Найти в Дзене
LANASKINO

"Мертвец" Джармуша: мертв ли герой Деппа?

Мнения об этом фильме Джима Джармуша 1995 года расходятся: для одних это шедевр, для других - это очень плохое кино. На премьерном показе на Каннском фестивале после просмотра было тихо. "Мертвец" будто бы и правда просится в категорию "Кино не для всех", чтобы высоколобые эстеты придумывали себе оправдание смотреть два часа на черно-белую картинку под монотонную музыку с минимумом внятного сюжета. При всей моей любви к задумчивому и тягучему кинематографу, да и к Джармушу, "Мертвец" всегда действовал на меня как отличное снотворное. Пересмотрев недавно "Мертвеца", я свое мнение переосмыслила. Уильям Блейк, скучный и пугливый бухгалтер в клетчатом костюмчике и очках (Джонни Депп) едет на край Америки на новую работу. Прием ему оказывают, мягко сказать, нерадушный. С пулей в теле он едва спасается. Блейка подбирает под свое крыло индеец, и они начинают свой путь непонятно куда. потому что Джармуш решился ни много ни мало снять экранизацию своих любимых стихотворений английского поэта
Оглавление
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинопоиск

Мнения об этом фильме Джима Джармуша 1995 года расходятся: для одних это шедевр, для других - это очень плохое кино. На премьерном показе на Каннском фестивале после просмотра было тихо.

"Мертвец" будто бы и правда просится в категорию "Кино не для всех", чтобы высоколобые эстеты придумывали себе оправдание смотреть два часа на черно-белую картинку под монотонную музыку с минимумом внятного сюжета.

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинопоиск

При всей моей любви к задумчивому и тягучему кинематографу, да и к Джармушу, "Мертвец" всегда действовал на меня как отличное снотворное. Пересмотрев недавно "Мертвеца", я свое мнение переосмыслила.

Итак, "Мертвец" - что же это было?

-3
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум

Уильям Блейк, скучный и пугливый бухгалтер в клетчатом костюмчике и очках (Джонни Депп) едет на край Америки на новую работу.

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинопоиск

Прием ему оказывают, мягко сказать, нерадушный. С пулей в теле он едва спасается. Блейка подбирает под свое крыло индеец, и они начинают свой путь непонятно куда.

-6

Во-первых, "Мертвец" - смелое и авторское кино,

потому что Джармуш решился ни много ни мало снять экранизацию своих любимых стихотворений английского поэта 18-19 веков Уильяма Блейка.

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинопоиск

Уверена, что Джармуш зашифровал много отсылок на творчество Блейка, которые я не могу отгадать в силу ограниченных познаний. Если бы я была более эрудирована, то мой просмотр был бы намного ярче. Но увы.

Кроме этого, Джармуш решил визуализировать свои размышления о творчестве и вечности гения, сделав это предельно в своем вкусе, не глядя ни на кого - ни на мнения критиков, ни на реакцию будущего зрителя.

Во-вторых, этот фильм хорош своей атмосферой.

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинопоиск

"Мертвец" - медитативное кино, погружающее своей минималистичной атмосферой и музыкой в транс. За этим состоянием легко пропустить как саму картинку, так и смысл всего происходящего.

То, что в этом фильме легко потеряться и раствориться - это верно.

В-третьих, актерским составом.

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинопоиск

В фильме появилось много ярких актеров и деятелей искусства от Роберта Митчема до Джона Херта, Гэбриэла Бирна и Джонни Деппа, от Игги Попа до Билли Боба Торнтона и Лэнса Хенриксена...

-10

Стихи языком кино

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум

После последнего просмотра я поняла, почему эту киноленту так тягостно смотреть. У меня есть ощущение разрозненности. А оно возникает от того, что "Мертвец" - это по своей сути экранизация стихотворений Уильяма Блейка.

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум

Вы когда-нибудь пробовали читать стихи? Просто подряд?

Открываете сборник стихотворений какого-то автора и прочитываете одно за другим?

У меня этот опыт всегда одинаковый, за исключением случаев когда автор явно не созвучен со мной, и я книгу закрываю, едва открыв.

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум

Одни образы попадают, другие нет, какие-то ярко отпечатываются.

И вот еще пара стихотворений - и я плыву по волнам самого ритма стихов, едва различая слова.

Еще несколько - и эмоционально или/и смыслово заряженные строки создают для меня монотонный фон, мне уже тяжело отделять одни переживания от других, одни размышления - от других.

Так выглядит для меня "Мертвец" - как экранизация избранных Джармушем стихотворений Блейка, нанизанная на весьма тонкую нить сюжета с поклонами в сторону вестернов и роуд-муви.

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум

Джармуш любит поэзию. И я могу его понять.

Если стихотворение попадает в читателя, воображение и разум отзываются на него, то простое чтение становится едва ли не трансцендентным опытом и переживанием.

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум

У меня так было с несколькими стихотворениями, кстати, в том числе и с одним стихотворением Блейка - с "Зимой", когда я его с большим трудом осилила прочесть в оригинале, особенно вот этот фрагмент:

Но чу! Страшилище шагает - кожа
Да кости, - а под ним утесы стонут.
Вот-вот разденет землю, чтоб морозом
Дыханье жизни хрупкой умертвить.

Представьте, что Джармуш делится с Вами, как со зрителем, своими любимыми отрывками из стихотворений Блейка.

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум

Даже если бы он во плоти сел перед Вами и прочел бы их подряд - это было бы тяжеловато воспринимать.

А в "Мертвеце" Джармуш подключил аудио-визуальный язык кино. Не всякому такое придется по душе. Особенно если Вам чужд Блейк или не по душе такая эмоциональная атмосфера.

Экранизация стихотворений создает атмосферу, суть и дух этого фильма, но у него есть и смысловая составляющая.

О чем же "Мертвец"?

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум

Если кратко, то о Поэте в очень широком смысле слова.

О творческом кипучем начале, которое есть даже в самом невзрачном, скучном и мещанском бухгалтере-клерке с его клетчатым костюмчиком, купленном на последние деньги, и в милых очках.

Герой Деппа - это самый обычный человек, который вынужден зарабатывать себе на пропитание, иногда прилагая для этого сверхусилия. Он едет через всю страну к концу железнодорожного полотна, чтобы получать скромную зарплату в конторе.

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум

Он сталкивается с грубостью, жестокостью и пошлостью внешнего мира. И ну него два выбора: умереть или умереть, но при этом самому взять оружие.

Только оружие здесь - это образ творчества, метафора.

И герой Деппа берется за оружие. И обнаруживает в себе талант. Каждое новое убийство, которое совершает его персонаж, как ни странно - это акт творчества (метафорически, разумеется).

Творчество способно попасть в сердце, как пули в "Мертвеце".

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум

Поэты будто бы всегда мертвы. Они трансцендентны.

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум

Их книги читаются посмертно, их проходят в школах и университетах. Есть какой-то романтичный флер в ранней трагической смерти Поэта, пока он не обрюзг и не превратился в памятник победы материального и скучного мира над миром творчества и грез.

Кадр из фильма "Выживут только любовники" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Выживут только любовники" // Кинопоиск

Кстати, позднее в "Выживут только любовники" Джармуш разовьет дальше эту мысль, оживив метафору, что гении живут вечно, поняв ее буквально, хоть и сверхъестественно.

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум

Вот и героя Деппа сразу объявляют мертвецом.

Конечно, в таком сложном деле как творчество, нужен проводник. Большой индеец, насмехаясь над героем Деппа, за руку проводит его по большому пути до нужного каноэ, которое принесет героя в мир свободы и экзистенциального соединения с большим Поэтом, Творчеством.

Тем самым великим океаном, куда попадает герой Джонни Деппа в конце фильма - Великое Ничто, разлитое вечное и глубокое творчество.

Почему герой должен покинуть насиженный привычный мир Кливленда ради края света именно через индейцев?

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум

Возможно, потому что для Джармуша они ближе к природе и творчеству, но не в пластиковом образе всезнающего шамана, а в образе ярком и плотском живого человека, который гонится за своей разозленной женщиной по лесу с криками о прощении.

И абсолютно неважно, умер ли наш герой в самом начале фильма в первой же перестрелке, является ли все происходящее предсмертной горячкой или он пережил показанное путешествие во плоти, потому что в "Мертвеце" речь о путешествии духа и творчестве.

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум

И мне кажется, что Джармуша завораживает рассуждение о вечной жизни творческих людей.

С одной стороны, Уильям Блейк как реальный человек умер уже пару веков назад.

Кто его помнит? Разве что имя?

О герое Деппа зритель тоже очень мало знает. Он как человек мал.

С другой стороны, какая великая слава осталась после Блейка благодаря его творчеству! Люди до сих пор читают его произведения, они кого-то трогают и вдохновляют. Вот Джармуш даже целый фильм снял!

Так жив ли Блейк или мертв?

Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум
Кадр из фильма "Мертвец" // Кинориум

Он мертвец.

Но раз творчество его живо и создало свой большой мир, который обогащается и оживает с каждым новым читателем, то Блейк существует в некой очень трансцендентной форме.

Он мертвец, который не жив, но существует.

Ведь глупо отрицать, что Блейк существует как поэт до сих пор.

-26
-27

Если просмотр этого кинофильма затронет какую-то необъяснимую и нерациональную часть Вашего внутреннего мира, это будет даже закономерно.

Если нет - то объяснимо.

Если просмотр вдохновит Вас почитать Блейка и найти своего Поэта в нем или в ком-либо еще, а главное в себе самом/самой, разве это недостойный итог? А если нет - то нет.

И это тоже вариант.

А возможно, "Мертвец" покажется невыносимо скучным и претенциозным кино.

Для меня это кино было смотреть тяжело и потребовало усилий, но ход мысли Джармуша мне понравился.

-28