Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Анри Матисс и русские - Сергей Щукин, Иван Морозов, Лидия Делекторская: художник и его почитатели

Откуда в музеях появляются картины? Кто из русских коллекционеров начал собирать произведения Матисса? Кто дарил картины Матисса русским музеям в середине-конце 20 века? Москве и Питеру повезло. Когда раздербанили коллекцию, которую много лет собирал купец и меценат Сергей Иванович Щукин, большую часть полотен приняли Эрмитаж и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Одно из открытий Щукина - творчество Анри Матисса. Сегодня с его картинами в столице можно ознакомиться в Галерее искусства стран Европы и Америки (отделение Пушкинского музея, находящееся в соседнем здании). Основная часть картин Анри Матисса находится на третьем этаже Галереи, но несколько полотен сейчас (до 16 марта 2025) экспонируются на первом этаже - на выставке "Неизвестный Щукин. Не только новое искусство". Анри Матисс - широко известный передачей эмоций через форму и цвет французский живописец, рисовальщик, гравёр и скульптор. Он прожил долгую плодотворную жизнь. Родился в последний день 1869 года на севере Франции, в Пикардии в

Откуда в музеях появляются картины? Кто из русских коллекционеров начал собирать произведения Матисса? Кто дарил картины Матисса русским музеям в середине-конце 20 века?

Москве и Питеру повезло. Когда раздербанили коллекцию, которую много лет собирал купец и меценат Сергей Иванович Щукин, большую часть полотен приняли Эрмитаж и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Одно из открытий Щукина - творчество Анри Матисса. Сегодня с его картинами в столице можно ознакомиться в Галерее искусства стран Европы и Америки (отделение Пушкинского музея, находящееся в соседнем здании).

Анри Матисс. Арумы, ирисы, мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти) (1913), Красные рыбы (Золотые рыбки) (1911), Настурции. Панно "Танец"II (1912)
Анри Матисс. Арумы, ирисы, мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти) (1913), Красные рыбы (Золотые рыбки) (1911), Настурции. Панно "Танец"II (1912)

Основная часть картин Анри Матисса находится на третьем этаже Галереи, но несколько полотен сейчас (до 16 марта 2025) экспонируются на первом этаже - на выставке "Неизвестный Щукин. Не только новое искусство".

Анри Матисс. Уголок мастерской (1912), Арумы, ирисы, мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти) (1913), Красные рыбы (Золотые рыбки) (1911), Настурции. Панно "Танец"II (1912)
Анри Матисс. Уголок мастерской (1912), Арумы, ирисы, мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти) (1913), Красные рыбы (Золотые рыбки) (1911), Настурции. Панно "Танец"II (1912)

Анри Матисс - широко известный передачей эмоций через форму и цвет французский живописец, рисовальщик, гравёр и скульптор. Он прожил долгую плодотворную жизнь. Родился в последний день 1869 года на севере Франции, в Пикардии в семье лавочника, но надо отметить, что мать будущего художника занималась росписью керамики, так что склонность к искусству он, видимо, унаследовал от неё. В 20 лет он надолго попал в больницу и от скуки начал там рисовать. Новое занятие так увлекло его, что он начал учиться живописи, вскоре освоил профессию художника и даже стал одним из главных европейских художников первой половины 20 века.

Анри Матисс. Уголок мастерской (1912) и Арумы, ирисы, мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти) (1913)
Анри Матисс. Уголок мастерской (1912) и Арумы, ирисы, мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти) (1913)

Для Матисса определяющими стали форма и цвет. В 1896 году художник провёл лето на острове Бель-Иль в Бретани, где много рисовал и познакомился с австралийским импрессионистом шотландского происхождения Джоном Питером Расселом. Именно его Матисс позже называл своим главным учителем, объяснившим ему теорию цвета. Работы Рассела, кстати, потрясающие, но мало известны: художник был обеспеченным человеком, рисовал для себя и не имел нужды выставлять и продавать свои полотна.

Анри Матисс. Уголок мастерской (1912), фрагмент
Анри Матисс. Уголок мастерской (1912), фрагмент

В своём творчестве Матисс испробовал различные стили. Он поначалу рисовал вполне реалистичные пейзажи и натюрморты, позже увлёкся импрессионизмом и, вслед за Полем Синьяком, - пуантилизмом. Затем, вместе с Андре Дереном перешёл к фовизму. В 1908 году он знакомится с немецким объединением экспрессионистов "Мост" и затем публикует свои "Заметки живописца", где постулирует необходимость непосредственной передачи эмоций за счёт простых средств.

Анри Матисс. Арумы, ирисы, мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти) (1913), фрагмент
Анри Матисс. Арумы, ирисы, мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти) (1913), фрагмент
В какой-то момент Матисс перестал видеть смысл в реалистичности изображения: "Мне стало неинтересно копировать предмет. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось? Что пользы в копиях предмета, который природа и без того поставляет в несметных количествах и который всегда можно вообразить себе еще более красивым? Важно показать отношение предмета к художнику, к его личности и способность художника организовать свои ощущения и чувства".
Анри Матисс. Красные рыбы (Золотые рыбки) (1911)
Анри Матисс. Красные рыбы (Золотые рыбки) (1911)

Одним из первых коллекционеров творчества Матисса стал русский купец и меценат Сергей Иванович Щукин. Можно сказать, что Щукин и Матисс удачно нашли друг друга, у них, действительно, было много общего. Родители обоих были торговцами, оба любили текстиль и отлично разбирались в тканях. Но главное - это похожее понимание искусства. Щукин заинтересовался талантом французского художника ещё в 1904 году, поначалу он был шокирован таким искусством, но затем сформулировал для себя принцип "Если, увидев картину, ты испытываешь шок - покупай ее!". Так Щукин покупал картины Матисса, иногда даже не глядя, просто по описанию, доверяя вкусу мастера, а в 1911 году пригласил его посетить Россию.

"...Щукин сказал мне: вы увидите что-то совсем необычное. Вы уже знаете Средиземноморье и немного Африку, но вы не знаете Азии, и вы увидите нечто похожее на Азию в Москве..." - вспоминал Матисс.
Анри Матисс. Красные рыбы (Золотые рыбки) (1911), фрагмент
Анри Матисс. Красные рыбы (Золотые рыбки) (1911), фрагмент

Увы, всё изменил 1918 год, когда коллекции Щукина были национализированы, а сам он эмигрировал в Европу - собирательство осталось в прошлом. Говорят, что позже Щукин, встречая ненароком Матисса, даже переходил на другую сторону улицы: художник отказывался поверить в сложное финансовое положение клиента, возмущался и обижался, что тот больше не покупает его картины.

Анри Матисс. Красные рыбы (Золотые рыбки) (1911), фрагмент
Анри Матисс. Красные рыбы (Золотые рыбки) (1911), фрагмент

Матисс был не только живописцем. Он, казалось, перепробовал всё: занимался графикой, иллюстрацией книг, оформлением театральных постановок, скульптурой, художественным вырезанием из цветной бумаги и созданием коллажей, в конце жизни создал эскизы для витражей и фресок капеллы женского монастыря в Вансе.

Анри Матисс. Настурции. Панно "Танец"II (1912), фрагмент
Анри Матисс. Настурции. Панно "Танец"II (1912), фрагмент

После привычных нам ярких и лишённых трёхмерности картин странно видеть ранние работы мастера, вот, например, вполне типичный для французской школы рубежа 19-20 веков пейзаж.

Анри Матисс. Булонский лес (1902)
Анри Матисс. Булонский лес (1902)

В 1908 – 1909 годах Матисс написал серию женских портретов, объединённых характерным прямым взглядом и выразительными чертами лица моделей. "Испанка с бубном" в какой-то степени собирательный образ ценимых Матиссом женских качеств. Портрет написан ещё до посещения мастером Испании. Позировала для портрета то ли цыганка, то ли итальянка - для художника была важна прежде всего экзотическая яркая внешность, а испанский колорит он передал через типичную одежду.

Анри Матисс. Испанка с бубном (1909)
Анри Матисс. Испанка с бубном (1909)

Матисс примерно с 1908 года пишет множество натюрмортов на фоне раскинутого ковра или драпированной ткани, занимающих на картине сразу две плоскости - плавно перетекающих из вертикальной в горизонтальную.

Анри Матисс. Статуэтка и вазы на восточном ковре (Натюрморт венецианской красной) (1908)
Анри Матисс. Статуэтка и вазы на восточном ковре (Натюрморт венецианской красной) (1908)

Он вообще очень любил ткани. В детстве на севере Франции он был окружён ткацкими мастерскими и лавочками. А слабость к коврам, также как и ко всему арабскому искусству, особенно орнаментам, у него появилась чуть позже, после посещения Испании и Марокко.

Анри Матисс. Натюрморт с голубой скатертью (1909)
Анри Матисс. Натюрморт с голубой скатертью (1909)

Когда в ноябре 1911 года по приглашению Сергея Щукина Матисс приехал в Москву, в особняке мецената они решили совместно создать интерьер Розового зала, в котором органично размещались бы картины мастера. Живописные работы дополнялись французской мебелью, вазами и скульптурами (в основном уменьшенными мраморными копиями известных произведений). Так получилась единственная в мире интерьерная композиция, придуманная Анри Матиссом с участием Сергея Щукина. На выставке "Неизвестный Щукин" была предпринята попытка по фотографиям воссоздать часть композиции Розового зала щукинского особняка.

Вазы, комоды в стиле Людовика XV (Франция, 19 в.). Анри Матисс. Натюрморт с голубой скатертью (1909)
Вазы, комоды в стиле Людовика XV (Франция, 19 в.). Анри Матисс. Натюрморт с голубой скатертью (1909)

Ещё один натюрморт с выставки. "Букет цветов в белой вазе" Матисс написал летом 1909 года на побережье Средиземного моря, в маленьком городке Кавальере. Щукин практически сразу выкупил его, поняв просто по описанию из письма художника, что произведение заслуживает внимания.

Анри Матисс. Букет цветов в белой вазе (1909)
Анри Матисс. Букет цветов в белой вазе (1909)

Матисс не единожды изображал на картинах свою мастерскую. "Розовая мастерская" - наиболее светлая из "симфонических интерьеров" Матисса. Картина написана маслом, но в полупрозрачной, словно акварельной манере. Художник, как обычно, ушёл от линейной перспективы, показав интерьер плоским. И хотя живой объём виден за окном, ветви словно колышутся ветром, но в самой мастерской всё застыло. На полотне, конечно, драпированы любимые Матиссом ткани, а кроме них угадываются творения самого художника: на полу стоит "Девушка с зелеными глазами", а слева висит "Роскошь II", справа виден кусочек панно "Танец", заказанного Щукиным для оформления лестницы в его особняке (сейчас полотно в Эрмитаже). Увидев "Розовую мастерскую" в июле 1911 года во Франции, Щукин выкупил её и именно тогда пригласил художника поехать с ним в Россию. В реальности стены в студии Матисса были самыми обычными сероватыми. Его часто спрашивали, где же розовая или красная (как на последующих картинах) стена - "Не надо портить правдой хорошую картину," - отвечал художник.

Анри Матисс. Мастерская художника (Розовая мастерская) (1911)
Анри Матисс. Мастерская художника (Розовая мастерская) (1911)
"Эта стена вовсе не существует! Как вы видите здесь, я написал те же предметы мебели на фоне серовато-голубой стены. Это наброски, этюды, если хотите. Как картины они меня не удовлетворили. Где я взял этот красный, поверьте, не знаю… Я нахожу, что все эти вещи, цветы, мебель, комод, когда я вижу их вместе с этим красным, только становятся тем, что они значат для меня. Почему, я не знаю," - объяснял Матисс.

Матисс позже вспоминал, что в ходе поездки по России очень сильно впечатлился древнерусским искусством, в первую очередь православными иконами.

"...Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту..." - писал художник.

Иконы оказали определённое влияние на палитру художника - на многих полотнах потом он будет использовать красный цвет и его оттенки в сочетании с зеленью и синевой, а также солнечным жёлтым. Вернувшись из России он написал "Красную мастерскую" (картина находится в Нью-Йоркском музее современного искусства). Щукину он прислал эскиз картины с надеждой, что он и её купит, но коллекционер деликатно отказался.

Анри Матисс. Мастерская художника (конец января 1912, акварель)
Анри Матисс. Мастерская художника (конец января 1912, акварель)

Безусловно, не только С. И. Щукин был увлечён "новым искусством". Не мог обойти его своим вниманием и один из самых крупных русских собирателей французской живописи Иван Абрамович Морозов. Именно Щукин познакомил Морозова с картинами Пикассо и Матисса и тот высоко оценил их мастерство. Следующие картины происходят как раз из коллекции И. А. Морозова. Сохранилось высказывание Воллара "русский, который не торгуется", известно, что за Марокканский триптих Морозов выложил 24 тысячи франков (при этом "Гимнастов" Пикассо он купил всего за 300 франков). С 1911 по 1913 год Матисс дважды побывал в Марокко, создав серию ярких, контрастных композиций.

Анри Матисс. Марокканский триптих (1912-1913). Вид из окна. Танжер, Зора на террасе, Вход в Касбу
Анри Матисс. Марокканский триптих (1912-1913). Вид из окна. Танжер, Зора на террасе, Вход в Касбу

Изображая предметы на картине "Фрукты и бронза" Матисс принципиально отказывается от изображения трёхмерного пространства, показывая, словно в одной плоскости, на фоне узорчатого ковра вазы, фрукты, свою собственную скульптуру "Две негритянки", изваянную им на пару лет раньше. Картина эта известна ещё и тем, что послужила фоном для известного портрета И. А. Морозова, написанного Валентином Серовым в 1910 году (находится в Третьяковке).

Анри Матисс. Фрукты и бронза (1910)
Анри Матисс. Фрукты и бронза (1910)

Серов не был поклонником творчества Матисса и написал портрет мецената на фоне недавно купленной им картины по желанию самого Морозова, при этом предметы у него получились более объёмные, чем в оригинале.

"...Матисс, хотя чувствую в нем талант и благородство, но все же радости не дает, – и странно, все другое, зато делается чем-то скучным, – тут можно призадуматься. Как будто жестко, криво и косо, а между тем, не хочется смотреть на висящие рядом вещи мастеров, исполненные в давно знакомой манере..." - удивлялся Валентин Серов картинам Матисса.
Анри Матисс. Бутылка схидама (1896)
Анри Матисс. Бутылка схидама (1896)

Морозов покупал и ранние работы Матисса, написанные, когда тот ещё не увлёкся яркостью цвета.

Анри Матисс. Синий кувшин (1901-1904)
Анри Матисс. Синий кувшин (1901-1904)

В Галерее, также как и в Эрмитаже, экспонируются и работы Матисса, полученные в дар от Лидии Николаевны Делекторской (1910-1998). Многие годы эта русская женщина, вынужденная эмигрировать в Европу, помогала художнику была его личным секретарём, натурщицей и музой. Она большую часть жизни провела во Франции, одной из самых известных её работ (уже после смерти Матисса) стал перевод прозы Константина Георгиевича Паустовского на французский - она смогла передать всю глубину произведений, сложных для понимания в другой языковой культуре.

Анри Матисс. Натюрморт. Раковина на чёрном мраморе (1940)
Анри Матисс. Натюрморт. Раковина на чёрном мраморе (1940)

Практически всё, что Матисс дарил Лидии в последние годы своей жизни (в завещание он не смог её включить, семья была против), она передала музеям Франции и СССР (позже - России). Лидия прожила долгую жизнь. Свой прах она завещала захоронить в России, в Павловске. Надпись на её памятнике короткая: "Муза. Друг. Секретарь Анри Матисса", рядом высечены слова Пикассо: "Матисс сохранил её красоту для вечности".

Анри Матисс. Корсиканский пейзаж. Оливы (1898)
Анри Матисс. Корсиканский пейзаж. Оливы (1898)

Лидия передала российским музеям не только картины, но и дневники и личные вещи художника. Около 20 лет назад в ГМИИ и в Эрмитаже проходили чудесные выставки её даров, как бы хотелось их повторения.

Палитра Анри Матисса. Художник пользовался этой палитрой в 1930-х гг.
Палитра Анри Матисса. Художник пользовался этой палитрой в 1930-х гг.

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.