Найти в Дзене
Хельга

Две жизни. Часть 1

Рассказ основан на реальных событиях.
1943 год. Башкирия, д. Иликово
Фатыйма задумчиво стояла у старенького патефона и держала в руках пластинку. Она собиралась включить любимую мелодию своего мужа Руслана, но руки дрожали, держа пластинку. Ей хотелось услышать чарующие звуки, но женщина боялась не сдержаться и зарыдать. Хотелось зареветь во весь голос, по-бабьи, с причитаниями, но за стенкой спала дочка Лидочка.
За что же судьба с ней так жестоко обошлась? За что? Отчего так и не насладилась она обычным женским счастьем? Отчего же на её долю выпало столько страданий?
Выйдя замуж за Руслана она мечтала о большой и дружной семье, не такой, в какой она росла...
****
Фатыйма была старшим ребенком у своего отца Багаудина и его жены Гульнары, после неё родилось еще два брата - Марат и Демиз. А в 1920 году, когда девочке было всего шесть лет, она лишилась матери - Гульнара умерла в родах, произведя на свет третьего сына Дамира.
Рано пришлось повзрослеть девочке, она думала, что будет е

Рассказ основан на реальных событиях.

1943 год. Башкирия, д. Иликово

Фатыйма задумчиво стояла у старенького патефона и держала в руках пластинку. Она собиралась включить любимую мелодию своего мужа Руслана, но руки дрожали, держа пластинку. Ей хотелось услышать чарующие звуки, но женщина боялась не сдержаться и зарыдать. Хотелось зареветь во весь голос, по-бабьи, с причитаниями, но за стенкой спала дочка Лидочка.
За что же судьба с ней так жестоко обошлась? За что? Отчего так и не насладилась она обычным женским счастьем? Отчего же на её долю выпало столько страданий?
Выйдя замуж за Руслана она мечтала о большой и дружной семье, не такой, в какой она росла...

****

Фатыйма была старшим ребенком у своего отца Багаудина и его жены Гульнары, после неё родилось еще два брата - Марат и Демиз. А в 1920 году, когда девочке было всего шесть лет, она лишилась матери - Гульнара умерла в родах, произведя на свет третьего сына Дамира.
Рано пришлось повзрослеть девочке, она думала, что будет еще долгое время единственной хозяйкой в доме отца и братьев. Но Багаудин не планировал долго скорбеть по жене и быть вдовцом - едва прошел положенный срок траура, как он привел в дом новую хозяйку - Алию.
Впоследствии, читая сказку "Морозко", Фатя чувствовала слияние с её героиней Настенькой. Она была точно такой же, а Алия была именно той мачехой из сказки. За любую провинность она выставляла детей мужа на мороз, порой и босиком. Девочка с братьями с малых лет работали не покладая рук и не разгибая спины во дворе по хозяйству, дом убирали, сорняки на огороде дергали.
Когда мать покойной Гульнары узнала о том, как обращается Алия с её внуками, она забрала детей к себе. Она обучала Фатю шитью, готовке, дарила заботу и ласку. Да и мальчишек правильно воспитывала. В 1922 году Фатыйма пошла в школу, в то время она была в обычном деревянном доме, но сама возможность учиться девочке очень нравилась. В 1928 году она стала пионервожатой в лагере, каждый год проводя теперь каникулы среди пионеров, а в 1934 году её вызвали в Москву, наградив Красным Знаменем, почетной грамотой и патефоном. Она сидела за столом с именитыми большевиками и даже рядом с Надеждой Константиновной Крупской.
Тогда она чувствовала себя самой счастливой, будто судьба наградила её за все пролитые детские слёзы и перенесённые страдания.
А спустя год она вышла замуж и поняла - счастье может быть еще более великим. Её муж Руслан был красивым, высоким темноволосым парнем. Он любил Фатыйму и она платила ему тем же. Та любовь принесла плоды - в 1936 году родилась дочь Лидочка.
А в 1941 году началась Великая Отечественная война, которая забрала её любовь, разделив жизнь на две части...

****

- Обещай мне, поклянись, что ты вернешься, - шептала она со слезами на глазах, провожая Руслана.
- Клянусь, моя Фатыйма, моя Фатя... - тихо ответил он, глядя ей в глаза. - Разобьем фрицев и я вернусь к тебе и дочке. У нас с тобой будет еще много детей, мы будем счастливы, как и прежде. Ты веришь мне?
- Верю, - кивнула она, не скрывая и не утирая слёз.
Крепко прижав к себе пятилетнюю Лидочку, Руслан передал дочь своей жене и запрыгнул в грузовик. Сердце тревожно сжималось, когда машина удалялась на горизонте. Она стояла и шептала:
- Ты вернешься, ты обещал, ты поклялся мне...

А спустя два года она держала похоронку в руках. Она чувствовала опустошение, будто её душу забрали. Внутри был холод и пустота... И только дочь Лидочка, не давала ей сойти с ума. Он не сдержал слово, он погиб...
Хотелось реветь, кричать, завывать, но боялась она испугать ребенка.

- Буду ли я когда-то счастлива? - спрашивала она сама у себя. - Или не суждено мне быть женой и матерью целого семейства?

***

1945 год принес всей стране радостные новости. День Победы озарил лица советских людей радостными улыбками и подарил им надежды. Возвращались бойцы в свои семьи, даже те, на которых приходили похоронки. Вот и Фатя ждала. Ей вдруг подумалось, что Руслан вернется, что похоронка - это ошибка и он жив.
- Мама, а у Гули папа пришел. А тетя Рашида говорила, что папка её помер.
- Ошибка вышла, - улыбнулась Фатя.
- А наш папка помер, или тоже ошибка? - допытывалась Лидочка.
- Я не знаю, девочка моя, не знаю, - задумчиво ответила женщина. - Но мы будем ждать папку, и молиться, чтобы похоронка была ошибкой.

- Фатя, смотри, что я смастерил для вас! - услышали они мужской голос, доносившийся с той стороны двора. Фатя вздохнула - Муллагали. Мула, как его все называли.
Он вернулся в июне, месяц назад, дошел до самого Берлина, имел награды и почести. У него были ранения, но каждый раз, выписываясь из госпиталя, он отказывался от комиссования и возвращался к своим, сокрушая врага с утроенной силой. Здесь, в Иликово, его ждали родители и братья с сестрами.
И отчего-то, вернувшись месяц назад домой, он начал оказывать Фате знаки внимания, хотя в селе было очень много молодых и свободных девчат, бездетных вдов и свободных женщин. Но именно Фатя ему приглянулась.
- Да, Мула, я тут. И что же ты принес? - неспеша Фатя поднялась со скамьи и увидела входившего в калитку мужчину.
- Стулья вам сам смастерил. Глянь, красота какая! Крепкими должны быть, да твои внуки еще на них сидеть будут!
- Зачем? - она вздохнула тяжко и посмотрела в его глаза. Взгляд Мулы был каким-то смущенным, щенячьим. - У меня есть стулья.
- Ну, лишними они не бывают, - он поставил на землю и правда два хороших крепких стула, с высокими спинками. - К тому же твои все расшатаны.
- Мула, не стоит этого больше делать. Что люди скажут? Наверняка уже сейчас по всему селу звон пошел, что ты мне мебель делаешь.
- И что же тут такого? - удивился он. - Разве я не могу помочь одинокой вдове. слабой женщине?
- Не такая я уж и слабая, - нахмурилась Фатя. - Да может и не вдова вовсе. Вон, соседский мужик пришел, хотя на него похоронка пришла. Может и мой Руслан вернется.

Муллагали посмотрел на неё с жалостью. Сколько таких женщин по стране, которые цепляются за каждую надежду, будто тонущий за соломинку... И в то же время он чувствовал, что любит её. Да, именно любит. Потому что ни есть не мог, ни спать, все мысли занимала только эта прекрасная женщина с грустными глазами. Стройная, как лань, сильная духом и красивая. Он видел много красивых женщин, но эта была краше всех. А еще она была очень умной. Она участвовала во всех событиях села, организовывала мероприятия, а еще прекрасно шила и могла за ночь соорудить хоть костюм, хоть портьеру, хоть скатерть с бахромой. Всё, что было из материи в местном клубе - прошло через руки Фати.
Он настолько любил её, что, наверное, был бы счастлив, если бы Руслан вернулся. Да, ему было бы больно, что любимая с другим, но тогда он видел бы улыбку на её лице, слышал её смех, знал, что у неё всё хорошо...

- Фатя, я готов ждать сколько угодно, - тихо произнес он. - Готов ждать хоть вечность, ты только скажи.
- Не надо, Мула, не жди. Смотри, сколько девчат вокруг, да хотя бы на Любу посмотри - она ведь с тебя глаз не сводит.
- Мне не нужна Люба, мне нужна ты. Я буду ждать, подожду... Но всё это время я буду рядом и ты ничего с этим не поделаешь. Буду помогать тебе, если надо - защищать. Не прогоняй меня. Если Руслан вернется, ему не в чем будет тебя упрекнуть. Но если нет... Я просто хочу быть рядом.

****

Она прождала еще год, надеясь и веря в чудо, но увы... Руслан не вернулся. Бабушка, братья, все кругом твердили, что зря она все глаза проглядела. Если Руслану было суждено выжить, он бы уже давно вернулся или дал бы о себе знать. Но ни его самого, ни весточки от мужчины не было. И каждый наперебой твердил, что она должна выйти замуж за Мулу.
- Неужели тебе он не нравится? -вздыхала подруга Татьяна. - Вот если бы за мной бегал такой мужчина, я ни минуты бы не сомневалась.
- Нравится он мне.. - стыдливо признаваясь, ответила Фатя. - Но я боюсь.
- Чего?
- Быть счастливой. Я теряю всех, кого люблю. Маму, папу, мужа.
- Но твой отец жив, - возразила Таня.
- И что? - Фатя вскинула голову. - Есть ему дело до меня? Я отрезанный ломоть. Там другая семья и другие дети. Часто ли он видится с внучкой? То-то же... Я его потеряла тогда, когда в наш дом пришла Алия.
- Твой отец сделал всё правильно. В деревне мужчине остаться без жены - это то еще испытание. Да к тому же четверо детишек на руках.
- Но Алия... Почему он никогда за нас не заступался?
Татьяна усмехнулась:
- Знаешь, мой Петька тоже особо не вникает в воспитание детей. Этим вроде как жена должна заниматься, это её дело, как их воспитывать, а он добытчик. А то, что отец не слушал ваши жалобы... Так до них ли ему было? Он перевернул страницу прошлой жизни и начал новую. Вот и ты начни другую жизнь.
- А вдруг он Лидочку обижать будет?

Татьяна расхохоталась в голос:
- Кто, Мула? Ты серьезно? Да он за ней как за родной дочкой ходит. Хочешь, что скажу по секрету? Он портфель ей школьный на ярмарке купил.
- Зачем? - удивилась Фатя.
- Ну так, она же школьница, а тут портфель хороший подвернулся, чего не взять? Ой, только я тебе ничего не говорила.
- А ты откуда знаешь?
- Так встретила его, когда от станции шел, - махнула рукой Татьяна.

Татьяна ушла, а Фатя задумалась. Может быть и правда согласиться? Мула её любит, он и к дочке её хорошо относится, портфель вон купил. Фатя рассмеялась своим мыслям. Кому скажешь, что портфель стал причиной её согласия, не поверят.

Не поверил и Мула, когда в очередной раз, позвав её замуж, услышал положительный ответ. Он замер, глядя ей в глаза, потом тихо спросил:
- Правда, ты согласна? Я не ослышался?
- Согласна, Мула. Только... Без свадьбы, просто распишемся и всё.
- Но платье ты красивое наденешь, то самое, голубое, которое ты шила на праздник урожая.
- Хорошо, - улыбнулась Фатя.

Вот так, выйдя замуж за Муллагали, Фатя начала новую, другую жизнь.

ПРОДОЛЖЕНИЕ