Найти в Дзене

Как Конхобар взял власть над Уладом (продолжение легендариума)

В начале истории ( https://dzen.ru/a/Z77eVU_I8hzT95pw ) Несса, дочь короля уладов Охеда Салбуде, в результате череды собственных ошибок, недоразумений и неудачного стечения обстоятельств оказалась наследницей отца с маленьким ребёнком на руках и большой проблемой — как создать этому ребёнку положение в обществе. Фергус МакРойг, действующий король Улада, увлёкся Нессой. Он — большой живчик, и даже согласен на брак на время. Строго говоря, это не супружество — общего имущества не создаёт, но какие-то условия фиксирует. Условия чудовищны: Фергус должен отдать власть над Уладом сыну Нессы до истечения договора, то есть на один год. Свой каприз Несса мотивирует тем, что раз Конхобар побудет королём хотя бы год, то уговорит народ подарить себе выморочную землю, его дети будут считаться детьми короля, благородными людьми. Да и сам Конхобар уже будет фла — наследственным землевладельцем. Дело настолько серьёзно, что Несса даже требует дать ей заложников. Только мне кажется, что кто-то з

В начале истории ( https://dzen.ru/a/Z77eVU_I8hzT95pw ) Несса, дочь короля уладов Охеда Салбуде, в результате череды собственных ошибок, недоразумений и неудачного стечения обстоятельств оказалась наследницей отца с маленьким ребёнком на руках и большой проблемой — как создать этому ребёнку положение в обществе.

Фергус МакРойг, действующий король Улада, увлёкся Нессой. Он — большой живчик, и даже согласен на брак на время. Строго говоря, это не супружество — общего имущества не создаёт, но какие-то условия фиксирует. Условия чудовищны: Фергус должен отдать власть над Уладом сыну Нессы до истечения договора, то есть на один год. Свой каприз Несса мотивирует тем, что раз Конхобар побудет королём хотя бы год, то уговорит народ подарить себе выморочную землю, его дети будут считаться детьми короля, благородными людьми. Да и сам Конхобар уже будет фла — наследственным землевладельцем. Дело настолько серьёзно, что Несса даже требует дать ей заложников. Только мне кажется, что кто-то за спиной у парочки потирает руки?

Фергус соглашается: народное собрание позади, а дальше время покажет, как-нибудь образуется, и не такое разруливали. Пара съехалась. Осень — выплата дани, и Конхобар перво-наперво увеличивает налоги. Он обобрал половину хозяйств, а всё, что собрал сверх положенного, распределил между нужными людьми, всё ценное просто подарил. В «Саге о Конхобаре» сказано, что короля-на-час научила этому мать, но для Нессы это определённо слишком сложная схема.

Год заканчивается. Фергус требует, чтобы сделали, как было, и заложников вернули обратно. Однако, его ждёт большое разочарование: до народного собрания никто не собирается исполнять его хотелки, договор закончится день в день. Ситуацию народ решил сначала обсудить. Налоги возросли, но зато и подарки стали богаче [и дочерей прятать не нужно]. К тому же, человек, который вот так расстаётся с властью, как с дойным стадом, из-за одной женщины, может ради другой и кое-что похуже отмочить. Сошлись на том, что пусть Фергус остаётся с тем, что приобрёл, и забудет о том, что продал. Но теперь Нессе он уже совсем не интересен, да и разобиженный Фергус не настроен продолжать балаган водить с ней дружбу. Юный Конхобар остался при должности.

В «Саге о Конхобаре» ситуацию с отстранением Фергуса от власти замели под ковёр. На самом деле бывший король страшно обиделся. Обо всех неприятностях, которые обрушились на Ирландию в результате интриг, назовём уж виновников прямым текстом, Катабада и Нессы, описано в относительно поздней рукописи MS 23. K. 37 из коллекции Королевской ирландской академии. Сама рукопись датирована 1717 годом, но география событий вполне средневековая. После утраты исходника текст продолжал жить под пером переписчика, перебрался с пергамента на бумагу, но так ли это важно? Оптимизм внушало уже то, что обнаружено две сходные версии этого документа — одна в MS E. IV. 3 (1729 года), также находится в Королевской ирландской академии, вторая - MS Egerton 106 (1715 года) в Британском музее. Условно сагу называют «Война Конхобара и Фергуса». Последнее редактирование относится к XV веку, судя по особенностям языка. Если фанфик, то очень старый, почти ровесник «Жёлтой книги...» Переписчики сокращали текст, что было делом вполне обычным, и практически наверняка в цепочке копипостеров был видевший изначальную рукопись. «Исходник» и перевод на французский был опубликован Миред НиКонмихе Добс в 1912 году. Источник: Maighréad Ní Conmidhe Dobs. La guerre entre Fergus et Conchobar // Revue Celtique 1923.V.40. P. 404-423.

По версии этой саги, Фергус отправился к верховному королю жаловаться. Оху Федлех принял Фергуса, как родного, пригласил быть гостем в его доме и посулил женить на старшей дочери, Клотру. Фергусу, только что закончившему крайне неудачный роман, было не до новых амуров, а вот повоевать из-за своих утрат очень хотелось.

Для начала Фергус собрал восемьсот сторонников и напал на расположение воинов Конхобара в гостеприимном доме (о гостеприимных домах тут https://dzen.ru/a/ZtHN7NvwOCL3je8t). Дом взяли в осаду и пытались поджечь, но отряд уладов отбивался храбро, так что устроить пожар оказалось не так просто, как планировалось. Один из поединщиков со своими людьми остался на луговине перед усадьбой и защищал ворота до последней капли крови. Личность его не вполне понятна — его в саге называют то Охедом Большим, сыном Охеда Салбуде, то есть братом Нессы, но через четыре строчки уже Оаном. В общем, что-то плохо читаемое было в исходнике, и переписчик не озадачился сравнением текстов. Более нигде в «канонических сагах» этот персонаж не упомянут, так что вопрос о семье Нессы так и остаётся в подвешенном состоянии.

Всех, кто был в гостеприимном доме, в конце концов убили, и дом сожгли дотла.

Далее Фергус спалил ещё тринадцать усадеб. В последней, Кнок Мор, Фергус обнаружил Нессу. Спутники его предлагали с ней расправиться, но Фргус охладил их пыл, сказав: «Да не будет общество женщин или убийство женщин началом наших грабежей и наших битв». Конхобара он не поймал и даже не знал, где тот прячется.

Войско Фергуса вытекло из Улада вдоль берега Ирландского моря и благополучно доставило награбленное в Миде: остановить их пытались люди из долину Муртемне под началом родного брата Фергуса, Суалтама. Их легко обратили в бегство. Награбленное добро пошло на приданное Клотру, дочери Оху Федлеха. В Таре народ ликовал и праздновал.

Конхобар не прятался, а гостил в РатДерг. Там его и застали новости о том, что бывший отчим разграбил половину Улада. Ответ должен был быть молниеносным, жестоким и устрашающим, чтобы поход не выглядел как рутина, набег в собачий след. Конхобар приказал незамедлительно разорить Миде (центральную область, на которой находится Тара), разрушить Усну (резиденцию королей Лагена, который от похода на Улад никаких плюшек не получил), сжечь Тетбу (культовый центр, связанный с праздником Лунаса и ярмаркой в этот праздник) и разграбить Тару.

Войско уладов погуляло по Миде и Лагену, оставив за собой пылающие дома и головешки вперемешку с пеплом. Не получилось только Тару разорить. Оху Федлех страшно рассердился и вознамерился отомстить. На сей раз к нему присоединился и король Лагена, практически вся лагенская знать которой опалили перья, и даже дедушка Оху Аирем из Дун Фремаинн, который уже давно не верховный король, но ещё жив, нарисовался в сопровождении сына. Это всё забавно читать, а люди действительно разорены — запасы провизии потрачены и вывезены, скот убит и угнан, ни одного целого дома во многих местах не осталось. Впервые Фергуса начинают винить в народном бедствии, и крыть ему нечем.

Ирландское войско входит в Улад, и на сей раз речь не о том, чтобы разгромить пару десятков богатых домов и спалить гостеприимца вместе с усадьбой. Выметают всё подчистую. Вторжение остановилось лишь тогда, когда в поединке погиб брат Оху Федлеха, а самого Оху, тяжело раненного, вынесли с поля боя на носилках, наскоро сделанных из копий. В отместку за эту утрату и кровь короля была проведена акция устрашения — убили и закопали уладских пленников. Если учесть, что порядочных людей кремируют, родственникам должно было быть очень обидно. А что Фергус? Фергус на сей раз вошёл на восточную часть уладских земель — в Муртемне и во владения брата, ДунДелг. Считается, что грабил, но там снова ущерб был скромным, только обобрали. Или поделились?

После паузы, которая была взята на похороны королевского брата и лечение себя, любимого, Оху Федлех возобновил военные действия. Тут уже даже Конхобару стало ясно, что пахнет жареным и пора договариваться. Ему докладывают, что Оху Федлех считает: без Улада Ирландия не может быть целой. К верховному королю были отправлены парламентёры: трое самых знаменитых поэтов Улада с Амергином во главе (поэтов точно не тронут). И тут мы с удивлением узнаём, что Катбад, оказывается, ещё и знаменитый поэт — в тройку входит. Прямо таки Юлий Цезарь какой-то.

Поэтов убивать — себе дороже. Пришлось выслушать. Предлагали они дело. Во-первых, улады хотели компенсацию за убийство отца Конхобара, Фахны Фоотаха. Понимаете теперь, почему Катбад открещивался от родства? Раз гвоздь вбит и ружьё висит, до третьего акта выстрелит. Во-вторых, улады звали Фергуса домой на очень хороших условиях. Ему прощали все пакости, давали право собирать дань на востоке Улада (воровать из казны), он получал должность второго после короля и все владения возле Авхейн Вахи, с которых он кормился, будучи королём, тоже вернули. И в довершение — ложе с золотыми столбиками. Взамен улады обещали больше войной на Миде не ходить и лагенов не обижать. Оху подумал и согласился: Конхобар молод, если договор устоит, мир и покой обеспечен на всю оставшуюся жизнь. Фергусу деваться было некуда.

Конхобар получил больше, чем рассчитывал: ему уступили земли возле Бру на Боин, не вполне ясно, в каких единицах, но 6000, одну из дочерей Оху Федлеха в жёны и воспитание детей от этого брака. Фергус может и не хотел домой, но понимал: ему в Таре, да и в Лагене, не очень рады. Загостился. Восток Улада его приветствовал, как героя. О не состоявшейся свадьбе с дочерью верховного короля никто не вспомнил.

Оху Федлех оказался самой пострадавшей стороной: как-то в процессе репараций так вышло, что в Улад уехали четыре его дочери, а не одна. Все четыре родят от Конхобара, младшая выйдет замуж. Две старшие вернутся спустя время из плена живыми и здоровыми и как-то устроят свою жизнь. Одна утонет при не выясненных обстоятельствах, а младшая действительно станет старшей женой короля Улада.

Но это — дело очень далёкого будущего. На момент заключения мира Конхобару всего восемь лет. Совершеннолетие — четырнадцать, а полное — восемнадцать. До этого времени за него правит Катбад, после вводится правило, что никто из свиты рта раскрыть не смеет прежде Конхобара, а король помалкивает, пока не выскажется королевский друид. И кто бы был этот друид, угадайте с трёх раз?