Найти в Дзене
ИСТОРИЯ, ИИ и СОБАКИ

Что, если бы Ганнибал взял Рим тогда? И не пощадил бы его…

Разрушенный Рим, гегемония Карфагена, отсутствие Византии, периферийное христианство, угроза гуннов, триумф ислама и монголов — перспективы мира без Рима. Моделирование контрфактической истории, не путать с альтернативной. Есть заезженный штамп: «История – не терпит сослагательного наклонения». Дескать, не стоит фантазировать на тему «что бы было, если…» Тем не менее, весьма авторитетные историки и культурологи продолжают моделировать события альтернативной и контрфактической истории. Если в основе первой лежат размышления об изменении прошлого в результате вмешательства извне (будущего, жанры фантастики «попаданцы» и «хронофантастика») или более развитой инопланетной цивилизации, то контрфактическая история базируется на вполне возможных событиях прошлого. Если взять античный период истории, то популярным сюжетом является предположение о более продолжительной жизни Александра Македонского, в результате чего его победоносная армия сталкивается с Римом. Об этом впервые задумался соврем
Оглавление

Разрушенный Рим, гегемония Карфагена, отсутствие Византии, периферийное христианство, угроза гуннов, триумф ислама и монголов — перспективы мира без Рима.

Моделирование контрфактической истории, не путать с альтернативной.

Пунические легионы. Армия Карфагена. Здесь и далее - рисунок нейросети.
Пунические легионы. Армия Карфагена. Здесь и далее - рисунок нейросети.

Сюжет вполне возможный

Есть заезженный штамп: «История – не терпит сослагательного наклонения». Дескать, не стоит фантазировать на тему «что бы было, если…» Тем не менее, весьма авторитетные историки и культурологи продолжают моделировать события альтернативной и контрфактической истории.

Если в основе первой лежат размышления об изменении прошлого в результате вмешательства извне (будущего, жанры фантастики «попаданцы» и «хронофантастика») или более развитой инопланетной цивилизации, то контрфактическая история базируется на вполне возможных событиях прошлого.

Если взять античный период истории, то популярным сюжетом является предположение о более продолжительной жизни Александра Македонского, в результате чего его победоносная армия сталкивается с Римом. Об этом впервые задумался современник Октавиана Августа Тит Ливий, а развил сюжет наш современник, британский историк Арнольд Джозеф Тойнби в эссе «Если бы Александр не умер тогда…»

Этот сюжет – чисто альтернативная история.

Я же хочу рассмотреть не менее популярный сюжет о взятии Ганнибалом Рима, что является сюжетом не альтернативной, а контрфактической истории, поскольку победа Карфагена во Второй Пунической войне была реальной; куда более реальной, нежели внезапное долголетие царя Македонии.

Если бы сразу после блестящей победы при Каннах Ганнибал Барка взял Рим, история была бы совсем другой и последствия этого события распространились бы не только на весь античный период, но и на Средневековье.

Ведь именно Римская цивилизация создала Европу.

-2

Удар по Pax Romana

Представим себе мир, в котором в ходе Второй Пунической войны карфагенский полководец Ганнибал Барка добивается полного триумфа над Римской республикой. Благодаря более эффективной тактике, прочному тылу в Иберии и возвращению утраченных позиций на Сицилии, Сардинии и Корсике, Карфаген одерживает верх.

Решающее сражение оканчивается гибелью или пленением Сципиона Африканского, лишив Рим талантливого полководца.

Дальнейшая история в таком мире пошла бы по совершенно иному пути. Ниже рассмотрены три возможных модели развития событий после победы Карфагена: от полного исчезновения Рима как цивилизации (при сохранении её наследия) до сохранения ослабленного Рима в разных ролях.

Каждая из этих моделей по-разному отвечает на ключевые вопросы – как сложилась бы судьба Пунической империи и варварских народов Запада, каким стал бы Ближний Восток без Византии, как изменились бы Великое переселение народов и роль христианства, достиг бы Карфаген берегов Америки, что ждало бы славян и Русь, и как отразилась бы на всем этом монгольская экспансия.

Я изложу эти сценарии в форме повествования с аналитическими комментариями, сопровождая рассказ иллюстрациями нейросети.

-3

Модель 1: Карфаген уничтожает Рим полностью

Рим пал. В 203 г. до н.э. войска Ганнибала после череды побед стоят у обессиленного вечного города. Легионы разгромлены, многие италийские союзники перебежали на сторону Карфагена, видя в нём нового хозяина Средиземноморья.

Ганнибал, наученный опытом, не медлит – он осаждает Рим, на этот раз получив от карфагенского сената подкрепления и осадную технику.

После нескольких месяцев осады Карфаген берет Рим приступом. Город пылает, его сокровища и святыни вывозятся в Африку.

Карфагеняне, помнящие страшную резню при взятии города Сиракуз римлянами, теперь сами обращают столицу врага в руины.

Республика Рим – как политическое целое – перестаёт существовать.

Так осуществился кошмар, которого в нашей реальности римляне чудом избежали. Карфагенская держава становится единоличной хозяйкой западного Средиземноморья.

-4

Рим и Карфаген перед началом Второй Пунической войны (218 г. до н.э.). Оранжевым показаны владения и союзники Рима, фиолетово-розовым – Карфагена. В реальной истории эти границы радикально изменились в пользу Рима, но в нашем сценарии Карфаген удержит и приумножит свои территории.

-5

Расцвет Пунической империи

Уничтожение Рима не означает исчезновения всего римского наследия. Карфагеняне хотя и стёрли город с лица земли, но ценили полезные знания и достижения врага. Значительную часть римской культуры и технологий победители присваивают себе.

Так, Карфаген реформирует свою армию, перенимая организацию легионов и дисциплину, которыми славились римляне. Ещё Ганнибал восхищался стойкостью римских солдат и понимал, что для долговременного господства Карфагену нужен собственный обученный гражданский корпус, а не только наёмники​.

После победы карфагенский сенат проводит реформы: вводится обязательная служба для граждан Пунической державы, создаются «пунические легионы» по римскому образцу. Так Карфагенская империя (а Карфаген фактически стал империей) укрепляет свои сухопутные силы, оставаясь и дальше владычицей морей.

-6

Пуническая клиентела Апеннин

В последующие десятилетия Карфаген расширяет своё влияние повсюду, где прежде наступал Рим. Италия раздроблена: одни города лежат в руинах, другие обращены в вассалов Карфагена.

На месте бывшего Рима карфагеняне учредили небольшое латинское государство-клиент, формально независимое, но полностью подконтрольное – своего рода буфер для управления Средней Италией​.

Северную Италию (Цизальпийскую Галлию) Карфаген отдаёт под контроль союзных галльских вождей, благодарных за освобождение от Рима.

В Южной Италии (включая Сицилию) возникают новые греко-карфагенские республики под протекторатом Пунической империи.

Таким образом, на полуострове устанавливается карфагенская гегемония: прямое владычество Карфагена не оформлено юридически, но все государства фактически подчиняются ему.

-7

Испания – сокровищница пуннов

На Западе Карфаген окончательно закрепляется в Иберии (Испании). Родственник Ганнибала Магон Барка усмиряет последние очаги сопротивления иберийских племён. Испания превращается в богатейшую провинцию Пунической державы, источник серебра, железа и солдат.

Гибель Рима устраняет главного соперника, поэтому Карфаген может относительно мирно уживаться с кельтскими племенами Галлии и с варварами за Альпами.

-8

Вольные кельты

Кельты (галлы) на территории современной Франции и бритты - на Британских островах сохраняют независимость, но находятся в орбите влияния Карфагена через торговлю.

Карфагенские купцы проникают далеко на север, обменивая вино, оливковое масло и изделия Средиземноморья на меха, металл и рабов из стран кельтов и германцев.

В Галлии возникают «союзные республики» по пуническому образцу – формально самостоятельные города, фактически ориентированные на Карфаген.

Возможно, Карфаген даже помогает некоторым дружественным вождям объединить галльские земли под своей эгидой, чтобы создать буфер против диких германцев.

-9

Германский вопрос

Германские племена севернее Рейна и Дуная пока остаются вне прямого контроля Карфагена. У него нет интереса завоёвывать бескрайние леса и болота, не представляющие особой ценности для морской торговой империи.

Поэтому германцы продолжают жить своими племенными союзами.

Однако отсутствие римского давления с юга означает, что германцы не спешат мигрировать или нападать – граница стабилизировалась.

Карфаген довольствуется тем, что контролирует основные торговые пути и устья рек. Возможно, некоторые германские племена заключают с карфагенянами договоры о мире и торговле.

В целом в первые два-три века после падения Рима Западная Европа выглядит мозаикой варварских народов и карфагенских колоний по побережьям.

Но над всей этой мозаикой возвышается одна империя – Карфагенская.

-10

Карфаген – защитник греков

На Востоке в это время царит осторожное равновесие.

Исчезновение Рима из международной арены означает, что эллинистические царства – Македония, государства Греции, Египет Птолемеев, державы Передней Азии – вздохнули свободнее. Некому теперь подчинять Грецию или вмешиваться в дела Ближнего Востока от лица Рима.

Карфаген, будучи занят поглощением Рима и организацией своих западных владений, поначалу не лезет в дела Восточного Средиземноморья. Он поддерживает дружеские связи с некоторыми греческими государствами (как и ранее был союзником Македонии против Рима).

Вероятно, Карфаген провозглашает свою миссию защитника свободы эллинов, противопоставляя свою политику агрессии погибшего Рима.

-11

Наступление на Восток

Однако такое мирное сосуществование длится не вечно.

Карфаген, усилившийся после покорения Италии и Испании, рано или поздно начинает смотреть на богатства эллинистического Востока.

Примерно к I веку до н.э. между Карфагенской республикой и державами диадохов Александра назревает конфликт за влияние.

Карфагеняне могут поддержать одни греческие полисы против других, стравливать царей между собой, а затем постепенно устанавливать свою власть.

В результате уже к началу новой эры большая часть Средиземноморья могла оказаться под прямым или косвенным контролем Карфагена.

В альтернативной, а точнее, контрфактической истории под названием «Мир Ганнибала» описаны так называемые Греко-пунические войны, в ходе которых Карфаген сокрушил эллинистические царства и стал доминирующей державой во всём регионе​.

В нашем сценарии можно представить похожее развитие: после ликвидации Рима именно Карфаген берёт на себя роль «супердержавы» античного мира. Он подчиняет Грецию и Малую Азию, оттесняет династию Селевкидов из Сирии, возможно, устанавливает протекторат над Египтом.

К I-II вв. н.э. на карте античного мира вместо Римской империи мы видим Великую Пуническую империю, простирающуюся от Атлантики до Леванта.

-12

Великая миграция народов без Рима

Но ничто не вечно под луной. К IV-V векам н.э. над спокойствием Европы нависает новая гроза – Великое переселение народов. С далёких просторов Азии двинулись гунны и другие кочевые племена, вызывая цепную реакцию миграций. В нашей реальности ослабленная Римская империя испытывала колоссальное давление варваров, которые пересекали границы, селились в её землях и создавали свои королевства. Что происходит в мире, где Рима давно нет, а его место занял Карфаген?

-13

Маршруты переселения «варваров» в Европу в IV-V вв. н.э. (по данным энциклопедии Britannica). В реальной истории многие из этих племён вторгались именно на территорию Римской империи (отмечена зелёным – Западная, и жёлтым – Восточная, цветами). В нашем сценарии вместо единой Римской державы на их пути стоят различные карфагенские провинции, вассальные царства и независимые варварские земли.

​К моменту нашествия гуннов Карфагенская империя уже несколько веков господствует над Средиземным морем. Однако её структура отличается от римской. Карфаген предпочитал строить империю как сеть городов, колоний и союзников, ориентированных на торговлю.

Огромные пространственные владения в глубине континента мало интересовали потомков финикийцев.

Поэтому в Северной и Восточной Европе накануне переселения народов не было такой плотной имперской системы, как римская.

Были варварские королевства – кельтские, германские – которые постепенно перенимали некоторые элементы карфагенской (а отчасти и римско-эллинской) культуры, но сохранили самостоятельность.

Были и обширные территории, куда нога нового средиземноморского цивилизатора почти не ступала. Так что волны миграции, возможно, прокатились бы по Европе более свободно, чем в нашем мире.

-14

Карфагенская модель

С другой стороны, Карфаген, в отличие от позднего Рима, мог оказаться лучше подготовлен к внешней угрозе.

Его власть опиралась на выгодное сотрудничество с местной знатью и на стратегические крепости по ключевым маршрутам.

Столкнувшись с натиском готов, вандалов, бургундов и других переселенцев, Карфаген попытался бы направлять и контролировать этот поток.

Возможно, он заключал бы договоры с одними племенами, вооружал их против других, превращая пришельцев в федератов (союзников) – подобно тому, как Рим привлекал варваров на военную службу.

Некоторые варварские вожди могли получить от Карфагена земли на правах федератов в обмен на защиту границ империи.

Например, вестготы, спасаясь от гуннов, могли осесть не в римской Аквитании (как случилось в истории), а в Карфагенской Испании или Галлии с дозволения пунийцев, став их вассалами.

-15

Гуннская угроза

Однако полностью мирно существовать с варварами, скорее всего, не удалось бы.

Гунны под предводительством условного Аттилы вторгаются в Европу около 370-х годов н.э.

Они сокрушают государства Причерноморья, далее устремляются через Германские земли на запад. На их пути нет сильной Восточной Римской (Византийской) империи – её ведь не существует.

Мелкие греко-македонские царства, возможно сохранившиеся на Балканах под надзором Карфагена, не в силах сдержать степную лавину.

Гунны прорываются далеко – возможно, до самой Галлии и Иберии.

Союз Карфагена с кельтами Галлии рушится, когда в эти земли врываются отряды гуннов. Пунические крепости, стоящие на Роне и Пиренеях, держат оборону.

В описываемом сценарии Карфаген мог повторить судьбу Рима – под ударами кочевников его западные провинции постепенно выходят из повиновения.

Там, где ранее были карфагенские наместники, возникают варварские королевства – готские, вандальские, бургундские и пр., подобно тому, как в реальной истории на обломках Западной Римской империи образовались королевства вестготов, остготов, вандалов и франков.

Метрополия выстоит

Отличие, однако, в том, что центр империи – собственно город Карфаген и регионы Северной Африки – дольше сохраняют силу и благосостояние.

Карфаген лежит в стороне от главных путей переселения народов; к тому же его население и экономика не были подорваны, как у позднего Рима.

Поэтому Пуническая империя может пережить V век, пусть и утратив прямой контроль над отдалёнными территориями.

Представим: в 455 году гуннов уже нет (их держава распалась после смерти Аттилы), но в Европе хозяйничают варварские короли. Карфаген утратил Испанию, Галлию и, быть может, Италию – там правят готские династии, формально признающие сюзеренитет карфагенского Синедриона, но фактически самостоятельные.

Зато Африка, Сицилия, Греция и Восточное Средиземноморье остаются под рукой Карфагена.

Столкнувшись с кризисом, пунийцы перенесли центр тяжести на более надёжные восточные провинции. Возможно, столица империи даже перемещается в более спокойную Александрию или Антиохию, а родной город Карфаген становится лишь символической «старой метрополией».

В результате к концу V – началу VI века мы имеем следующую картину: Западная Европа раздроблена и во власти варварских королевств; Северная Африка, Египет и Восток – под управлением возрождённой Карфагенской (пунической) империи, которая постепенно приобретает черты новой культурной смеси (пунийско-эллинской).

Римской империи нет вовсе – её место отчасти заняла Карфагенская держава, но она, пережив бурю переселения, сильно изменилась и сократилась в размерах.

Судьба христианства и античного наследия

Одним из самых кардинальных отличий этого мира становится роль христианства.

В «нашей» истории христианство возникло в I веке в Римской Палестине, сначала преследовалось, а затем в IV веке было возведено императором Константином в статус государственной религии Римской империи.

Без Рима – а особенно без императора Константина и его наследников – христианство, вероятно, никогда не получило бы такого могущества в Европе​.

Карфагеняне исповедовали свои древние финикийские культы (включая почитание Баала и Танит) и не проявляли терпимости к религиям, угрожающим государственной лояльности.

Можно предположить, что зарождающиеся христианские общины в Иудее и Сирии встретили бы жёсткое сопротивление со стороны пунической администрации.

В этом мире не было бы Миланского эдикта Константина, легализовавшего христианство. Напротив, новая сверхдержава могла прибегнуть к решительным мерам для подавления монотеистического учения, отказывающегося признавать пантеон Карфагена.

Христиан могли ждать массовые гонения во II–III вв. н.э., схожие с тем, что пережили первые христиане при Нероне и Диоклетиане, но, возможно, ещё более продолжительные.

В результате христианство не распространилось бы по Европе, или распространилось бы очень слабо и подпольно​.

-16

Языческая Ойкумена

К началу Великого переселения народов большая часть западноевропейских народов оставалась бы языческой.

Кельты следовали бы своим друидическим верованиям, германцы – культу Одинa и Тора, а романизированное население Галлии и Испании, находившееся под влиянием Карфагена, вероятно, тоже сохраняло верность либо старым олимпийско-эллинским богам, либо пуническим.

Возможно, происходила некоторая синкретизация религий – например, отождествление карфагенского Баала с греческим Зевсом, кельтским Таранисом и германским Вотаном. Такая смешанная языческая религиозность могла стать основой единства империи, противостоящей христианству.

Конечно, само по себе учение Христа не исчезло бы бесследно. Оно могло сместиться по географии. Есть версия, что без покровительства Рима христианство укрепилось бы на Востоке – в Персии, Месопотамии, Аравии​.

Вполне вероятно, что Ассирийская (Восточная) церковь получила бы большее распространение, а центры христианства переместились в города вроде Ктесифона, Эдессы или Александрии.

Но в Европе христианство осталось бы маргинальным культом небольших общин, возможно, подпольных.

Не возникло бы могущественной Римско-католической церкви, не было бы Папы Римского (Рим-то разрушен). Следовательно, религиозное единство Европы не сформировалось бы.

Почва для многих наших исторических явлений – крестовых походов, христианской средневековой культуры, религиозных войн – просто отсутствовала бы​.

-17

Карфаген – хранитель эллинизма

Античное культурное наследие, тем не менее, сохранилось бы через Карфаген. Литература и искусство Греции и Рима продолжали бы цениться в пунических столицах.

Возможно, латинский язык, хотя и потерял родину, остался бы в употреблении как один из престижных языков (наряду с греческим и пуническим) в элите Карфагенской империи.

Карфаген мог перенять у покорённых римлян римское право и видоизменить его под свои нужды.

Таким образом, несмотря на политическую гибель Рима, его культура отчасти пережила бы в рамках карфагенского «золотого века».

Например, историк Полибий, живший ранее в Риме, в этой линии истории мог стать придворным хронистом при Синедрионе Карфагена и описать взятие Рима пунийцами.

Греческий язык, вероятно, оставался бы лингва-франка образованных людей в Средиземноморье, а латинский занял бы более скромное место.

-18

Ближний Восток без Византии

Отсутствие Римской империи означает и отсутствие Византии – Восточной Римской империи.

Византия возникла как прямой наследник Рима на востоке, со столицей в Константинополе.

В нашем сценарии Константинополь (Византий) остался бы второстепенным городом в Греции либо вовсе не был основан заново. Вместо мощной православной империи на Босфоре мы видим другие силы.

Как отмечалось, Карфаген, возможно, распространил свою гегемонию и на восточные области Средиземноморья – Балканы, Анатолию, Левант и Египет.

Если пунийцы удержали эти регионы, то история Востока пошла бы по карфагенскому сценарию. Северное Причерноморье и Кавказ остались бы во власти местных народов (скифов, аланов, армян и пр.), но южнее тянулась бы долгой дугой пуническо-эллинистическая держава от Карфагена и Александрии до Антиохии и, может быть, Вавилона.

-19

А как же персы?

Альтернативно, если Карфаген не захватил напрямую бывшие владения Александра, там могли укрепиться другие государства.

Например, Парфянское (а затем Персидское Сасанидское) царство на востоке вполне могло воспользоваться отсутствием римлян и расшириться до Средиземного моря.

Тогда вместо Византии у Персии не осталось бы серьёзных врагов на западе – и персидские цари, быть может, завоевали Сирию, Палестину и даже Египет.

Тогда к VI веку н.э. мощная держава Сасанидов простиралась бы от Индии до Нила, а Карфаген держал бы только Африку и Анатолию.

Так или иначе, баланс сил на Ближнем Востоке складывался бы совершенно иначе, чем с Византией. Византийская культура – греко-римская православная цивилизация – просто не оформилась бы.

В Александрии и Антиохии могли процветать греческие города под пуническим протекторатом, но без единой империи и единой государственной церкви.

-20

Кто защитит мир от агрессии ислама?

Когда в начале VII века с Аравийского полуострова взметнулось зелёное знамя новой монотеистической религии – ислама, – оно застало бы иные государства.

В «нашей» истории арабские халифы стремительно сокрушили две обессиленные империи – Византию и Сасанидскую Персию.

В альтернативном мире им противостоял бы, возможно, Карфаген (или его преемник в Восточном Средиземноморье) и, допустим, все та же Персия (если она успела расшириться).

Результаты могли быть различными.

Один вариант: Карфагенская держава, хотя и ослабленная миграциями, всё ещё контролирует ключевые крепости в Сирии, Палестине и Египте.

Тогда арабам пришлось бы вырвать эти земли у хорошо организованного врага. Можно представить, что арабы берут реванш за Ганнибала – то есть уничтожают в VII веке наконец Карфаген, как римляне сделали это в нашей истории во II веке до н.э.

Арабские армии могли штурмом взять и разрушить старый Карфаген (который в реальности пал от арабов в 698 г.). Тогда весь Магриб (Северная Африка) и Ближний Восток оказались бы под властью халифата.

Исламизация региона в целом повторила бы нашу историю, только без Византии: арабский халифат простирался бы от Атлантики до Персии, объединив под зелёным знаменем земли некогда пунической цивилизации.

-21

Карфаген даёт отпор арабам

Другой вариант: Карфаген смог бы удержаться. Например, если к появлению ислама пуническая элита частично христианизировалась или эллинизировалась и сумела укрепить Египет и Африку под своей властью, арабы встретили бы ожесточённый отпор.

Возможно, им не удалось бы сразу взять Египет и Карфаген – тогда линия разлома между исламским Востоком и пост-пуническим Западом прошла бы по Леванту.

В Европе ислам распространился бы меньше, чем в нашей истории, ибо у арабов не было бы легкой добычи в лице ослабленной Византии.

В любом случае, к VIII-IX векам мир религий сложился бы иначе. Ислам всё равно вышел бы на историческую сцену, но его взаимодействие с христианством и язычеством было бы другим.

Если Карфагенская держава пала под ударами ислама, то в Северной Африке укоренилось бы арабское господство, похожее на реальное, только без прежнего римско-византийского фундамента.

Европа же, не зная христианства, скорее всего не выработала бы сплочённой идеологической защиты.

Многочисленные языческие королевства Запада могли сравнительно легко перейти в новую веру завоевателей. Очень вероятно, что Европа постепенно исламизировалась бы, особенно южные её части.

Собственно, такой мир описан в романе С. Барнса «Львиная кровь», где Карфаген когда-то разрушил Рим, Европа осталась раздробленной и отсталой, а исламский Северная Африка стала ведущим регионом и даже колонизировала Новый Свет​.

Наш сценарий 1 даёт все предпосылки для аналогичного исхода: религиозный вакуум в Европе заполнился бы исламом, пришедшим из Африки и Востока.

-22

Славяне и Русь в тени Карфагена

Какова была бы судьба славянских народов без влияния Рима и Византии?

Вероятно, славяне, расселявшиеся в Восточной Европе в первых веках н.э., дольше сохраняли бы свою языческую культуру.

В реальности многие славяне приняли христианство от Византии (как болгары, сербы, восточные славяне) или от Рима (как поляки, чехи). Здесь же некому было бы их крестить – ни миссии Кирилла и Мефодия, ни латинских миссионеров.

Скорее всего, славяне к времени раннего Средневековья образовали бы ряд племенных княжеств между Балтикой, Дунаем и Волгой, исповедуя традиционные верования (почитание Перуна, Велеса и др.).

Их развитие шло бы медленнее без соприкосновения с более развитой византийской культурой. Не исключено, что они подпали бы под влияние иных сил. Например, продвигающийся на запад халифат мог обратить некоторых южных славян в ислам.

Или же связь с Карфагеном (через торговцев по Чёрному морю) принесла бы им какие-то элементы античной культуры.

Извините за драконов ))
Извините за драконов ))

Исламская Русь?

Русь – восточнославянские протогосударства в Поднепровье – в таком мире развивалась бы в изоляции от христианской Византии.

Вероятно, образовавшееся к IX веку государство (условно Киевское) осталось бы языческим или тенгрианским (под влиянием кочевников) значительно дольше.

Возможно, оно приняло бы ислам, если бы на рубеже X-XI вв. столкнулось с мусульманскими соседями.

Например, Хазарский каганат в реальности был иудейским государством, но без Византии иудаизм мог не распространиться – хазары, а вместе с ними и соседи славяне, могли обратить взоры к исламу.

Таким образом, вместо крещения Руси в 988 г. при Владимире Святославиче могла произойти исламизация Руси где-нибудь в XII веке под нажимом со стороны арабских эмиров или булгарских миссионеров.

-24

Удар монголов

Наконец, монгольское нашествие XIII века обрушилось бы на Восточную Европу примерно так же неотвратимо, как и в нашей реальности.

Русские княжества (будь они языческими или уже мусульманскими) вряд ли избежали бы участи быть завоёванными Батыем, ведь и реальную христианскую Русь ничто не спасло.

Однако общий контекст был бы иной: Западная Европа – раздробленная и во многом отсталая – не смогла бы оказать серьёзной помощи восточным народам.

Если в «нашем» мире хотя бы существовало религиозное родство и потенциальный союз христианских королевств против монголов, то здесь этого нет.

Франки, германцы, славяне – все действуют порознь. Монголы, покорив Русь, могли двинуться дальше в Центральную Европу и, не встретив сплочённого сопротивления, продвинулись бы глубже.

Возможно, им удалось бы завоевать и Западную Европу, разделавшись поодиночке с варварскими королями.

В пустоте, образовавшейся после упадка Карфагена, не нашлось бы силы, способной остановить новую азиатскую волну.

-25

Монголы: к последнему морю

Карфагенская цивилизация к тому времени уже была либо сметена арабами, либо ослаблена варварскими королями, так что Монгольская империя могла распространиться до берегов Атлантики.

Картина XIV века в этом варианте получилась бы мрачной для Европы: большинство славян и значительная часть германцев под монгольским игом.

Но монгольское владычество, как показала история, не было вечным – внуки Чингисхана ассимилировались и приняли веру покорённых.

Вероятно, Золотая Орда (монгольское государство в Восточной Европе) в конце концов приняла бы ислам, унаследованный от южных соседей, и стала новым центром мусульманской цивилизации в Восточной Европе.

Монголы могли бы, как и в реальной истории, взять Багдад и Дамаск, но не споткнуться о мамелюков Египта, а подчинить себе и эту житницу Европы.

Хотя, с другой стороны, мощный Карфаген мог бы укротить "Жёлтый крестовый поход" ещё в предгорьях Кавказа.

-26

Американские горизонты: пунийцы и Альтернативные открытия

Наступают XV–XVI века. В реальной истории к этому времени Европа, оправившись после Средневековья, устремилась за океан – эпоха Великих географических открытий началась поиском морского пути в Индию, поскольку сухопутные торговые пути на Восток перекрыла турецко-мусульманская экспансия.

В нашем сценарии 1 все условия изменились. Европа без Рима – гораздо менее централизованная и более бедная технологически к позднему Средневековью​.

Кроме того, если Карфаген (или его мусульманский преемник) продолжает контролировать ключевые восточные торговые маршруты – Египет, Красное море, Персидский залив – то у европейцев нет стимула искать обходной путь.

Они не «отрезаны» от пряностей и шелков, ведь либо сами пунийцы/арабы снабжают Европу восточными товарами, либо торговля идёт по привычным каналам, не прерывавшимся из-за отсутствия османов (в нашей реальности Османская империя захватила Константинополь и блокировала караваны).

Поэтому великие экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана могли вовсе не состояться.

Европейцы просто не стали бы рисковать плыть в неизведанные моря, если восточные товары доступны ближним путём.

-27

Пунийцы открывают Америку

Однако нельзя исключать и другой вариант.

Мореплавание было сильной стороной финикийско-карфагенской цивилизации. Ещё в VI веке до н.э. карфагенянин Ганнон Мореплаватель достиг берегов тропической Африки.

В условиях отсутствия римской гегемонии Карфаген и его наследники могли ещё раньше направить свои корабли в Атлантику. Например, уже в II веке до н.э., закрепившись в Испании, карфагеняне могли отправить экспедиции к Канарским островам и далее на запад.

Сохранились древние легенды о загадочной земле на западе – карфагенцы называли её «Антилья» или «Острова Блаженных».

В нашем мире им мешало развитие событий – Карфаген был разрушен. Но в альтернативной реальности пунийцы, наоборот, процветают и ищут новые рынки.

Вполне правдоподобно, что уже к I веку до н.э. отважные финикийские капитаны пересекли Атлантический океан, пользуясь пассатами и звёздами для навигации.

Они могли достичь берегов Карибского моря или Бразилии задолго до викингов и Колумба. Археологически этого не подтверждено, но в рамках нашего допущения – возможно.

-28

Другая Америка

Если Карфаген основал колонии в Новом Свете, то история Америки пошла бы в ином русле с опережением на многие столетия.

Представьте: уже к началу нашей эры на побережье нынешней Бразилии или Мексики существуют небольшие пунийские фактории. Они торгуют с местными племенами, обменивая финикийские стеклянные бусы и оружие на экзотические продукты. Возможно, термин «Атлантида» или «Гесперия» закрепился бы за новой землёй.

Карфагеняне не завоевывали бы глубин континента (как и в Старом Свете, им важнее торговля), но побережье Атлантики оказалось бы вовлечено в глобальный обмен.

Неолитические культуры Америки соприкоснулись бы с железным веком Средиземноморья. Это могло привести как к ускоренному развитию индейских цивилизаций (через заимствование технологий), так и к их гибели от чужеземных болезней и колонизации – только не испанцами, а карфагенянами.

Арабы у американских берегов

Таким образом, первым колонизатором Америки могла стать Карфагенская (или впоследствии мусульмано-африканская) цивилизация, а не европейская.

Если допустить, что к XV веку исламизированная Африка лидирует, то не исключено, что именно арабские мореплаватели, наследники пунийцев, пересекли Атлантику.

В афроевразийском Старом Свете не было бы Испании и Португалии в нашем понимании – их земли могли принадлежать, например, арабскому Аль-Андалусу (если Карфаген пал под натиском ислама).

Тогда экспедицию аналогичную колумбовой мог снарядить, скажем, халиф из Кайруана или эмир Гранады.

Открытие Америки мусульманами – вероятный итог, поскольку в Европе христианские королевства либо слабы, либо отсутствуют вовсе.​

Подводим итоги

Подведём итог для сценария 1: Полное уничтожение Рима привело бы к тому, что Карфагенская держава стала ядром античного мира, но в дальнейшем повторила судьбу Рима – варварские нашествия и новое монотеистическое вероучение (ислам) разрушили её могущество.

Европа, не объединённая Римом и не крещённая, отстала в развитии и надолго осталась под властью пришлых завоевателей – сначала германских, затем, вероятно, арабских или монгольских.

Христианство не сыграло бы заметной роли, уступив месту исламу и язычеству.

Культурно-технический прогресс замедлился бы: не произошло бы ренессанса на христианском Западе, не родилась бы наука Нового времени в прежнем виде.

Зато географические открытия могли совершить другие народы – возможно, сами карфагеняне или их наследники. В любом случае, к XVI веку мир в сравнении с нашим выглядел бы весьма непривычно​. Можно согласиться с мнением, что «Европа без Рима никогда не стала бы похожа на нашу, и весь глобальный ландшафт был бы иным»​.

Друзья, попробовал себя в новом жанре - контрфактической истории. Большинство привыкло к термину "альтернативная". Статья вроде бы легко читается, но понимаю, что будет прочитана не всеми. Уважаемые подписчицы, посмотрите хотя бы картинки!

Надеюсь на диспут с историками - профессионалами и любителями!

Продолжение следует.

Древность и ранняя Античность | ИСТОРИЯ и СОБАКИ | Дзен
Рим | ИСТОРИЯ и СОБАКИ | Дзен