Найти в Дзене

Формирование социальных навыков у детей с нарушениями развития: аутизмом, алалией, умственной отсталостью, задержкой развития и так далее

Оглавление
Фото: Canva
Фото: Canva

Самые частные проблемы у детей с различными нарушениями - это трудности с формированием социальных навыков. То есть со зрительным контактом, распознаванием мимики и эмоций окружающих, соблюдением очередности, соблюдением других правил и норм поведения и прочее. Еще расскажу о методике «Социальные истории».

Социальные правила многим детям даются труднее, чем работа над речью. Но нет ничего невозможного. Это работа поэтапная и необходимо отталкиваться от зоны ближайшего развития конкретного ребенка. Впрочем, как и с речью, например, не стоит ждать от неговорящего ребенка предложений после курса занятий. Так же и с социальными навыками: отталкиваемся от зоны ближайшего развития, разбиваем сложные задачи на более простые и мелкие.

Зрительный контакт

Многим людям с аутизмом или другими нарушениями с аутичными чертами  трудно поддерживать зрительный контакт с окружающими. Зрительный контакт - важная часть коммуникации. В обществе заведенно, что собеседники смотрят друг на друга и не отводят взгляд от лица.

Для тренировки зрительного контакта нужно придерживаться нескольких правил:

  • Когда разговариваете с ребенком, то старайтесь находиться с ним на одном уровне. То есть ваше лицо должно быть напротив его лица.
  • Не давите на ребенка и не принуждайте смотреть в глаза. Дождитесь, когда он сам посмотрит на вас.
  • Для начала говорите немного, короткие инструкции, задавайте односложные вопросы.
  • Отталкивайтесь от его интересов. Лучше тренироваться во время игры с его любимыми игрушками, занятиями.
  • Ваша речь должна быть эмоционально окрашена, используйте жесты и моторные подсказки, если у ребенка есть трудности с пониманием обращенной речи.
  • Используйте метод поощрения.

Распознавание мимики и эмоций

Дети с нарушениями, в первую очередь, с РАС, не всегда понимают, что означают разные выражения лица, не знают, как они связаны с эмоциями и не осознают причин чужих эмоций. Со своими собственными эмоциями у них тоже есть проблемы.

  • Подготовьте карточки с разными людьми с ярко и не очень выражеными эмоциями. Лучше, если это будут разные карточки: нарисованные, фотографии, мультяшные и так далее.
  • Начните с простых эмоций: радость, грусть, злость, отвращение и удивление.
  • Попросите ребенка перед зеркалом повторять эти эмоции.
  • Во время просмотра мультфильмов (особенно любимых) всегда обращайте внимание на эмоции героев. Например, «Миша сердится, потому что….», «Нолик радуется, потому что…».
  • Попробуйте повторять эмоции за любимыми героями: «Как Миша сердится?»
  • Дополнительно объясняйте эмоции, когда читаете сказки. Рассматривайте картинки.
  • Проговаривайте его и свои эмоции: «Ты сердишься, потому что я не даю тебе конфеты».
  • Выполняйте вместе эмоциональную гимнастику перед зеркалом.
  • Поощряйте ребенка.
  • Есть методика «Потому что эмоции», она есть как в карточном варианте, так и в виде приложения. А так же есть приложения с эмоциональной зарядкой и эмоциями. Обратите на них внимание.

Соблюдение очередности

Делать что-то по очереди – один из способов игры и способ поддержания беседы даже до того, как ребенок заговорит.

  • Возможно сначала вам придется контролировать и направлять игру, говоря: «Мамина очередь... Мишина очередь... мамина очередь».
  • Постарайтесь привлечь к игре еще кого-нибудь: «Мамина очередь... Мишина очередь... Анина очередь».
  • Со временем откажитесь от указаний и помощи. Дайте ребенку возможность самому сориентироваться и понять, чья теперь очередь, и проявив инициативу, предоставить ее другому участнику или самому воспользоваться ею.
  • Включите действия, которые можно совершать по очереди, в самые разные домашние дела так, чтобы необходимость соблюдать очередность не ассоциировалась у ребенка с определенными игрушками и определенным временем дня и уж, тем более, с занятиями. Это может быть купание, принятие пищи, откусывающие шоколадки, игры с музыкальными инструментами и с любыми другими игрушками.

Соблюдение правил, норм, а так же выполнение инструкций и просьб

Это навык необходим не только для социальной взаимодействия, но и дальнейшего обучения.

  • Начните с простых односоставных инструкций.
  • Используйте слова, значение которых ребенок знает. Ориентируйтесь на уровень понимания речи.
  • Говорите медленно, ваша речь должна быть интонационно окрашена.
  • Тренируйтесь постоянно, не только во время занятий за столом.
  • Помните про зрительный контакт. Давайте инструкции, когда ребенок смотрит на вас, ваши лица должны находиться на одном уровне. То есть не нужно говорить ему откуда-то сверху, издалека, из другой комнаты и прочее.
  • Чтобы ребенок понимал инструкции, нужно расширять его словарный запас. Озвучивайте все свои действия, называйте все игрушки, предметы, окружающие ребенка.
  • Произнесите просьбу, помогите ребенку выполнить ее. Когда он начнет выполнять ее сам, то переходите к более сложному варианту.
  • Используйте метод поощрения. Например, ребенок собрал 5 звездочек, он может немного отдохнуть.

Социальные истории

Эта обучающая методика подойдёт всем детям, у которых есть эмоционально-волевые нарушения. Используйте социальные истории для объяснения самых различных ситуаций. Это краткие рассказы, подкреплённые подробными иллюстрациями. А иногда просто сюжетные картинки, но в которых явно прослеживается причинно-следственная связь. То есть они наглядно и последовательно показывают определённые действия и их последствия.

  • Это не абстрактное «сиди спокойно на уроке», а подробный рассказ в картинках. Кстати, намного действеннее такой рассказ, если он составлен с использованием фотографий ребенка.
  • Их можно назвать причинно-следственными картинками, например, для изучения эмоций.
  • Так же можно составить пары картинок «Сначала-потом» — для изучения социальных норм поведения с другими людьми.

Они помогут:

  1. в изучении навыков самообслуживании (в т.ч. приучение к горшку, мытьё головы, чистка зубов и пр.);
  2. в подготовке к новым событиям (перелёт, поездка на поезде, поход в бассейн и т.п.);
  3. в освоении правил поведения в школе, на приёме у врача, в магазине, в аптеке или при переходе улицы;
  4. в понимании ситуаций «сейчас-потом», «что будет, если...».

Иногда социальные истории не работают, если с их помощью стремиться скорректировать нежелательное поведение ребенка, не учитывая причины, которые его вызывают. В данном случае нужно работать с причиной.

Это долгая и кропотливая работа, социальные истории - это инструмент для социализации ребёнка, а не панацея. Не ждите, что сегодня вы один раз обсудили, что драться - плохо, и с завтрашнего дня ребёнок стал послушным.

Хочется сделать небольшую ремарку. Ребенок, поведение которого не контролируемо, усваивает мало информации. Детям трудно понять устные инструкции, концентрировать внимание, помнить правила и контролировать себя. Если с ребенком совсем невозможно договариваться, он гиперактивный, непослушный, постоянно срывается на крик, тогда стоит обратиться к психиатру. Он подберет препарат, который немного «приземлит» ребенка, а следовательно у него улучшиться концентрация внимания, усидчивость, память. Главное - найти хорошего специалиста и подобрать препарат. Этот абзац носит информационный характер. Каждый родитель решает сам.

В центрах «Аист» работают с самыми разнымы детьми с различными проблемами.