Здравствуйте, коллеги-киноманы. Я вас, возможно, удивлю, но... большинство людей никогда не видели «Звёздные войны». Почему? Потому что сейчас этот термин относится ко всей франшизе, но до того, как фильм получил подзаголовок «Новая надежда» и стал четвёртым эпизодом, он назывался просто «Звёздные войны» (если быть точнее, то «Приключения Люка Старкиллера, как они записаны в журнале Уиллса (Сага 1). Звёздные войны»). А потом, начиная аж с 1980 года, Джордж Лукас начал перекраивать свои же фильмы, добавляя новые диалоги, субтитры и щедро поливая всё это компьютерной графикой. В итоге мало кто видел «Звёздные войны» в их первозданном виде.
Все знают про спорный выстрел в руку и появление Хайдена Кристенсена в роли призрака силы. Но это только верхушка айсберга. Есть ещё бесчисленные мелкие правки, настолько бессмысленные, что только самые преданные фанаты их заметят. Итак, в прошлый раз говорили об изменениях, которые были в тему, а сегодня обсудим самые бесполезные.
Дуг из дворца Джаббы – «Возвращение джедая»
К 2011 году, когда вышла Blu-ray-версия саги, Лукас уже успел «улучшить» всё, что можно. Одним из самых абсурдных изменений стало появление CGI-дуга, представителя расы Себульбы, который просто бродит по дворцу Джаббы. Зачем? Почему он один гуляет, пока все спят? Может, ему просто нужно было в туалет? Графика настолько ужасна, что кажется, будто её сделал фанат в гараже. Но самое забавное — это изменение настолько бессмысленно, что его легко пропустить.
Преследование «Слейва-1» – «Империя наносит ответный удар»
Хотя «Империя наносит ответный удар» считается эталоном, создатели всё же решили, что без щепотки компьютерной графики XXI века фильм явно не дотягивает до совершенства. И вот, в одной из сцен, где Хан Соло мастерски прячет свой «Тысячелетний сокол» среди космического мусора, появляется великолепно анимированный «Слейв-1», который, видимо, решил не отставать.
Этот короткий, но такой важный момент добавляет в сцену столько лишнего внимания к деталям, что напряжение от побега героев испаряется быстрее, чем пассажиры из шлюза в открытый космос. А Боба Фетт, верный своему стилю, летит так близко к «Соколу», что, кажется, вот-вот постучится в иллюминатор и предложит Хану чашечку кофе. Может, у Соло действительно начались проблемы со зрением после гибернации? Или он просто решил, что быть пойманным — это новый тренд?
В общем, если вы всегда мечтали увидеть, как эпичный побег превращается в нелепую прогулку с хвостом, то поздравляю — это именно та сцена. Что ж, спасибо, CGI, ты снова сделал своё дело.
Лукас добавил CGI-сцену, где «Слейв-1» преследует «Тысячелетний сокол». Это не только снижает напряжение, но и делает Бобу Фетта странно близоруким. Зачем он летит так близко?
Крик Крайт-дракона – «Новая надежда»
Бен Кеноби пугал тускенов тремя разными звуками за годы. Сначала это был рык, потом — жуткий свист в версии 2004 года, а в Blu-ray Лукас добавил что-то совсем странное. Видимо, он решил, что оригинальный звук был недостаточно «драконьим». Но зачем менять то, что и так работало?
Читайте также:
Вы говорите на «боччи»? – «Возвращение джедая»
Разнообразные инопланетные языки в «Звёздных войнах» изначально представляли собой не более чем фонетически связанную тарабарщину. Однако за годы, прошедшие с момента выхода первых фильмов, расширенная вселенная превратила их в полноценные языки с собственной структурой и лексикой. Но всё это не имело никакого значения, когда вышел шестой эпизод, ведь сцена противостояния между Джаббой и переодетой Леей полностью строилась на переводе C-3PO. Джабба говорил на непонятном хаттском, а Лейя — на столь же загадочном «убезийском», и смысл их диалога зрители понимали исключительно благодаря дроиду.
Однако в специальной версии к этому диалогу добавили субтитры. Видимо, Лукас решил, что недостаточно «поработал» над сценой во дворце Джаббы. Это странное решение, учитывая, что разговор и так был легко понятен благодаря присутствию переводчика, который объяснял всё практически слово в слово. Именно поэтому, хоть это и небольшое изменение, оно абсолютно бессмысленно.
Ну серьёзно, зачем добавлять субтитры к диалогу, который уже переводится прямо на экране? Видимо, Лукас подумал: «А что, если зрители не поверят C-3PO? Давайте подстрахуемся!» И вот, вместо того чтобы наслаждаться напряжённой сценой, мы теперь можем читать текст, который и так уже произносится. Спасибо, Джордж, ты снова сделал всё, чтобы мы почувствовали себя немного глупее.
Воздушное такси – «Скрытая угроза»
Не только оригинальная трилогия подверглась многочисленным изменениям после выхода. Каждый из приквелов тоже удостоился «улучшений», и больше всех досталось «Скрытой угрозе». Для начала, кукольная версия Йоды была заменена на CGI (но это было стратегически верное решение, чтобы соответствовать второму и третьему эпизодам). Также добавили целые куски к гонке на карах, что, честно говоря, мне даже понравилось. Однако одним из самых странных изменений стало неожиданное добавление сцены с такси на Корусанте.
Эта сцена, которая изначально была не более чем проходной, вдруг растянулась, видимо, чтобы продемонстрировать спецэффекты или просто потому, что Джордж Лукас решил: «А почему бы и нет?» Пару реплик Джа-Джа и несколько дополнительных кадров Корусанта — вот и всё, что было добавлено. Никакого влияния на сюжет, никакого смысла — просто ещё пара минут к и без того не самому короткому фильму. Если честно, я считаю, что первый эпизод в целом хорош, если закрыть глаза на несколько серьёзных провалов (но это уже тема для отдельного спора). Однако, в каком бы лагере вы ни находились — среди защитников или ненавистников «Скрытой угрозы», — согласитесь: эта сцена была абсолютно лишней.
Ну серьёзно, зачем нам нужно было видеть, как Джар-Джар болтает в такси? Чтобы понять, что он всё так же раздражает? Или чтобы мы успели насладиться видами Корусанта, которые и так уже показали в других сценах? Видимо, Лукас подумал: «А что, если зрители ещё не до конца осознали, что этот фильм мог бы быть на 20 минут короче? Давайте добавим ещё одну никому не нужную сцену!» Спасибо, Джордж, ты снова сделал всё, чтобы мы оценили оригинальную версию ещё больше.
Куда делся дефел? – «Новая надежда»
Лукас снял гораздо больше материала для сцены в кантине Мос-Айсли, чем в итоге попало в финальную версию фильма. В интернете можно найти изображения некоторых из самых безумных посетителей, которые так и не удостоились крупного плана, включая гигантского богомола, затерявшегося где-то вдалеке у правой стороны бара.
Однако настоящая трагедия здесь — это история Арлейла Скоуса. Несмотря на его очаровательный портрет в оригинальной версии «Новой надежды», Ангел Смерти в лице специального издания забрал и его, сделав ещё одной жертвой монтажа. Его заменили на… непонятно кого?
Можно только предположить, что Лукас решил, что этот парень выглядит слишком глупо, и его нужно убрать из фильма. Вот только он всё ещё остался на заднем плане в самом первом кадре интерьера кантины:
Что интересно, некоторые фанаты не знают, что, хотя этот кадр тоже подвергся редактированию, чтобы убрать волкоподобное существо, на самом деле это отдельный персонаж по имени Арлейл Скоус. С одной стороны, его убрали из одного кадра, но не вычеркнули из канона полностью. Странно. Бессмысленно.
И вот, дорогие зрители, мы снова сталкиваемся с вопросом: зачем? Зачем менять то, что и так работало? Может, Лукас просто решил, что кантина недостаточно перегружена странностями, и нужно добавить ещё одну? Или, может, он просто хотел, чтобы мы почувствовали себя немного ностальгирующими по оригинальной версии? В любом случае, спасибо, Джордж, за ещё один повод для фанатских споров. Дефел, мы тебя помним!
Моргающие эвоки – «Возвращение джедая»
Эвоки стали предвестниками тех странных решений, которые Лукас позже щедро рассыпал по приквелам. И вот, когда дело дошло до создания Blu-ray-версии, Джордж, видимо, задумался: «Как бы нам “улучшить” этих милых, но таких раздражающих мишек?»
И что же он придумал? Конечно же, добавить им век! Да-да, теперь у эвоков есть веки, и они могут моргать. Ну разве это не гениально? Теперь-то уж зрители точно их полюбят! Хотя, если честно, это одно из тех изменений, которое можно заметить, только если специально искать. Моргнул — и пропустил.
Не спорю, это добавляет немного жизни персонажу Уикета, которого играет Уорик Дэвис. Но только если вы поставите две версии рядом и будете внимательно сравнивать. Без этого вы бы никогда не заметили, что что-то изменилось. Отличная работа, Джордж! Ты снова доказал, что можешь тратить время и ресурсы на то, что абсолютно ничего не меняет.
И вот, дорогие зрители, мы получили эвоков, которые моргают. Потому что, видимо, именно этого нам не хватало в жизни. Спасибо, Лукас, за то, что подарил нам возможность лишний раз задуматься: «А зачем это вообще было нужно?» Эвоки, вы теперь стали чуть более реалистичными, но всё такими же странными.
Камень R2-D2 – «Новая надежда»
Перед нами R2-D2, сидящий в пещере. Песчаные люди, от которых он пытается спрятаться, слишком заняты бездыханным Люком и его спидером, так что шансов быть замеченным у дроида практически нет. Но тут, в одно прекрасное утро 2011 года, Джордж Лукас внезапно восклицает: «Как я мог не заметить? Нужно добавить ещё один камень!»
И вот, перед R2 появляется ещё один камень, настолько близко к тому, за которым он уже прячется, что щель между ними становится настолько узкой, что дроид туда физически не мог бы протиснуться. Гениально, не правда ли?
Это изменение в фильме 1977 года идеально иллюстрирует всё, что не так с правками Лукаса в оригинальной трилогии. Во-первых, новый камень выглядит не особенно убедительно. Во-вторых, он создаёт огромную дыру в логике сцены. И, самое главное, сцена и без него работала идеально. Зачем это было нужно? Ни за чем.
Итак, мы получили ещё один пример того, как Лукас «улучшает» то, что и так было прекрасно. Теперь у нас есть R2-D2, который прячется за камнями, в которые он физически не мог бы втиснуться. Камень, ты стал настоящей звездой этой сцены.
Шаттл Вейдера – «Империя наносит ответный удар»
В оригинальной версии Вейдер просто требует: «Подать мой шаттл!» — и позже мы видим его на «Палаче». Но Лукас решил, что зрители слишком тупы, чтобы понять, как он туда добрался. В 2011 году он добавил сцену, где шаттл Вейдера летит с Беспина на звездолёт. Это не только лишнее, но и нарушает динамику сцены. Зачем? Кто знает.
Вот и получается: как создавать вселенные, так Лукасу равных нет. Как их «усовершенствовать» — ему тоже равных нет. В то же время нельзя не сказать и то, что Лукас вносил изменения чисто косметические, а вот Disney уже принялись рушить каноны — это уже ни в какие ворота.
Благодарю за внимание.