали черномазые, кудрявые мальчишки, толпились черные или коричневые женщины, малайцы в высоких соломенных шляпах, похожих на колокола, но с более раздвинутыми или поднятыми несколько кверху полями».

"Англичане везде" (об Южной Африке)

Англичане в Африке
Англичане в Африке

"Англичане — хозяева тех мест. Они всегда изысканно одеты, отдают приказания чернокожим слугам. Торгуют в магазинах, сидят на биржах, распоряжаются на плантациях, проектируют и строят дома и дороги. Все с той же присущей им основательностью".

В середине мая пересекли Зондский пролив, где Путятин отправил телеграмму в Санкт-Петербург с просьбой отправить недавно построенную «Диану» из-за постоянных проблем с «Палладой».

На острове Ява
На острове Ява

После захода в Сингапур и Яву, а затем в Гонконг, она достигла Бонинских островов, но там была обезмачтована тайфуном. Пока корабль находился на ремонте, его команда воспользовалась возможностью исследовать архипелаг.

"... нельзя богаче и наряднее одеть Землю" (об Индонезии и Филиппинских островах).

Описывая женщин островов, обычно сдержанный в проявлении эмоций Иван Александрович не побоялся быть экспрессивным и чувственным:

«Что за губы, что за глаза! Тело лоснится, как атлас. Глаза не без выражения ума и доброты, но более, кажется, страсти, так что и обыкновенный взгляд их нескромен».

Мир Японии

«Паллада» наконец прибыла в Нагасаки 12 августа 1853 года. Переговоры о заключении договора с японцами были трудными и затяжными, и Путятин отправил корабль в несколько исследовательских экспедиций вдоль японского побережья.

Нагасаки, общий вид на порт. Фото: East News
Нагасаки, общий вид на порт. Фото: East News

Через месяц переговоров встреча с губернатором состоялась. Команда сошла на берег. Японский пейзаж поразил писателя до глубины души: «…все так гармонично, живописно, так непохоже на действительность, что сомневаешься, не нарисован ли весь этот вид, не взят ли целиком из балета?»

Ещё одно открытие, сделанное писателем, касалось менталитета японцев: «Как ни знай сердце человеческое, как ни будь опытен, а трудно действовать по обыкновенным законам… там, где нет ключа к миросозерцанию, нравственности и нравам народа, как трудно разговаривать на его языке, не имея грамматики и лексикона»

Морской пейзпж, привезенный из путешествия И. Гончаровым
Морской пейзпж, привезенный из путешествия И. Гончаровым

Из многочисленных путевых очерков и писем впоследствии сложилась книга. Она так и называется: «Фрегат "Паллада"». Рассказать было о чём: на фрегате «Паллада» Гончаров побывал в Южной Африке, Индонезии, Японии, Китае, на Филиппинах и на множестве островов и архипелагов Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Почти везде писатель сходил на берег и совершал путешествия в глубь страны.

Про само путешествие говорит так:

«Я не сражался со львами и тиграми, не пробовал человеческого мяса. Всё подходит под какой-то прозаический уровень. Колонисты не мучат невольников, покупщики и продавцы негров называются уже не купцами, а разбойниками; в пустынях учреждаются станции, отели; через бездонные пропасти вешают мосты. Я с комфортом и безопасно проехал сквозь ряд португальцев и англичан… наконец, сквозь японцев и американцев — в Японии».

Фото: Wikipedia.org Путятин на переговорах в Нагасаки
Фото: Wikipedia.org Путятин на переговорах в Нагасаки

Ну а судьба самого фрегата оказалась печальной: после окончания переговоров в Нагасаки «Паллада» направилась к российским берегам. И там, в бухте Постовая, корабль затопили: «Паллада» была уже старой, с корпусом, расшатанным океанским переходом, да ещё попавшим в два сильнейших тайфуна.

Гончаров вернулся в Петербург сухопутным путём через всю Россию. В столицу он прибыл в феврале 1855 года.

Читайте статьи, решайте тесты, пишите комментарии, и не забывайте ставить лайки!

Эти путешествия и путешественники ДОСТОЙНЫ, чтобы о них знали, проходите по ссылкам ниже.

Подписывайтесь на мой канал "За горизонтом"