Фильм вышел в 1995 году следом за "Чунгкингским экспрессом" и является невошедшей по соображениям хронометража частью последнего. В главных ролях: Леон Лай, Мишель Райс, Такеши Канеширо, Чарли Ен и Карен Мок.
Приглашаю Вас поговорить о фильме и о внутреннем мире его героев.
Сюжет без спойлеров
Ночной Гонконг. Две переплетающиеся истории.
В первой истории наемный убийца (Леон Лай) работает вместе с женщиной (Мишель Райс). Они редко видятся, а многолетнее сотрудничество сводится к тому, что она передает ему заказы и проверяет места перед исполнением и сообщает ему детали.
Во второй - немой экзальтированный мужчина (Такеши Канеширо) докучает окружающим и безответно влюбляется.
Фильм унаследовал достоинства своего предшественника - "Чунгкингского экспресса".
"Падшие ангелы" - красивое кино.
Вонг Карвай снимает красивое, тягучее кино. Он умеет снимать людей красивыми. Несмотря на некоторую намеренную хаотичность, почти каждый кадр можно смело сохранять на память.
"Падшие ангелы", как и другие его фильмы, очень музыкальны. У них есть свой ритм, а ритм героев и города часто теряют синхронность.
Кинолента держит свое настроение ночного города: огни, усталые люди, бессонница, пустота круглосуточных магазинов, кафе, разреженность трасс и мрак.
Истории
Хотя "Падшие ангелы" - фильм-настроение, персонажи в самих себе кристаллизуют глубокие истории, и именно они и задают сюжет.
Только сюжет не в стиле "пути героя": вот случился кризис, герой вышел на тропу с одной целью, ее добился, обнаружил, что это не его истинная цель, делает финальный рывок в борьбе за настоящее стремление и далее - разрешение нового конфликта и финал.
"Падшие ангелы" не дают конечной точки. Каждый персонаж соткан из своего внутреннего напряжения, не ясно, кто из них главнее - они все просто есть. И они потеряны среди большого города, с которым редко удается найти созвучие.
Музыка
Музыкальность повествования поддерживается музыкой.
Не удалось Вонгу Карваю договориться о правах на музыку с Massive Attack, что не помешало ему среди прочего сделать китайскую версию песни Karmacoma. И эта самобытная версия слилась в гармонии с визуальной частью.
Для сравнения версий:
"Падшие ангелы" мне очень понравились.
Я их посмотрела с небольшой паузой после "Чунгкингского экспресса", что и Вам рекомендую, если Вы заинтересуетесь "Падшими ангелами". Фильмы связаны не только местом действия, но и некоторыми другими отсылками, например, к ананасам и теме срока годности для нематериальных явлений.
По итогам просмотра поделюсь с Вами тремя соображениями.
Что есть убийство в кино?
Если в "...экспрессе" главные мужчины - служители правопорядка, а действие происходит в суете дня, то "Падшие ангелы" предлагают героев, который закон нарушают, а Гонконг погружают во тьму в буквальном смысле.
"Падшие ангелы" вдохновили меня на размышления о том, что такое убийство в кино.
Убийство в кино редко про само убийство. Оно про эффект. Оно про безусловное поражение других людей, про нарушение правил и про темную сторону персонажей, ведь убийство - социальное табу. Наполнение этого образа зависит от автора.
У Джармуша в "Мертвеце" убийство - словно поэзия, попадающая в сердце. У Вонга Карвая способ быстро показать то, что герой не такой как все. Он не обыватель, как тот бывший одноклассник из "Падших ангелов", который вырос в страхового агента со скучной работой, тягостными ему бытом и семьей. Герой Лая вышел из уравнения следования правилам.
Об историях героев
Упомянутые в качестве достоинства истории персонажей глубокие и интересные.
У героя Леона Лая есть намерение бросить свое ремесло. Он занимается тем, чем занимается, не из кровожадности, а потому что он полностью отдает контроль другим. Ему нравится, что он может не думать. Ему говорят, где и когда выполнить заказ, он приходит - делает свое дело и уходит. Он не ищет клиентов. Не ведет бухгалтерию. Он упрощает все максимально.
Его агент берет на себя все тяготы. И у них прекрасное сотрудничество, они просто сотрудничают, выполняя жуткие заказы. Хоть они и ангелы, но все же павшие. Хотя Вонг Карвай "наказывает" героя Леона Лая скорее не за его деятельность, которую тот решает бросить, а за отказ от женщины.
Женщина в свою очередь, наказывается страданиями и холодом за то, что не сумела "дожать" отношения и позволила чувствам подвести своего мужчину. Однако за смелость ей дают второй шанс, разделенный с героем Такеши Канеширо.
У героя Такеши Канеширо целая концепция жизни, у него есть история его немоты, история отношений с тем, кого он называет отцом. При том что он ведет себя как умалишенный, он рефлексирует. Какие у него были такие прекрасные размышления о девушке, которая ждала другого!
Любовь в фильмах Вонга Карвая заперта внутри
Уже не первый фильм Вонга Карвая показывает любовь мужчины и женщины, как замыкание внутренних пространств. У них есть некое единство на расстоянии, при этом соединению мешают даже не столько обстоятельства, сколько их внутренние установки.
Вонг Карвай снимает не об отношениях, а о внутреннем мире человека, который переживает любовь. Он томится, страдает, сомневается, радуется, но делает это один. Даже когда тот, кого герой любит, находится рядом. Есть только взгляды, жесты и напряженное молчание. Страсть не находит выхода - она остается на одинокой постели.
"Падшие ангелы" - красивое и атмосферное кино о внутренней жизни нескольких людей, ведущих ночной образ жизни в большом городе.
За счет фиксации на внутренней жизни, украшенной внешней красотой постановки и людей, фильмы Вонга Карвая работают. Однако их может быть скучно смотреть, особенно, если ожидать, что сюжет будет захватывать последовательностью действий, или если не "поймаете" настроение.