В Музее Изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в Галерее искусства стран Европы и Америки (Волхонка,14) до 16 марта открыта выставка "Неизвестный Щукин. Не только новое искусство". Экспозиция охватывает самые разнообразные области собирательства - от древних артефактов до живописи начала 20 века.
На выставке представлено множество фотографий дома купца и мецената Сергея Ивановича Щукина, на которых видны части его коллекции в интерьерах. Щукин и его братья увлекались самыми разнообразными областями искусства. Так Дмитрий Иванович Щукин считался знатоком старых мастеров, Пётр Иванович предпочитал культуру Востока, а Иван Иванович любил испанское искусство. В собрании же Сергея Ивановича присутствовали самые разные экспонаты: картины, статуи, древние диковинки, антикварная мебель и вазы.
Среди самых древних артефактов - египетские статуэтки, скарабеи и амулеты 3-4 тысячелетней давности. О египетской коллекции я рассказывала в отдельной статье.
Рядом с египетской коллекцией выставлены полотна Пикассо и Гогена. Щукин обращал внимание, что композиции этих полотен похожи на древнеегипетское искусство. Женщина на картине Гогена сидит в характерной для египетских образов позе.
В центре следующего зала выставлены несколько образцов азиатского оружия, статуи Будда Манвичай и Манджушри Симханада (Вэньшу). Клинки катан относятся к группе "синто" (новые мечи) 17 в., а ножны и рукояти оформлены уже позже, в 19 веке. Интересно, что такое обновление, "переодевание" холодного оружия могло происходить неоднократно и было частью японской традиции.
Бодхисаттва Манджушри Симханада воплощает трансцендентную мудрость Будды. Оставшись в мире, он принял обет избавить людей и другие живые существа от страданий. Манджушри традиционно изображали медитирующим в позе лотоса на лотосовом троне верхом на льве. Это наиболее древнее произведение буддистского искусства из коллекции Щукина (относится к 12 веку).
Навершия штандарта (из Судана) и боевых вил "мезрак" (из Ирана) созданы во второй половине 19 в.
К восточному искусству относится и несколько живописных шедевров. Сейчас они находятся в собрании Музея Востока, где осенью также проходила выставка посвящённая малоизвестным экспонатам из восточной коллекции Щукина. На сегодняшней выставке были представлены Портрет чиновника Ли Токсу, выполненный в Корее в конце эпохи Чосон (во второй половине 18-19 в.), китайские росписи по шёлку: Портрет дамы со служанкой (17 в.), Пионы и фазаны (17-18 вв.).
Шёлковое панно "Пионы и фазаны" относится к жанру классической китайской живописи "цветы и птицы", связанному с гармонией миросозерцания в неоконфуцианстве. Императорский цветок пион символизирует власть и процветание. Вместе с фазанами пионы означают благопожелание богатства и почёта.
Фрагмент панно поближе...
Щукин, формируя коллекцию и развешивая полотна в своем особняке, во многом руководствовался ощущением похожести восточных образов и современного ему искусства. Если некоторые полотна Гогена напоминали ему древнеегипетские образы, то китайское искусство для него было созвучно полотнам Сезанна, Ван Гога, Дерена.
На полотне Андре Дерена фигуры застыли, их лица напоминают маски, то ли африканские, то ли японские и китайские. Согласно старым фотографиям, в особняке Щукина эта картина соседствовала именно с китайской живописью.
На картине Сезанна, где он изобразил сына с его другом в карнавальных костюмах, Щукин тоже подметил сочетание статичности и внутренней динамики, родственное искусству Востока.
В коллекции Щукина было немало ваз и посуды. На выставке было представлено несколько голландских ваз, расписанных по китайским мотивам.
Стулья изготовлены в России в начале 20 века специально для той части особняка, которую создавал известный мастер модерна Лев Кекушев. Предполагается, что стулья могли быть изготовлены по эскизам прославленного архитектора.
На выставке были представлены картины старых мастеров Западной Европы.
На этой картине меня поразило присутствие в храме собаки. В православные храмы собакам, в отличие от кошек, доступ закрыт, у католиков, видимо, по-другому...
Рядом несколько образцов западноевропейской резьбы по дереву на религиозные темы. Предположительно эти шедевры могли происходить из собрания брата Щукина - Ивана.
В особняке Щукина находилось более десятка крупных ваз, созданных на Санкт-Петербургском Императорском фарфоровом заводе. Предположительно, они могли достаться коллекционеру вместе с домом, а ранее принадлежать князьям Трубецким. Ниже - парные вазы в стиле николаевского ампира с изображением барабанщиков и чинов Роты дворцовых гренадер в Галерее 1812 года (слева) и Тронном зале императрицы Марии Фёдоровны (справа) Зимнего дворца. Эти вазы выполнены в 1829 г. и были подарены императором князю Петру Волконскому. Вазы искусно расписаны, так, что создаётся полное ощущение малахита и бронзы.
Вазы ниже - "Крестьянский мальчик, надевающий лапти" и "Спящий пастушок" созданы по живописному оригиналу А. Г. Венецианова на том же заводе, но позже, в 1858 г.
И ещё две вазы - в духе Севрской мануфактуры, созданные, вероятно в парижских мастерских во второй половине 19 века. Именно с этими вазами Матисс, будучи в гостях у Щукина, задумал композицию, включающую одну из его картин.
В собрании Щукина были, конечно, и православные иконы, а также царские врата и тканые пелены со страстями Христа. Известно, что когда Анри Матисс по приглашению коллекционера посетил Москву в 1911 году, то Щукин знакомил его со своим собранием древностей. Французского художника поразил мир русской иконы, простота изображения, яркие краски, простые сочные цвета. Матисс в дальнейшем использовал это знание в своих работах. Говорят, яркий красный в сочетании с зелёным, насыщенно-голубым и золотисто-жёлтым появился в его творчестве в больших объёмах именно после знакомства с иконописью.
В последних залах выставочного пространства были представлены скульптуры и живописные полотна Анри Матисса, а также случайно уцелевшая литография работы Поля Синьяка.
Про творчество Матисса и его взаимоотношения со Щукиным написала отдельную статью, а здесь напоследок несколько его картин с выставки.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.