Воскресенский кафедральный собор в Арзамасе — это не просто храм, а символ города, его духовное сердце и архитектурная доминанта. Величественное здание, возвышающееся на Соборной площади, видно издалека. Его белоснежные стены и пять куполов, увенчанных крестами, словно парят над городом, подчиняя себе всю панораму Арзамаса. Этот собор главное украшение города.
Предыстория строительства Воскресенского собора
По преданию, первая церковь на этом месте была заложена еще в 1552 году, во время Казанского похода Ивана Грозного.
Но в 1643 году церковь сгорела, и через девять лет ее отстроили заново из дубовых бревен. А вот что самое интересное: когда в 1742 году здесь возвели каменный собор, старую деревянную церковь не разрушили, а продали в деревню Костылиха (Арзамасский район). Она стоит там до сих пор.
Но вернемся к Воскресенскому собору. Тот, что мы видим сегодня, был заложен в 1814 году. И его история тоже впечатляет. После победы над Наполеоном правительство выплатило Арзамасу компенсацию за продовольствие, которое город предоставлял воинским частям в 1812 и 1814 годах. Горожане решили использовать эти деньги для строительства храма в честь победы. Но денег, конечно, не хватило, и тогда каждый арзамасец мог внести свою лепту.
Воскресенский собор: от строительства до наших дней
Итак, как уже было сказано, история этого величественного храма началась в 1814 году. Автором проекта стал талантливый зодчий Михаил Коринфский, уроженец Арзамаса.
Работы продолжались 28 лет и потребовали колоссальных усилий. На возведение собора ушло 5,5 млн кирпичей, 1000 кубометров бутового камня для фундамента и 164 тонны железа. Для производства кирпича даже открыли специальные заводы, которые назывались «соборными». Кстати, деревянные дома, которые стояли тут же, выкупили и разобрали для производства кирпичей.
В городе уже был собор Воскресения Христова, он находился в другом месте и существенно обветшал. Его разобрали.
Планировка нового собора была выполнена в форме греческого креста, положенного на квадрат со сторонами более 63 метров. Четыре портика поддерживают 48 колонн.
Роспись собора
Работы по внутреннему убранству продолжались более двух десятилетий. Искусствоведы полагают, что автором росписи фронтонов является известный живописец Александр Ступин.
Талантливые мастера Осип Серебряков и его сын Александр создали уникальную роспись интерьера. Они использовали технику гризайль – монохромную живопись, где оттенки серого, коричневого и других цветов создают невероятную глубину и объем. Основой для композиций стали произведения западноевропейских художников.
Иконостасы собора – это отдельная история. Они выполнены арзамасскими мастерами – Василием и Климом Ломакиными, с такой любовью и вниманием к деталям, что кажется, будто они оживают. Кстати, иконы первого каменного храма были проданы в церковь села Степаново, а для нового храма почти все иконы написали заново местные мастера.
Особую ценность представляют алтарные врата главного престола с иконами работы профессора Николая Алексеева.
Роспись интерьеров, выполненная в 1835–1840 годах, раскрывает сюжеты земной жизни Спасителя. Ее монохромная гамма – редкое явление для того времени, и аналогов этому решению практически нет.
Но время не щадит шедевры.
Реставрация Воскресенского собора
В октябре 2019 года начались грандиозные работы по реставрации собора. Кровля, купола, фасады, внутреннее убранство – все было приведено в порядок.
Чердачные пространства утеплили, а медные водосточные трубы полностью заменили. Но самое впечатляющее – это пять маковок собора, увенчанных дубовыми крестами. Их покрыли медью, а затем – сусальным золотом. Когда солнце касается этих крестов, они словно начинают сиять.
Кроме того, внутри установили современные системы отопления, водоснабжения, электроосвещения. Теперь богослужения здесь проходят круглый год, а не только в теплое время.
Особое внимание уделили восстановлению исторической кирпичной кладки, доломитовой лестницы (единственной сохранившейся со времен постройки) и подклета, где теперь находится музей Русского Патриаршества.
20 сентября 2020 года завершился первый этап реставрации. С марта 2021 года реставраторы приступили ко второму этапу. Реставрация такого масштаба – это труд сотен людей. Более 500 специалистов из Москвы, Тулы, Владимира, Ярославля, Нижнего Новгорода и Арзамаса объединились, чтобы вернуть собору его былое величие. Каждый из них, наверно, вложил в эту работу частичку своей души.
На втором этапе работ мастера взялись за фасады, исторический деревянный пол, основания колонн и лепной декор. Особое внимание уделили иконостасам. Их орнамент настолько сложный и ажурный, что некоторые детали выполнены в несколько слоёв. Мастерам даже пришлось осваивать новые техники, чтобы восстановить всё в точности, как было задумано изначально.
Художники-реставраторы также сохранили уникальную масляную живопись на фронтонах, предотвратив ее разрушение.
В наши дни с высоты своих почти 47 метров собор словно охраняет город, раскинувшийся у его подножия.
Как вы думаете, почему так важно сохранять и реставрировать исторические памятники?
Другие статьи об Арзамасе вы можете прочитать по ссылкам: