Ну вот и я дошла, наконец, до выставки "Неизвестный Щукин" в Музее Изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (точнее в Галерее искусства стран Европы и Америки). Она продлится до 16 марта 2025 года. Выставка восхитительная, хотя, если честно, я ожидала большего количества экспонатов. В этой статье расскажу об экспозиции только одного крохотного зала, где разместили коллекцию, посвящённую Древнему Египту.
Сергей Иванович Щукин (1854-1936) - известный купец, меценат и благотворитель. Именно благодаря его страсти к коллекционированию российские музеи, в первую очередь ГМИИ и Эрмитаж, могут похвастаться первоклассными собраниями живописи импрессионистов и постимпрессионистов. Если внимательно рассматривать подписи к картинам из постоянной экспозиции Галерее искусства стран Европы и Америки, можно обнаружить, что буквально каждая третья, оказывается, "...происходит из коллекции С. И. Щукина" (Гоген, Сезанн, Матисс, Пикассо и др.).
Сегодняшняя выставка - о другой стороне собирательства этого неординарного человека - прежде всего о его увлечении древними артефактами и старыми мастерами. Экспозиция занимает весь выставочный первый этаж в Галерее на Волхонке, 14. Памятники Древнего Египта выставлены в центре одного из залов. Коллекция совсем небольшая. В середине 20 века были некоторые сомнения в подлинности части экспонатов, но благодаря современным методам доказано их древнее происхождение.
В центре экспозиции выставлены две деревянные раскрашенные фигуры. Невозможно представить, но одной из них около четырёх тысяч лет - "Стоящий мужчина" (22-17 вв. до н.э.). Другая - "Птах-Сокар-Осирис" - значительно моложе (332-30 гг. до н.э.). Здесь изображён в триединстве бог погребальных обрядов и возрождения. Бог-творец Птах, покровитель мемфисского некрополя Сокар и правитель загробного мира Осирис соединились в одном образе - в виде мумии с лицом человека в парике и короне "атеф".
Рядом прекрасная коллекция ушебти. Это небольшие статуэтки (обычно около 10-20 см), которые в Древнем Египте захоранивали вместе с умершим с тем, чтобы они замещали человека на работах в загробных полях Осириса. В одну могилу часто клали несколько фигурок, в богатых захоронениях их количество могло исчисляться сотнями. Представленные на выставке ушебти выполнены в Египте в первом тысячелетии до н.э. из фаянса.
Погребальная маска - позолоченный картонаж. Она, также как и фигура Птаха-Осириса, относится к Эллинистическому периоду (332-30 вв. до н.э.). Подобные маски размещались на голове мумии. Позолоченное лицо свидетельствует о богатстве и высоком статусе умершего. Кроме того, золото - это воплощение богов, в том числе бога Солнца, с которым должен воссоединиться умерший. Об этом же напоминает и жук-скарабей с солнечным диском в лапках.
Представлен и фрагмент сетки из продолговатых синих фаянсовых бусин, которой оплеталась мумия (1 тысячелетие до н.э.).
А также коллекция скарабеев и амулетов из различных захоронений 1-2 тысячелетий до н.э.
...и поближе...
В соседней витрине - более древние деревянные ушебти (16-11 вв. до н.э.) и фигурка Анубиса (1 тыс. до н.э.).
Целая коллекция бронзовых статуэток относится к первому тысячелетию до н.э. Здесь представлены изображения Осириса, его жены Исиды с младенцем Гором, а также Анубиса, Хонсу, Имхотепа, Нефертума, Харпократа и др.
Также были выставлены канопы - сосуды с крышками в виде голов животных, олицетворявших богов. Обычно в четыре канопы помещали внутренние органы, вынутые при мумификации: Амсет (с головой человека) хранил печень, Дуамутеф (с головой шакала) - желудок, Кебехсенуф (с головой сокола) - кишечник, а Хапи (с головой павиана) - лёгкие.
Ещё несколько очень древних деревянных раскрашенных статуэток, относящихся к концу Древнего и Среднему царству (24-18 вв. до н.э.). Предполагается, что три из пяти представленных статуэток сделаны одним мастером.
Стены зала украшены фотографиями, вернее это серия гелиогравюр по оригинальным снимкам.
В витринах были представлены книги и альбомы 19 века по Древнему Египту, включая известную книгу Гастона Масперо, а также рукописи и дневники.
Очень яркая экспозиция получилась из открыток. Все они на обороте подписаны и прошли почту, на многих видны штампы почтовых отделений.
Были также фотографии С. И. Щукина и членов его семьи. Известно, что Щукин несколько раз бывал в Египте. Последнее серьёзное путешествие через пустыню Синая к монастырю Святой Екатерины он предпринял в 1907 году, похоронив сына Сергея и не выдержавшую горя потери жену. На интерактивном экране можно ознакомиться с выдержками из дневников Щукина, посвящённых тому тяжёлому путешествию.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.