Однажды к легенде советского хоккея, Владиславу Третьяку, подошёл его внук и спросил: «Дедушка, а у тебя зубы свои? Сейчас смотрел матч 1972 года, у Бобби Халла зубов нет». Владислав ответил Максиму, что в то время нападающие играли без шлема и защиты, потому и лишались зубов. Он же был вратарём и стоял в маске – так и сохранил свои зубы. Послушав это, внук решил перейти из нападения во вратари. Третьяк в молодости принял точно такое же решение, но по другой причине – из-за формы. Ведь в те годы она была в дефиците.
«Было всё равно, лишь бы дали форму»
В 11 лет Владислава Третьяка приняли в хоккейную спортивную школу при Министерстве обороны. Молодому спортсмену тогда хотелось забивать голы, но игра в нападении доставляла много проблем – в любой момент могли ударить локтем, впечатать в бортик или прилететь шайба. Какой-либо экипировки тогда не было, а юному хоккеисту очень хотелось иметь свою форму.
«Я спросил у тренера, нет ли какой-нибудь формы, он сказал «нет» и добавил: «Кстати, не хочешь стать вратарём? А то никто не хочет». А мне всё равно было, лишь бы форма была. Я и встал на ворота», - рассказывал в одном из интервью Третьяк.
Позже он сильно обрадовался принятому решению, ведь вратарём, по мнению Владислава, нужно родиться, а он родился именно им.
Спортивная форма в СССР была на вес золота – получая её, спортсмены прятали на время сна под подушку, если приходилось ночевать в одном помещении.
«Сами вытачивали шипы для бутсов»
Так поступали, например, хоккеисты и футболисты из «Спутника». Олег Свешников попал в состав клуба, когда ему было 12 лет. Тогда, под руководством тренера Анатолия Вавилова команда подростков из небольшого города Карпинска демонстрировала отличные результаты – побеждали даже матёрые клубы областных райцентров.
В 1966 году, одержав победу на 14 командами из Карпинска, «Спутник» победил на окружном этапе и дошёл до регионального финала по футболу. Команда отправилась в Свердловск, и там остановилась в общежитии.
«В те времена достать форму было нелегко, поэтому мы очень ею дорожили. Когда ехали играть в другой город и спали в общежитии, то каждый свою форму под подушку прятал, чтобы не пропала», - вспоминает Олег Свешников.
В 18 лет Олег ушёл в армию, где его распределили в группу советских войск в Германии артиллеристом. Когда стало известно о его спортивных достижениях, взяли в сборную полка по футболу.
«Там в первый раз надел я бутсы «Адидас» на 13 шипах. В СССР такую обувь могли позволить себе только игроки высшей лиги. А в Карпинске нам вообще перед игрой приходилось на заводе вытачивать алюминиевые шипы и самостоятельно прикручивать их на бутсы. Они на ногах как колодки были».
«На форму без слёз было не взглянуть»
Не лучше дела обстояли и в «Спартаке». Когда в 1970-е годы Алексей Костылев перебрался из рязанского «Станкостроителя» в высшую лигу, думал, что там обзаведётся новой формой. Но не тут-то было.
«Смотрю на нынешних хоккеистов и завидую им белой завистью. А тогда мне даже нормальных коньков дать не могли. Сборников еще худо-бедно обеспечивали, а у остальных не было ничего. Я взял из Рязани свою форму, хотя на неё без слёз было не взглянуть. Взял у друга коньки ССМ, которые, правда, были на два размера больше. Подложил внутрь газету, так и отыграл до конца сезона. Перед тренировками или матчами только и делали, что строгали клюшки – ломались они на раз-два. Помню, клюшка KOHO у меня появилась лишь через два года после перехода в «Спартак». Берёг её как самую дорогую вещь», - делился воспоминаниями чемпион СССР 1976 года.
Даже во время поездок за границу приобрести что-либо из экипировки было крайне сложно – выделяемые суточные были небольшими. Перед хоккеистом стоял выбор: купить себе новую клюшку или подарки супруге и дочери.
«Вышли на лёд немножко убогими»
Казалось бы, у сборной СССР по хоккею дела с формой должны были обстоять куда лучше – как-никак защищают честь страны. Но на деле особых отличий не было. Когда советские хоккеисты прибыли в Монреаль, канадцев позабавил их вид.
«Канадцы посмеивались над нашей формой. Мы действительно немножко убогие вышли. В конце 1960-х в чём играли-то? Кто что достанет. Нам, молодым, перепадало от мастеров кое-какое старьё. И наколенники, и наплечники. Кто в сборной играл, тот что-то получал, а в командах, когда молодые были, сами выкручивались. Свитера шерстяные какие-то нелепые были.
Хорошо, что канадцы нам трусы выдали, перчатки «Купер», еще кое-какую форму. А в майках мы в своих играли. Они бы нам и майки хорошие сделали с надписью «СССР», но нет, наши руководители сказали: «В своих играть будем». Клюшки гнули сами. Три штуки настрогаешь, так за игру сломаешь их все. Их нам выдавали, а они постоянно ломались», - рассказывал Александр Гусев.
Однако позже сборной Канады было не до смеха – «нелепые» советские хоккеисты разгромили их со счётом 7:3, перевернув представление мировой общественности о хоккее.
Друзья, если вам понравилась статья, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.
Читайте также: