Самые частные проблемы у детей с различными нарушениями - это трудности с формированием социальных навыков. То есть со зрительным контактом, распознаванием мимики и эмоций окружающих, соблюдением очередности, соблюдением других правил и норм поведения и прочее. Еще расскажу о методике «Социальные истории».
Социальные правила многим детям даются труднее, чем работа над речью. Но нет ничего невозможного. Это работа поэтапная и необходимо отталкиваться от зоны ближайшего развития конкретного ребенка. Впрочем, как и с речью, например, не стоит ждать от неговорящего ребенка предложений после курса занятий. Так же и с социальными навыками: отталкиваемся от зоны ближайшего развития, разбиваем сложные задачи на более простые и мелкие.
Зрительный контакт
Многим людям с аутизмом или другими нарушениями с аутичными чертами трудно поддерживать зрительный контакт с окружающими. Зрительный контакт - важная часть коммуникации. В обществе заведенно, что собеседники смотрят друг на друга и не отводят взгляд от лица.
Для тренировки зрительного контакта нужно придерживаться нескольких правил:
- Когда разговариваете с ребенком, то старайтесь находиться с ним на одном уровне. То есть ваше лицо должно быть напротив его лица.
- Не давите на ребенка и не принуждайте смотреть в глаза. Дождитесь, когда он сам посмотрит на вас.
- Для начала говорите немного, короткие инструкции, задавайте односложные вопросы.
- Отталкивайтесь от его интересов. Лучше тренироваться во время игры с его любимыми игрушками, занятиями.
- Ваша речь должна быть эмоционально окрашена, используйте жесты и моторные подсказки, если у ребенка есть трудности с пониманием обращенной речи.
- Используйте метод поощрения.
Распознавание мимики и эмоций
Дети с нарушениями, в первую очередь, с РАС, не всегда понимают, что означают разные выражения лица, не знают, как они связаны с эмоциями и не осознают причин чужих эмоций. Со своими собственными эмоциями у них тоже есть проблемы.
- Подготовьте карточки с разными людьми с ярко и не очень выражеными эмоциями. Лучше, если это будут разные карточки: нарисованные, фотографии, мультяшные и так далее.
- Начните с простых эмоций: радость, грусть, злость, отвращение и удивление.
- Попросите ребенка перед зеркалом повторять эти эмоции.
- Во время просмотра мультфильмов (особенно любимых) всегда обращайте внимание на эмоции героев. Например, «Миша сердится, потому что….», «Нолик радуется, потому что…».
- Попробуйте повторять эмоции за любимыми героями: «Как Миша сердится?»
- Дополнительно объясняйте эмоции, когда читаете сказки. Рассматривайте картинки.
- Проговаривайте его и свои эмоции: «Ты сердишься, потому что я не даю тебе конфеты».
- Выполняйте вместе эмоциональную гимнастику перед зеркалом.
- Поощряйте ребенка.
- Есть методика «Потому что эмоции», она есть как в карточном варианте, так и в виде приложения. А так же есть приложения с эмоциональной зарядкой и эмоциями. Обратите на них внимание.
Соблюдение очередности
Делать что-то по очереди – один из способов игры и способ поддержания беседы даже до того, как ребенок заговорит.
- Возможно сначала вам придется контролировать и направлять игру, говоря: «Мамина очередь... Мишина очередь... мамина очередь».
- Постарайтесь привлечь к игре еще кого-нибудь: «Мамина очередь... Мишина очередь... Анина очередь».
- Со временем откажитесь от указаний и помощи. Дайте ребенку возможность самому сориентироваться и понять, чья теперь очередь, и проявив инициативу, предоставить ее другому участнику или самому воспользоваться ею.
- Включите действия, которые можно совершать по очереди, в самые разные домашние дела так, чтобы необходимость соблюдать очередность не ассоциировалась у ребенка с определенными игрушками и определенным временем дня и уж, тем более, с занятиями. Это может быть купание, принятие пищи, откусывающие шоколадки, игры с музыкальными инструментами и с любыми другими игрушками.
Соблюдение правил, норм, а так же выполнение инструкций и просьб
Это навык необходим не только для социальной взаимодействия, но и дальнейшего обучения.
- Начните с простых односоставных инструкций.
- Используйте слова, значение которых ребенок знает. Ориентируйтесь на уровень понимания речи.
- Говорите медленно, ваша речь должна быть интонационно окрашена.
- Тренируйтесь постоянно, не только во время занятий за столом.
- Помните про зрительный контакт. Давайте инструкции, когда ребенок смотрит на вас, ваши лица должны находиться на одном уровне. То есть не нужно говорить ему откуда-то сверху, издалека, из другой комнаты и прочее.
- Чтобы ребенок понимал инструкции, нужно расширять его словарный запас. Озвучивайте все свои действия, называйте все игрушки, предметы, окружающие ребенка.
- Произнесите просьбу, помогите ребенку выполнить ее. Когда он начнет выполнять ее сам, то переходите к более сложному варианту.
- Используйте метод поощрения. Например, ребенок собрал 5 звездочек, он может немного отдохнуть.
Социальные истории
Эта обучающая методика подойдёт всем детям, у которых есть эмоционально-волевые нарушения. Используйте социальные истории для объяснения самых различных ситуаций. Это краткие рассказы, подкреплённые подробными иллюстрациями. А иногда просто сюжетные картинки, но в которых явно прослеживается причинно-следственная связь. То есть они наглядно и последовательно показывают определённые действия и их последствия.
- Это не абстрактное «сиди спокойно на уроке», а подробный рассказ в картинках. Кстати, намного действеннее такой рассказ, если он составлен с использованием фотографий ребенка.
- Их можно назвать причинно-следственными картинками, например, для изучения эмоций.
- Так же можно составить пары картинок «Сначала-потом» — для изучения социальных норм поведения с другими людьми.
Они помогут:
- в изучении навыков самообслуживании (в т.ч. приучение к горшку, мытьё головы, чистка зубов и пр.);
- в подготовке к новым событиям (перелёт, поездка на поезде, поход в бассейн и т.п.);
- в освоении правил поведения в школе, на приёме у врача, в магазине, в аптеке или при переходе улицы;
- в понимании ситуаций «сейчас-потом», «что будет, если...».
Иногда социальные истории не работают, если с их помощью стремиться скорректировать нежелательное поведение ребенка, не учитывая причины, которые его вызывают. В данном случае нужно работать с причиной.
Это долгая и кропотливая работа, социальные истории - это инструмент для социализации ребёнка, а не панацея. Не ждите, что сегодня вы один раз обсудили, что драться - плохо, и с завтрашнего дня ребёнок стал послушным.
Хочется сделать небольшую ремарку. Ребенок, поведение которого не контролируемо, усваивает мало информации. Детям трудно понять устные инструкции, концентрировать внимание, помнить правила и контролировать себя. Если с ребенком совсем невозможно договариваться, он гиперактивный, непослушный, постоянно срывается на крик, тогда стоит обратиться к психиатру. Он подберет препарат, который немного «приземлит» ребенка, а следовательно у него улучшиться концентрация внимания, усидчивость, память. Главное - найти хорошего специалиста и подобрать препарат. Этот абзац носит информационный характер. Каждый родитель решает сам.
В центрах «Аист» работают с самыми разнымы детьми с различными проблемами.