В ночь на 26 апреля 1945 года части 4-й гвардейской танковой армии под командованием генерала Дмитрия Лелюшенко заняли Павлиний остров на реке Хафель, на тогдашней административной границе западной части Берлина и Потсдама. Этот город оставался последним пунктом, стоявшим на пути воссоединения 4-й Гвардейской и 47-й армии генерала Франца Перхоровича, и завершения полного окружения Берлина. Потсдам гитлеровцы не успели превратить в столь любимый ими фестунг, но добротные здания города сами по себе создавали достаточно серьезные укрепления. Центр сопротивления или основной опорный пункт в городе был организован на главном вокзале, где помимо толстых стен имелась ещё и система подземных залов ожидания и протяженных коммуникаций, где можно было бы держать оборону продолжительное время. Можно было бы, если бы ни одно но.
Уже к вечеру на помощь Лелюшенко прибыли части особо мощных орудий из резерва ставки, и в районе кинотеатра "Бергтеатр" расположился дивизион гигантских гаубиц Б-4 калибра 203-мм. Эти орудия всегда появлялись там, где быстро и надежно нужно было взломать эшелонированную оборону врага с максимально деморализующим эффектом. В ночь на 27 апреля началась артподготовка, и в Потсдамский вокзал прилетело не менее ста снарядов, каждый весом более 100-кг. После нескольких залпов один из бетонобойных снарядов пробил перекрытия и заставил сдетонировать боеприпасы защитников вокзала, добавив к аду от огня артиллерии ещё и сметающее все пламя вторичной детонации. Для гарнизона города с этого момента все оказалось кончено. К полудню 27 апреля 4-я и 47-я армия завершили Котбус-Потсдамскую операцию и окружение Берлина. Жирную точку в деле поставили сверхмощные гаубицы Б-4, но это был не самый последний их залп в войне с нацистами. В ходе Берлинской операции её много раз выкатывали на прямую наводку и буквально выковыривали с её помощью остатки берлинского гарнизона.
Одним из символов тяжелейшей Берлинской операции стала Б-4 124-й гаубичной бригады, которая вела огонь с перекрёстка Линден- и Риттер-штрассе и попала в кадр американскому офицеру-кинооператору. "Сталинские кувалды", получившие такое прозвище ещё в Финскую, поучаствовали в боях в ключевых частях германской столицы, включая зоопарк и Рейхстаг. Последние залпы Б-4 во Второй Мировой прогремели уже в ходе "Августовского шторма" на Дальнем Востоке, но именно операция в Берлине стала лебединой песней орудия, которое впервые было показано военному руководству страны за полтора десятилетия до этого.
Проект особо мощной пушки Б-4 был представлен в Ленинграде, в конце зимы 1930 года конструкторским коллективом завода "Большевик". Работа над пушкой шла 10 лет, и главный её конструктор, талантливый инженер Франц Лендер, до премьеры своего детища так увы и не дожил. После защиты проекта, на заводе был изготовлен первый экземпляр, и почти три года новое орудие находилось в стадии испытаний, по ходу которых в конструкцию вносились постоянные изменения. Первое боевое крещение, а также большинство восторженных эпитетов и прозвищ, орудие получило в ходе операции на Карельском перешейке, в январе-феврале 1940 года. Но это уже другая история, которую мы расскажем в нашем следующем материале.
Приглашаем дорогих читателей в наш канал "Зеленый край в ТГ. Там лучшие видео, обновляемая лента новостей, свободная полемика и отсутствие ограничений в тематике. Основные материалы озвучиваются авторским голосом. Присоединяйтесь!