Найти в Дзене
Альви

I Государственная дума Российской Империи (1905 - 1906 гг.)

p.s. Нужно было бы сделать сначала статью о предпосылках образования Государственной думы и протопарламентских формирований в российском (русском) государстве. Но они будут по итогу позже чем эта работа. Государственная дума в Российской империи представляла собой законодательный орган, а точнее законосовещательный институт, который включал в свой состав представителей всех сословий государства. Формально она занимала статус высшего законодательного органа в стране и функционировала наравне с Государственным советом. Вместе они составляли двухпалатный парламент, где нижнюю позицию занимала Госдума, а верхнюю - Госсовет. 12 декабря 1904 года был принят указ "О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка" по проекту Святополк-Мирского. Суть указа заключался в том, чтобы принять меры по защите силы закона и законодательной инициативе, с помощью него пытались создать законы в области "государственной безопасности". Но в нём не упоминалось о всенародном совете. Высочайшим
Оглавление
p.s. Нужно было бы сделать сначала статью о предпосылках образования Государственной думы и протопарламентских формирований в российском (русском) государстве. Но они будут по итогу позже чем эта работа.

Введение

Государственная дума в Российской империи представляла собой законодательный орган, а точнее законосовещательный институт, который включал в свой состав представителей всех сословий государства. Формально она занимала статус высшего законодательного органа в стране и функционировала наравне с Государственным советом. Вместе они составляли двухпалатный парламент, где нижнюю позицию занимала Госдума, а верхнюю - Госсовет.

12 декабря 1904 года был принят указ "О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка" по проекту Святополк-Мирского. Суть указа заключался в том, чтобы принять меры по защите силы закона и законодательной инициативе, с помощью него пытались создать законы в области "государственной безопасности". Но в нём не упоминалось о всенародном совете.

Герб Государственной думы Российской Империи
Герб Государственной думы Российской Империи

Высочайшим Манифестом от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной Думы» являлся начальной точкой формирования Госдумы в Российской Империи, после чего она начала свою деятельность.

Название нового законодательного органа вызывало много дискуссию, но стоит выделить два основных мнения. Ещё осенью 1809 г. М. М. Сперанский предлагал созвать Государственную думу в своём проекте «Введение к уложению государственных законов». Именно в этот период сформировался полноценный проект, в котором новое учреждение и получило своё название. В свою очередь, император Николай II, предлагал сделать Государеву думу, которая бы подчеркивала власть императора, но идея сразу же потеряла какой-либо ход.

I Государственная Дума Российской империи

План зала заседаний Государственной думы
План зала заседаний Государственной думы

17 октября 1905 г. Император окончательно подписал Манифест, который утвердил, что "никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы". Именно в этот момент полномочия Думы расширились до законодательной. В документе было утверждено "попытаться" привлечь к деятельности органа те слои населения, которые имели право голосовать. Уже 19 октября был утверждён указ "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений" по которому Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать "направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления".

По сути, система складывалась так, что внести законопроект в Государственную думу можно только через обсуждения его в Совете министров. И только после этого Госдума могла принять закон и направить его Царю на рассмотрение. Но тут были нюансы. Совет собирался 2-3 раза в неделю, все доклады проходили через Императора, как и председатель, он назначался Царём. Так, первым председателем нового Совета министров стал Сергей Юльевич Витте (до 22 апреля 1906 г.)

23 апреля 1906 года был принят новый сборник государственных законов Российской империи, а точнее часть из них была пересмотрена и добавлена новыми. Это мог сделать только Император, но теперь новые законы могли приниматься только с согласия Госдумы и Госсовета, при этом последнее слово оставалось за Царём. И тут нужно разделять, когда была образована Дума ей дали полномочия, но не закрепили их за пределами указа, по этой причине только меньше чем через год изменили основной закон, чтобы закрепить права депутатов и министров.

Государственный совет образовывался теперь 50/50, половина формировалась от земств и дворянских собраний, другая половина назначалась Царём из числа доверенных лиц. Это позволяло Императору контролировать деятельность органа, сохраняя фактическую абсолютную монархию, которой Николай II был предан, как его отец. Государственная дума занималась разработкой законопроектов, обсуждением их, утверждением государственного бюджета, за исключением военных расходов и Императорского Двора.

I Государственная дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 г. в Санкт-Петербурге в тронном зале Зимнего Дворца, но через некоторое время она переехала в Таврический дворец (построенный по приказу Екатерины Великой для своего фаворита Григория Потёмкина-Таврического). Выборы в неё проходили в соответствие с законом от декабря 1905 года (проводились в феврале-марте 1906 года, где-то в Сибири в мае-июне того же года, параллельно отрабатывались возможности проведения выборов при военном положении). Выделились шесть курий - рабочая, крестьянская, землевладельческая, казачья и инородческая. Женщины, военные, молодые люди до 25 лет и некоторые национальности не имели права голоса, выборы были непрямыми и неравными, землевладельческая курия была на 2.000 избирателей, городская - на 4.000, крестьянская - на 30.000, рабочая - на 90.000. Это один из первых опытов проведения всеобщих выборов в России, хотя до этого были Земские соборы, Боярская дума, Правительствующий сенат и другие, но они не избирались в прямом смысле этого слова, их созывали или назначали (и да, правительство и дума - это совещательные органы, а не законодательные).

По итогам выборов в Думе засели 412 депутатов из Европейской России, Польши - 37, Кавказа - 29, Сибири и Дальнего Востока - 25, Средней Азии и Казахстана - 21.

По партийной принадлежности большинство мест заняли конституционные демократы (кадеты) - 179 человек, "Трудовой союз" (трудовики) - 97, социалисты-революционеры (эсеры) - 23, Свободомыслящие - 2, польское коло - 33, мирнообновленцы - 26, социал-демократы (меньшевики) - 18, беспартийные - 105, прогрессисты - 12, партия демократических реформ - 6.

Либералами оказались кадеты, октябристы, партия демократических реформ (распалась в 1907 году), торгово-промышленная партия, прогрессисты и др. Так сформировалась либеральная оппозиция Царю, поскольку большая часть мандатов досталась кадетам, и их же представитель стал председателем.

Дополнение:

  • Честно сказать, найти точные цифры по партиям, депутатам и др. крайне сложно, складывается ощущение, что никто так полноценно этот вопрос и не изучил, если фамилии, участники, кто-то добавлялся в список, кто-то его покидал. Так одно за другим меняло облик и баланс в Думе. Тут же нужно сказать, что вообще эсеры и большевики бойкотировали I Госдуму, поэтому не создавали реальной оппозиции, которая бы влияла на управление государством.

Немного критериев на получение избирательного права:

  • По землевладельческой курии - владельцы от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, иметь недвижимость на сумму не менее 15.000 рублей;
  • По городской курии - жить в городе (квартиросъёмщик или служащий) или владеть городской недвижимостью и торгово-промышленным заведением;
  • По крестьянской курии - иметь домохозяйство;
  • По рабочей курии - быть рабочим на предприятии с не менее чем 50 работниками мужского пола.

Критерии конкретные и чёткие, но были серьёзные ограничения для большей части населения. Как пример, в 1906 году в Государственной думе поднимался женский вопрос, который был "...поставленъ самою жизнью, устами первыхъ представителей русскаго народа. Тьмъ самымъ у противниковъ женскаго равноправія отнимается возможность говорить то, что мы такъ часто слышали отъ нихъ до самаго послъдняго времени: будто вопросъ этотъ „несвоевременный“, „не очередной“, будто онъ можетъ быть отодвинутъ, отложенъ до другихъ, болъе мирныхъ временъ...". Но вопрос равноправия женщин в I Госдуме так и не был решён, да и поднят на заседании в целом. Только II Госдума с 3 июня 1907 года начала решать эту проблему, сам Император Николай II на открытие выступил с заявление к Думе о реформировании избирательного права, об уравнении прав крестьян, женщин и потенциальном снижении возраста избирателя (совершеннолетие в Российской империи наступало в 21 год). Но этот вопрос мы рассмотрим в следующей статье об II Государственной думе Российской империи.

Законопроекты рассматриваемые I Государственной думы Российской империи:

  • Законопроект кадетов за подписью 42 депутатов — предлагал дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель. Этот законопроект также известен как "Аграрный вопрос", который стал ключевым уже во II Государственной думе.
  • Законопроект фракции трудовиков (104 человека) — предусматривал образование «общественного земельного фонда», из которого предполагалось выделять землю в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, а также конфискацию земель у помещиков сверх «трудовой нормы» с выплатой последним установленного вознаграждения.
  • Законопроект о неприкосновенности депутатов Думы — предусматривал, что уголовное преследование депутата во время сессии возможно лишь с согласия Думы (кроме задержания при совершении преступления или сразу после него, однако и в этом случае Дума могла отменить задержание).

Множество вопросов откладывалось на потом, ибо шли революционные неспокойствия в Империи и депутаты таким образом либо реально хотели работать в стабильной стране, либо оттягивали те законопроекты, которые не соответствовали их взглядам.

Политическая борьба

Основная конфронтация среди депутатов велась по поводу радикализации проводимых реформ - республика, демократия и равноправие. Ограничение самодержавия, расширение избирательных прав и улучшение социальных условий для рабочих и крестьян в Российской империи стали ключевыми, вокруг которых боролись либералы (кадеты), консерваторы (монархисты) и социал-демократы (социалисты и коммунисты, а именно трудовики и меньшевики, эсеры и большевики бойкотировали выборы).

Совет министров и Государственный совет сыграли ключевую роль в борьбе депутатов. Они блокировали все их инициативы, кроме одной. Так, министры старались сдержать радикализацию, революционные настроения и нестабильность самих народных представителей, которые не стеснялись призывать к свержению монархии. Это, естественно, не соответствовало планам самого Царя и его приближённых.

Монархический блок в Государственной думе был представлен слабо, что фактически указывало на то, что Император не имел какой-либо власти внутри органа и поэтому мог действовать только через вышестоящие советы. Можно подвести итог и предположить, что Госдума стала своего рода "успокоительным лекарством" и отвлечением внимания лидеров Первой русской революции 1905 - 1907 гг., которые переключились друг на друга в попытке решить государственные вопросы через законосовещательный орган. Царь и министры воспользовались этим временем для стабилизации, а депутаты играли в политику. Даже несмотря на то, что среди народных представителей были друзья или знакомые Императорского Двора, они не получали серьёзных привилегий.

Единственно принятый законопроект и смертная казнь

Утверждается, что за весь свой первый созыв Государственная дума приняла только один закон — об ассигновании 15 миллионов рублей на помощь пострадавшим от неурожая. Этот законопроект внесло правительство.

Также известен проект, который парламент почти принял, но затем отложил. 18 мая 1906 года конституционно-демократическая партия предложила отменить смертную казнь, заменив её более мягким наказанием. В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что ещё в 1880-х годах редакционная комиссия по составлению проекта Уголовного уложения выступала за исключение смертной казни из списка наказаний. Авторы законопроекта утверждали, что «наказание смертью несовместимо с уровнем нравственного развития народа».

На заседании Думы 19 июня 1906 года против законопроекта выступил министр юстиции И. Н. Щегловитов. Он заявил, что закон преждевременный и требует установления прочного государственного порядка и полного успокоения в стране. Это напоминало ситуацию с законом о равноправии в избирательном праве.

В декабре 1906 года В. Д. Набоков писал, что смертная казнь применялась в военно-полевых судах. К концу года было вынесено 550 смертных приговоров. Набоков считал это проблемой, которую пытался решить, но его усилия оказались напрасными. Дума прекратила существование, а императору не нравились либеральные идеи.

Смертная казнь стала серьёзной проблемой для революционных и оппозиционных групп. В то время шла Первая русская революция 1905–1907 годов, благодаря которой была образована Государственная дума. Эти группы стремились защитить себя, своих сторонников и граждан, участвующих в революции.

Президиум I Государственной Думы. Слева направо: Г. Н. Шапошников (от Трудовой группы), Д. И. Шаховской, Ф. Ф. Кокошкин, Пётр Д. Долгоруков, С. А. Муромцев, Г. А. Шершеневич, Н. А. Гредескул, Щ. Понятовский (от автономистов), М. Г. Болквадзе (председатель Бюро печати)
Президиум I Государственной Думы. Слева направо: Г. Н. Шапошников (от Трудовой группы), Д. И. Шаховской, Ф. Ф. Кокошкин, Пётр Д. Долгоруков, С. А. Муромцев, Г. А. Шершеневич, Н. А. Гредескул, Щ. Понятовский (от автономистов), М. Г. Болквадзе (председатель Бюро печати)

I Государственная дума была распущена из-за конфликта между депутатами и министрами (правительством) по указу Императора Николая II - 8 июля 1906 года. Нестабильность законосовещательного органа и нежелание, в целом, работать с радикальными депутатами стали ключевыми причинами её роспуска.

Анализ:

  • I Государственная дума - это черновик будущего большого парламентского проекта России. Только в последующих созывах будут решаться реальные и важные вопросы Конституционной монархии. А так, в ней ссылались на военное и неспокойное положение в стране, которое не давало возможностей и ресурсов для политических решений.
  • Число депутатов в I Созыве может варьироваться от 498 до 519. Это неоднозначный вопрос, ибо выборы проходили в некоторых районах позже, партии бойкотировали их, депутаты выступали с речами о несправедливости этих мероприятий и т.д.

Что можно почитать:

Сергеев В. Н. Партийные фракции I Государственной думы и депутаты казачества (к 100-летию первого русского парламента)

Сергеев В. Н. Депутаты российского казачества в I Государственной Думе (1906 г.)

Шиловский М. В. Организация и проведение выборов в I-IV Государственные думы в Сибири (1906-1913)

Малькевич А. А. Административный ресурс в первых «Федеральных» избирательных кампаниях в России (1906-1917 гг. ): сравнительный анализ

Туманова А. С., Мамцев Р. В. Движение за отмену смертной казни в Российской империи начала XX в.: политико-правовой аспект

Цумарева Е. П. К вопросу о борьбе либеральной интеллигенции за отмену смертной казни в Российской империи в период Первой русской революции

Карпова В. В. К вопросу о создании Государственной Думы в системе высших органов власти Российской империи в 1905 - 1906 годах

Дилетант. Фотогалерея Госдумы Российской империи I созыва