Где-то в непроходимых лесах и болотах Урала, там где нет ни дорог, ни связи, скрывается самая длинная узкоколейная железная дорога России. Она связывает поселки с миром. С развалом Советского Союза отсюда уехали тысячи людей, кажется, что здесь не может жить человек. Но тут всё еще живут люди. В этот раз мы отправимся в путешествие на самодельной дрезине через заброшенные станции. Увидим край, где почти не осталось людей и расскажем, как выживают последние жители. Они давно уже привыкли жить без связи, света, дорог и медицины. Приятного чтения!
Мы продолжаем наше путешествие по самой большой узкоколейной железной дороге в России. В прошлый раз я с моим другом Ваней взяли у местного жителя мотодрезину и проехали огромный путь в сотни километров. Мы заезжали в заброшенные и полуживые деревни, а также отправились на тракторе через болота к монахам-отшельникам. В конце у нашей мотодрезины отказали тормоза и мы чудом остались живы. Если пропустили эту статью, то вот ссылка.
К вечеру мы добрались до деревни Санкино. Здесь нам удалось договориться с местным жителем, который разрешил переночевать в одном из своих домов. Впереди оставался последний отрезок пути — нам предстояло добраться до конечной станции Калач. Казалось, что самое сложное уже позади, но кто бы мог подумать, чем обернется эта поездка…
Утро в уральской деревне
Проснувшись и позавтракав, мы решили ненадолго пройтись по Санкино. Санкино — небольшая, но относительно оживленная станция, тут живет 300-400 человек. По меркам местных поселков, это довольно оживленное место: здесь есть магазин, администрация, дом культуры, школа и даже подразделение МЧС. Вдали я увидел водонапорную башню, но внутри, мне показалось, что она была в аварийном состоянии. Осмотрев деревню, мы с Ваней направились к нашей мотодрезине.
Едем на мотодрезине
Мы отправились к конечной станции этой узкоколейки - Калач. Впереди около 40 километров пути, в конце которого нас ждет большой, почти заброшенный поселок, где живет не больше десятка жителей. Оказавшись на этой узкоколейке, ты словно попадаешь в иной мир, со своими законами и правилами. Это особые ощущения, которые невозможно передать словами — их можно прочувствовать только, проехав по этим рельсам на дрезине.
История Алапаевской узкоколейки
Алапаевская узкоколейка (АУЖД) начала свою историю еще в царские времена в 1898 году, тогда по ней вывозили древесный уголь. Позже уже в советские годы, основным грузом стал лес.
Вдоль дороги росли деревни, тысячи людей работали в лесной промышленности. Эта железная дорога соединяла поселки с районным центром, когда-то здесь был один из крупнейших лесопромышленных узлов и в лучшие годы её протяженность достигала 660 км, сейчас осталось 174 км.
Но для местных жителей эта узкоколейка — единственная нить, связывающая их с внешним миром. Недаром ее называют дорогой жизни. Сегодня основная функция Алапаевской узкоколейки - перевозка пассажиров. Лес если и вывозят, то уже далеко не в тех объемах, что раньше. Поезд и мотодрезина здесь заменяют сразу всё: и транспорт, и продуктовый магазин, и даже скорую помощь.
Конечная станция
Наконец мы прибыли в Калач — конечную станцию Алапаевской узкоколейки на 150 километре. Здесь рельсы обрываются, и дальше начинается край цивилизации: бескрайняя тайга, простирающаяся на сотни километров.
По утрам и вечерам в этой деревне включают электричество. А на вышке возле станции, если повезет, можно поймать сигнал единственного местного оператора. Но жизнь здесь почти затихла, в деревне осталось не больше десяти человек.
Что осталось от некогда большой деревни?
Как только мы вошли в деревню я увидел большой вездеход. В этих краях без такой техники просто не выжить — дороги практически нет. А вокруг ни души и полная тишина. Лишь у самого входа в деревню нас встречает старый деревянный крест.
Когда-то эта деревня была огромной — здесь жили до 600 человек. В советское время жизнь кипела: работала своя школа, детский сад, столовая, пекарня. В школе учились около 250 детей, а местный колхоз и производство обеспечивали поселок работой. Казалось, что жизнь в этом месте будет продолжаться вечно.
Встречаем местного жителя
Неожиданно я заметил необычный дом с табличкой на стене. Подойдя ближе, я прочитал надпись: "Здесь живет труженик тыла времен Великой Отечественной войны Музычкина Васса Васильевна". Заинтересовавшись, я постучал в калитку. Через мгновение дверь скрипнула, и на пороге появился мужчина.
- Здравствуйте, мы бы хотели со старожилами пообщаться об истории этого места. - говорю я.
- Здравствуйте, Мне уже 60-й год, 57 лет.
- А сколько жилых домов здесь осталось?
- Раньше было около 50 домов, наверное. Сейчас осталось 6 штук всего.
Дают 3 часа в сутки электричество
- А вот этот двухэтажный дом, я так понимаю, электричество дает? - спрашиваю я.
- Ну да, 3 часа в сутки дают нам свет: утром и вечером. - говорит местный.
- А так получается у вас нет постоянного электричества?
- Нет.
Ну да, 3 часа в сутки дают нам свет: утром и вечером. - говорит местный.
- Продукты, как получается, вы берете?
- Сами за ними ездим, заготовляем. Яйца, масло, крупы, муку. Так и живем.
- А у вас хозяйство собственное?
- Сейчас только овечки остались. Раньше почта была, сейчас все развалилось. Никакой работы, и ни одного магазина не осталось.
Радио - единственное средство информации
- Как вы вообще информацию получаете? - спрашиваю я.
- У меня приемчик небольшой есть на батарейках, новости по нему слушаю.
- А телевизора у вас нет?
- Нет.
- А хлеб вы не делаете?
- Делаю, как раз вчера пек. Приходится знаете, когда нет хлеба.
У меня приемчик небольшой есть на батарейках, новости по нему слушаю.
Затем местный житель пригласил нас к себе домой. Он показал старый приемник и, с улыбкой, включил его. В этот момент я испытал чувства, которые невозможно передать словами. В 150 километрах от цивилизации этот маленький радиоприемник, представлял для него целый мир. Он приносил ему новости, музыку и был единственным средством развлечения. И в этом заключалось настоящее счастье.
- А на что хватает электричества, когда его дают на 3 часа? Что успеваете зарядить?
- Ну так, и радио послушать.
- Может какие-то аккумуляторы, батарейки заряжаете?
- Ну да, есть такое.
- А телефон у вас есть?
- Нет, телефона нет. Сюда приезжают и говорят, что на уши давит тишина, Всё пищит, звенит, большой шум в ушах - смеется он.
И в конце я оглядел комнату и увидел гармонь:
- А вы играете на гармони?
- Да нет... Так редко. - и он заиграл. В этот момент я будто очутился в совершенно другом мире, где привычные для нас ценности терялись на фоне абсолютно простых вещей, будь то гармонь или просто обычное радио.
"Заболеешь, никто не поможет"
Уже уходя я спросил:
- Тут же ни скорой, ничего нет?
- Ну да, заболеешь, никто не поможет.
- Если бы вам предложили в город переехать, поехали бы?
- Нет, ни за что. Здесь моя земля, тишина, покой.
Поблагодарив местного жителя, мы пошли дальше. В таких местах человек остается один на один с собственной судьбой. Вокруг ни медицинской помощи, ни скорой. Дорог нет вовсе, лишь одна узкоколейка, по которой мы добирались сюда два часа. Если случится беда, рассчитывать не на кого — помощь просто не успеет прийти.
Заброшенная школа
Здесь, судя по всему, когда-то был детский сад, а рядом здание, похожее на школу. Вывесок давно нет, все заброшено, а внутри пустота, от прежней жизни не осталось и следа. Видно, что в советское время денег здесь было не так много, но каждое здание строили на совесть, с расчетом на долгие годы. Теперь же они стоят безмолвными свидетелями ушедшей эпохи.
Местный житель, который не знает новостей
Возле заброшенной школы мы встретили еще одного местного жителя:
- Здравствуйте, мы про историю этих мест снимаем.
- Здравствуйте, восьмой десяток мне уже. А в поселке 8 человек осталось. Давно все ушли.
- А телевизор у вас есть?
- Нет. Я верующий, мне телевизор не нужен, я его давно выкинул.
- А радио у вас есть?
- Ни радио, ничего у меня нет.
- Вы никаких новостей не знаете?
- Никаких новостей мне не надо. А зачем они мне? Голова только болеть будет.
- А как же вы время проводите?
- У меня молитва постоянно.
Никаких новостей мне не надо. А зачем они мне? Голова только болеть будет.
- А у вас есть мечта? Может быть, чтобы все возродилось?
- Никакой мечты. А это уже не возродится. Мы к концу подошли.
- А кто виноват?
- Мы же сами и виноваты, деревни-то всё уже, нет их. Пришествие должно вот скоро прийти. Суд будет. 666 пришло: на спичках, везде эта цифра. Всё, антихрист уже здесь, в миру.
- А в чем сила?
- Сила в вере вроде. Смерти бояться не будет сильный. Большой русский — сильный, говорят. Потому что он в вере жил. Одна вера только наша — православная.
Попали в снежную бурю
После разговора с местным жителем мы решили перекусить. Пока ели, начался настоящий снегопад. Буквально за час рельсы полностью занесло снегом, но тогда мы не придали этому особого значения. Наконец, мы отправились в обратный путь, но вскоре почувствовали, что что-то не так. Колеса начали пробуксовывать, снег налипал на них, и вскоре мы просто не могли двинуться с места. В этот момент я осознал: начинается настоящее выживание.
До ближайшей цивилизации - 40 километров. Пешком преодолеть такое расстояние в этих условиях физически невозможно. Мороз пробирал до костей, вокруг простиралась бескрайняя заснеженная тайга, и с каждой минутой суровый уральский холод становился все ощутимее.
Не можем уехать из Калача
По-хорошему, надо было сразу уезжать как только пошел снег. Но мы могли бы встать где-нибудь посреди пути. Снег продолжал налипать, передние колеса пробуксовывали, а двигатель снова и снова глох. Впереди целый день и ночь снегопада. Ваня попытался придумать выход и сделал импровизированный снегочист. Но метод не сработал, и нам пришлось развернуть дрезину и возвращаться обратно в Калач.
В Калаче нужно было забраться на вышку, чтобы поймать связь и позвонить владельцу дрезины. Нужно было сообщить, что мы остаемся здесь ночевать.
Местные пустили на ночлег
К счастью, местные жители приютили нас на ночь. Мы были насквозь промокшие, продрогшие до костей и вымотанные до предела. Последние дни были безумными: сотни километров пути, постоянные остановки, поломки, усталость, а времени на отдых почти не оставалось. И вот наконец настал момент, когда можно просто перевести дух, осознать всё, что произошло, и никуда не спешить. Тем временем, за окном снега уже намело по колено.
Из этого дома идет электричество в другие дома
Ночевали мы в знаменитом доме, именно отсюда подается электричество в другие дома. Администрация установила здесь новый дизельный генератор. А живут здесь Людмила и ее сын Владимир - добрейшие люди, без которых я не представляю как бы мы выжили.
Пробуем выехать на дрезине
Переночевав, мы с Ваней поблагодарили хозяев за гостеприимство. Когда мы вышли на улицу, оказалось, что снег начал стремительно таять. Это означало, что можно двигаться дальше на мотодрезине. И вот — конец самой длинной узкоколейной железной дороги в стране. Здесь когда-то кипела жизнь: стояло депо, рядом располагалось дизельное хранилище.
Кто сейчас живет в "администрации"
Мы увидели здание сельской администрации. Вчера местный житель - гармонист, рассказывал нам, что здесь временно живет мужчина, чей дом сгорел. Мы решили постучаться в дверь:
- Это не администрация?
- Заходи.
- Не разбудили вас? Вы, я так понимаю, вы не администрация?
- У меня дом сгорел в прошлом году. У меня супруга была и девочка и теща. Брат убил их, и мать супруги и ребенка топором.
- За что? - спрашиваю я.
- Он у них деньги просил, чтобы выпить, она ему не дала. Он был немного чокнутый. Он пришел в кочегарку, там мужики его пивом угощали и ему еще захотелось. Но они ему сказали: "Иди домой и там проси, если не дадут, возьми топор и заруби их всех". А он дурачок, и шутку всерьез воспринял. Мне ребенка жалко. Его посадили пожизненно. Я всем говорю, что его расстрелять надо было!
"Иди домой и там проси, если не дадут, возьми топор и заруби их всех". А он дурачок, и шутку всерьез воспринял.
Получилось выехать обратно домой
Поговорив с местным жителем, мы отправились обратно к нашей дрезине. Но в этот момент неожиданно к нам подъехал Владимир на вездеходе. Он подвез нас к узкоколейке и пожелал хорошей дороги.
Сев на нашу дрезину, мы наконец покинули Калач. Какие же удивительные здесь люди! Нас — совершенно незнакомых людей — приняли, обогрели, натопили баню, а потом еще и подвезли на вездеходе. Это просто невероятно. Именно благодаря таким людям и держится эта уникальная, самая большая в мире узкоколейка России.
Вывод
Здесь на Алапаевской железной дороге царит абсолютно непохожий мир, аналогов которому нет. То, что для местных жителей является обычной жизнью, нам же кажется выживанием. В некоторых деревнях до сих пор нет электричества, связи и цивилизации. И я понял, что для счастья нужно совсем немного, как например, кому-то радио или просто вера в Бога. Судьба этой дороги — это судьба сотен людей, которые по-прежнему зависят от нее.
И пока по рельсам стучат колеса, Алапаевская железная дорога остается символом стойкости и мужества человека.
Об этом месте я снял ролик, ознакомьтесь, если не смотрели:
Спасибо, что прочитали мой пост, не забудьте поставить лайк и ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ