Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Неизвестный Щукин, часть 2: с миру по нитке

В Музее Изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в Галерее искусства стран Европы и Америки (Волхонка,14) до 16 марта открыта выставка "Неизвестный Щукин. Не только новое искусство". Экспозиция охватывает самые разнообразные области собирательства - от древних артефактов до живописи начала 20 века. На выставке представлено множество фотографий дома купца и мецената Сергея Ивановича Щукина, на которых видны части его коллекции в интерьерах. Щукин и его братья увлекались самыми разнообразными областями искусства. Так Дмитрий Иванович Щукин считался знатоком старых мастеров, Пётр Иванович предпочитал культуру Востока, а Иван Иванович любил испанское искусство. В собрании же Сергея Ивановича присутствовали самые разные экспонаты: картины, статуи, древние диковинки, антикварная мебель и вазы. Среди самых древних артефактов - египетские статуэтки, скарабеи и амулеты 3-4 тысячелетней давности. О египетской коллекции я рассказывала в отдельной статье. Рядом с египетской коллекцией выставл

В Музее Изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в Галерее искусства стран Европы и Америки (Волхонка,14) до 16 марта открыта выставка "Неизвестный Щукин. Не только новое искусство". Экспозиция охватывает самые разнообразные области собирательства - от древних артефактов до живописи начала 20 века.

Дмитрий Мельников. Портрет Сергея Ивановича Щукина (1913-1915) и План владения потомственного почётного гражданина Сергея Ивановича Щукина (1899)
Дмитрий Мельников. Портрет Сергея Ивановича Щукина (1913-1915) и План владения потомственного почётного гражданина Сергея Ивановича Щукина (1899)

На выставке представлено множество фотографий дома купца и мецената Сергея Ивановича Щукина, на которых видны части его коллекции в интерьерах. Щукин и его братья увлекались самыми разнообразными областями искусства. Так Дмитрий Иванович Щукин считался знатоком старых мастеров, Пётр Иванович предпочитал культуру Востока, а Иван Иванович любил испанское искусство. В собрании же Сергея Ивановича присутствовали самые разные экспонаты: картины, статуи, древние диковинки, антикварная мебель и вазы.

Евгений Лансере. Джигитовка (Модель 1874, отливка 1890, Каслинский завод)
Евгений Лансере. Джигитовка (Модель 1874, отливка 1890, Каслинский завод)
Виктор Борисов-Мусатов. Женщина в саду (Женщина, сидящая под деревом) (1903)
Виктор Борисов-Мусатов. Женщина в саду (Женщина, сидящая под деревом) (1903)

Среди самых древних артефактов - египетские статуэтки, скарабеи и амулеты 3-4 тысячелетней давности. О египетской коллекции я рассказывала в отдельной статье.

Стоящий мужчина (22-17 вв. до н.э.). Птах-Сокар-Осирис (332-30 гг. до н.э.). Ушебти (1 тыс. до н.э.)
Стоящий мужчина (22-17 вв. до н.э.). Птах-Сокар-Осирис (332-30 гг. до н.э.). Ушебти (1 тыс. до н.э.)

Рядом с египетской коллекцией выставлены полотна Пикассо и Гогена. Щукин обращал внимание, что композиции этих полотен похожи на древнеегипетское искусство. Женщина на картине Гогена сидит в характерной для египетских образов позе.

Пабло Пикассо. Дружба (II, эскиз) (зима 1907-1908). Поль Гоген. Её звали Вайраумати (1892)
Пабло Пикассо. Дружба (II, эскиз) (зима 1907-1908). Поль Гоген. Её звали Вайраумати (1892)

В центре следующего зала выставлены несколько образцов азиатского оружия, статуи Будда Манвичай и Манджушри Симханада (Вэньшу). Клинки катан относятся к группе "синто" (новые мечи) 17 в., а ножны и рукояти оформлены уже позже, в 19 веке. Интересно, что такое обновление, "переодевание" холодного оружия могло происходить неоднократно и было частью японской традиции.

Манджушри Симханада (Вэньшу), Китай (12 в.). Будда Манвичай, Северный Тайланд (19 в.). Катаны, Япония (17-19 в.)
Манджушри Симханада (Вэньшу), Китай (12 в.). Будда Манвичай, Северный Тайланд (19 в.). Катаны, Япония (17-19 в.)

Бодхисаттва Манджушри Симханада воплощает трансцендентную мудрость Будды. Оставшись в мире, он принял обет избавить людей и другие живые существа от страданий. Манджушри традиционно изображали медитирующим в позе лотоса на лотосовом троне верхом на льве. Это наиболее древнее произведение буддистского искусства из коллекции Щукина (относится к 12 веку).

Манджушри Симханада (Вэньшу), Китай (12 в.)
Манджушри Симханада (Вэньшу), Китай (12 в.)

Навершия штандарта (из Судана) и боевых вил "мезрак" (из Ирана) созданы во второй половине 19 в.

Навершия штандарта (Судан) и боевых вил "мезрак" (Иран) (вторая половина 19 в.)
Навершия штандарта (Судан) и боевых вил "мезрак" (Иран) (вторая половина 19 в.)

К восточному искусству относится и несколько живописных шедевров. Сейчас они находятся в собрании Музея Востока, где осенью также проходила выставка посвящённая малоизвестным экспонатам из восточной коллекции Щукина. На сегодняшней выставке были представлены Портрет чиновника Ли Токсу, выполненный в Корее в конце эпохи Чосон (во второй половине 18-19 в.), китайские росписи по шёлку: Портрет дамы со служанкой (17 в.), Пионы и фазаны (17-18 вв.).

Портрет чиновника Ли Токсу. Корея. Вторая половина XVIII – XIX в. Бумага, тушь, краски.
Портрет чиновника Ли Токсу. Корея. Вторая половина XVIII – XIX в. Бумага, тушь, краски.

Шёлковое панно "Пионы и фазаны" относится к жанру классической китайской живописи "цветы и птицы", связанному с гармонией миросозерцания в неоконфуцианстве. Императорский цветок пион символизирует власть и процветание. Вместе с фазанами пионы означают благопожелание богатства и почёта.

Пионы и фазаны (Китай, 17-18 вв.). Шёлк, тушь, краски
Пионы и фазаны (Китай, 17-18 вв.). Шёлк, тушь, краски

Фрагмент панно поближе...

-11
Икона-танка Белый Махакала Тибет XVIII век Холст, грунт, роспись минеральными красками
Икона-танка Белый Махакала Тибет XVIII век Холст, грунт, роспись минеральными красками

Щукин, формируя коллекцию и развешивая полотна в своем особняке, во многом руководствовался ощущением похожести восточных образов и современного ему искусства. Если некоторые полотна Гогена напоминали ему древнеегипетские образы, то китайское искусство для него было созвучно полотнам Сезанна, Ван Гога, Дерена.

Винсент ван Гог. Портрет доктора Рея (1889)
Винсент ван Гог. Портрет доктора Рея (1889)

На полотне Андре Дерена фигуры застыли, их лица напоминают маски, то ли африканские, то ли японские и китайские. Согласно старым фотографиям, в особняке Щукина эта картина соседствовала именно с китайской живописью.

Андре Дерен. Суббота (1912-1913)
Андре Дерен. Суббота (1912-1913)

На картине Сезанна, где он изобразил сына с его другом в карнавальных костюмах, Щукин тоже подметил сочетание статичности и внутренней динамики, родственное искусству Востока.

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин (Марди-Гра) (1888-1890)
Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин (Марди-Гра) (1888-1890)

В коллекции Щукина было немало ваз и посуды. На выставке было представлено несколько голландских ваз, расписанных по китайским мотивам.

Стулья (Россия, начало 20 в.)
Стулья (Россия, начало 20 в.)

Стулья изготовлены в России в начале 20 века специально для той части особняка, которую создавал известный мастер модерна Лев Кекушев. Предполагается, что стулья могли быть изготовлены по эскизам прославленного архитектора.

Вазы парные с изображением жанровых сцен на фоне пейзажей. Ваза с крышкой с изображением жанровых сцен на фоне пейзажей. Голландия, Делфт (1679-1700)
Вазы парные с изображением жанровых сцен на фоне пейзажей. Ваза с крышкой с изображением жанровых сцен на фоне пейзажей. Голландия, Делфт (1679-1700)
Таз с изображением растительного орнамента (Испания, конец 18 в.)
Таз с изображением растительного орнамента (Испания, конец 18 в.)
Тарелка и блюдо. Голландия (вторая половина 18 в.)
Тарелка и блюдо. Голландия (вторая половина 18 в.)

На выставке были представлены картины старых мастеров Западной Европы.

Джованни Баттиста Караччоло, прозванный Баттистелло. Жертвоприношение Авраама
Джованни Баттиста Караччоло, прозванный Баттистелло. Жертвоприношение Авраама
Алессандро деи Пеши, приписывается. Натюрморт с рыбами, черепахой и угрями
Алессандро деи Пеши, приписывается. Натюрморт с рыбами, черепахой и угрями

На этой картине меня поразило присутствие в храме собаки. В православные храмы собакам, в отличие от кошек, доступ закрыт, у католиков, видимо, по-другому...

Абель Гриммер. Проповедь в церкви (1597)
Абель Гриммер. Проповедь в церкви (1597)

Рядом несколько образцов западноевропейской резьбы по дереву на религиозные темы. Предположительно эти шедевры могли происходить из собрания брата Щукина - Ивана.

Тело Христово (Италия, конец 17- начало18 в.)
Тело Христово (Италия, конец 17- начало18 в.)
Мадонна с младенцем Христом (Германия, конец 15-начало 16 в.) Дерево, резьба, роспись полихромная и позолота по левкасу. Коленопреклоненные ангелы (Западная Европа, 18-19 вв.)
Мадонна с младенцем Христом (Германия, конец 15-начало 16 в.) Дерево, резьба, роспись полихромная и позолота по левкасу. Коленопреклоненные ангелы (Западная Европа, 18-19 вв.)
-25
-26
Голова неизвестного святого (Германия, 17 в.)
Голова неизвестного святого (Германия, 17 в.)
Святой Симеон с младенцем Христом (Испания, 17 в.)
Святой Симеон с младенцем Христом (Испания, 17 в.)

В особняке Щукина находилось более десятка крупных ваз, созданных на Санкт-Петербургском Императорском фарфоровом заводе. Предположительно, они могли достаться коллекционеру вместе с домом, а ранее принадлежать князьям Трубецким. Ниже - парные вазы в стиле николаевского ампира с изображением барабанщиков и чинов Роты дворцовых гренадер в Галерее 1812 года (слева) и Тронном зале императрицы Марии Фёдоровны (справа) Зимнего дворца. Эти вазы выполнены в 1829 г. и были подарены императором князю Петру Волконскому. Вазы искусно расписаны, так, что создаётся полное ощущение малахита и бронзы.

Вазы. Россия, Санкт-Петербург, ИФЗ (1829)
Вазы. Россия, Санкт-Петербург, ИФЗ (1829)

Вазы ниже - "Крестьянский мальчик, надевающий лапти" и "Спящий пастушок" созданы по живописному оригиналу А. Г. Венецианова на том же заводе, но позже, в 1858 г.

Вазы Крестьянский мальчик, надевающий лапти и Спящий пастушок. Россия, Санкт-Петербург, ИФЗ (1858)
Вазы Крестьянский мальчик, надевающий лапти и Спящий пастушок. Россия, Санкт-Петербург, ИФЗ (1858)

И ещё две вазы - в духе Севрской мануфактуры, созданные, вероятно в парижских мастерских во второй половине 19 века. Именно с этими вазами Матисс, будучи в гостях у Щукина, задумал композицию, включающую одну из его картин.

Вазы, комоды в стиле Людовика XV (Франция, 19 в.). Анри Матисс. Натюрморт с голубой скатертью (1909)
Вазы, комоды в стиле Людовика XV (Франция, 19 в.). Анри Матисс. Натюрморт с голубой скатертью (1909)

В собрании Щукина были, конечно, и православные иконы, а также царские врата и тканые пелены со страстями Христа. Известно, что когда Анри Матисс по приглашению коллекционера посетил Москву в 1911 году, то Щукин знакомил его со своим собранием древностей. Французского художника поразил мир русской иконы, простота изображения, яркие краски, простые сочные цвета. Матисс в дальнейшем использовал это знание в своих работах. Говорят, яркий красный в сочетании с зелёным, насыщенно-голубым и золотисто-жёлтым появился в его творчестве в больших объёмах именно после знакомства с иконописью.

-32

В последних залах выставочного пространства были представлены скульптуры и живописные полотна Анри Матисса, а также случайно уцелевшая литография работы Поля Синьяка.

Поль Синьяк. В век гармонии. Хромолитография (1895-1896)
Поль Синьяк. В век гармонии. Хромолитография (1895-1896)
Читающая девушка. Копия с оригинала Ж.-Ж. Прадье. Мрамор
Читающая девушка. Копия с оригинала Ж.-Ж. Прадье. Мрамор

Про творчество Матисса и его взаимоотношения со Щукиным написала отдельную статью, а здесь напоследок несколько его картин с выставки.

Анри Матисс. Статуэтка и вазы на восточном ковре (Натюрморт венецианской красной) (1908)
Анри Матисс. Статуэтка и вазы на восточном ковре (Натюрморт венецианской красной) (1908)
Анри Матисс. Букет цветов в белой вазе (1909)
Анри Матисс. Букет цветов в белой вазе (1909)
Анри Матисс. Мастерская художника (Розовая мастерская) (1911)
Анри Матисс. Мастерская художника (Розовая мастерская) (1911)
Анри Матисс. Мастерская художника (конец января 1912, акварель)
Анри Матисс. Мастерская художника (конец января 1912, акварель)

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.