Найти в Дзене
Русские тайны

Отшельники в заброшенной деревне Урала. Как выживают люди, отрезанные от мира?

Оглавление

Где-то в непроходимых лесах и болотах Урала, там где нет ни дорог, ни связи, скрывается самая длинная узкоколейная железная дорога России. Она связывает поселки с миром. С развалом Советского Союза отсюда уехали тысячи людей, кажется, что здесь не может жить человек. Но тут всё еще живут люди. В этот раз мы отправимся в путешествие на самодельной дрезине через заброшенные станции. Увидим край, где почти не осталось людей и расскажем, как выживают последние жители. Они давно уже привыкли жить без связи, света, дорог и медицины. Приятного чтения!

Мы продолжаем наше путешествие по самой большой узкоколейной железной дороге в России. В прошлый раз я с моим другом Ваней взяли у местного жителя мотодрезину и проехали огромный путь в сотни километров. Мы заезжали в заброшенные и полуживые деревни, а также отправились на тракторе через болота к монахам-отшельникам. В конце у нашей мотодрезины отказали тормоза и мы чудом остались живы. Если пропустили эту статью, то вот ссылка.

К вечеру мы добрались до деревни Санкино. Здесь нам удалось договориться с местным жителем, который разрешил переночевать в одном из своих домов. Впереди оставался последний отрезок пути — нам предстояло добраться до конечной станции Калач. Казалось, что самое сложное уже позади, но кто бы мог подумать, чем обернется эта поездка…

Конечная станция Калач
Конечная станция Калач

Утро в уральской деревне

Проснувшись и позавтракав, мы решили ненадолго пройтись по Санкино. Санкино — небольшая, но относительно оживленная станция, тут живет 300-400 человек. По меркам местных поселков, это довольно оживленное место: здесь есть магазин, администрация, дом культуры, школа и даже подразделение МЧС. Вдали я увидел водонапорную башню, но внутри, мне показалось, что она была в аварийном состоянии. Осмотрев деревню, мы с Ваней направились к нашей мотодрезине.

Едем на мотодрезине

Мы отправились к конечной станции этой узкоколейки - Калач. Впереди около 40 километров пути, в конце которого нас ждет большой, почти заброшенный поселок, где живет не больше десятка жителей. Оказавшись на этой узкоколейке, ты словно попадаешь в иной мир, со своими законами и правилами. Это особые ощущения, которые невозможно передать словами — их можно прочувствовать только, проехав по этим рельсам на дрезине.

История Алапаевской узкоколейки

Алапаевская узкоколейка (АУЖД) начала свою историю еще в царские времена в 1898 году, тогда по ней вывозили древесный уголь. Позже уже в советские годы, основным грузом стал лес.

Вдоль дороги росли деревни, тысячи людей работали в лесной промышленности. Эта железная дорога соединяла поселки с районным центром, когда-то здесь был один из крупнейших лесопромышленных узлов и в лучшие годы её протяженность достигала 660 км, сейчас осталось 174 км.

Старая схема АУЖД для понимания масштаба (Фото: https://dzen.ru/a/ZIXB_L-vhiQ-QMDi)
Старая схема АУЖД для понимания масштаба (Фото: https://dzen.ru/a/ZIXB_L-vhiQ-QMDi)

Но для местных жителей эта узкоколейка — единственная нить, связывающая их с внешним миром. Недаром ее называют дорогой жизни. Сегодня основная функция Алапаевской узкоколейки - перевозка пассажиров. Лес если и вывозят, то уже далеко не в тех объемах, что раньше. Поезд и мотодрезина здесь заменяют сразу всё: и транспорт, и продуктовый магазин, и даже скорую помощь.

Конечная станция

Наконец мы прибыли в Калач — конечную станцию Алапаевской узкоколейки на 150 километре. Здесь рельсы обрываются, и дальше начинается край цивилизации: бескрайняя тайга, простирающаяся на сотни километров.

По утрам и вечерам в этой деревне включают электричество. А на вышке возле станции, если повезет, можно поймать сигнал единственного местного оператора. Но жизнь здесь почти затихла, в деревне осталось не больше десяти человек.

Вышка, на которой можно поймать связь
Вышка, на которой можно поймать связь

Что осталось от некогда большой деревни?

Как только мы вошли в деревню я увидел большой вездеход. В этих краях без такой техники просто не выжить — дороги практически нет. А вокруг ни души и полная тишина. Лишь у самого входа в деревню нас встречает старый деревянный крест.

Когда-то эта деревня была огромной — здесь жили до 600 человек. В советское время жизнь кипела: работала своя школа, детский сад, столовая, пекарня. В школе учились около 250 детей, а местный колхоз и производство обеспечивали поселок работой. Казалось, что жизнь в этом месте будет продолжаться вечно.

Встречаем местного жителя

Неожиданно я заметил необычный дом с табличкой на стене. Подойдя ближе, я прочитал надпись: "Здесь живет труженик тыла времен Великой Отечественной войны Музычкина Васса Васильевна". Заинтересовавшись, я постучал в калитку. Через мгновение дверь скрипнула, и на пороге появился мужчина.

- Здравствуйте, мы бы хотели со старожилами пообщаться об истории этого места. - говорю я.

- Здравствуйте, Мне уже 60-й год, 57 лет.

- А сколько жилых домов здесь осталось?

- Раньше было около 50 домов, наверное. Сейчас осталось 6 штук всего.

Дают 3 часа в сутки электричество

- А вот этот двухэтажный дом, я так понимаю, электричество дает? - спрашиваю я.

- Ну да, 3 часа в сутки дают нам свет: утром и вечером. - говорит местный.

- А так получается у вас нет постоянного электричества?

- Нет.

Ну да, 3 часа в сутки дают нам свет: утром и вечером. - говорит местный.

- Продукты, как получается, вы берете?

- Сами за ними ездим, заготовляем. Яйца, масло, крупы, муку. Так и живем.

- А у вас хозяйство собственное?

- Сейчас только овечки остались. Раньше почта была, сейчас все развалилось. Никакой работы, и ни одного магазина не осталось.

Радио - единственное средство информации

- Как вы вообще информацию получаете? - спрашиваю я.

- У меня приемчик небольшой есть на батарейках, новости по нему слушаю.

- А телевизора у вас нет?

- Нет.

- А хлеб вы не делаете?

- Делаю, как раз вчера пек. Приходится знаете, когда нет хлеба.

У меня приемчик небольшой есть на батарейках, новости по нему слушаю.

Затем местный житель пригласил нас к себе домой. Он показал старый приемник и, с улыбкой, включил его. В этот момент я испытал чувства, которые невозможно передать словами. В 150 километрах от цивилизации этот маленький радиоприемник, представлял для него целый мир. Он приносил ему новости, музыку и был единственным средством развлечения. И в этом заключалось настоящее счастье.

Местный житель
Местный житель

- А на что хватает электричества, когда его дают на 3 часа? Что успеваете зарядить?

- Ну так, и радио послушать.
- Может какие-то аккумуляторы, батарейки заряжаете?

- Ну да, есть такое.

- А телефон у вас есть?

- Нет, телефона нет. Сюда приезжают и говорят, что на уши давит тишина, Всё пищит, звенит, большой шум в ушах - смеется он.
Местный житель
Местный житель

И в конце я оглядел комнату и увидел гармонь:

- А вы играете на гармони?

- Да нет... Так редко. - и он заиграл. В этот момент я будто очутился в совершенно другом мире, где привычные для нас ценности терялись на фоне абсолютно простых вещей, будь то гармонь или просто обычное радио.

Местный играет на гармони
Местный играет на гармони

"Заболеешь, никто не поможет"

Уже уходя я спросил:

- Тут же ни скорой, ничего нет?

- Ну да, заболеешь, никто не поможет.

- Если бы вам предложили в город переехать, поехали бы?

- Нет, ни за что. Здесь моя земля, тишина, покой.
Природа Урала
Природа Урала

Поблагодарив местного жителя, мы пошли дальше. В таких местах человек остается один на один с собственной судьбой. Вокруг ни медицинской помощи, ни скорой. Дорог нет вовсе, лишь одна узкоколейка, по которой мы добирались сюда два часа. Если случится беда, рассчитывать не на кого — помощь просто не успеет прийти.

Заброшенная школа

Здесь, судя по всему, когда-то был детский сад, а рядом здание, похожее на школу. Вывесок давно нет, все заброшено, а внутри пустота, от прежней жизни не осталось и следа. Видно, что в советское время денег здесь было не так много, но каждое здание строили на совесть, с расчетом на долгие годы. Теперь же они стоят безмолвными свидетелями ушедшей эпохи.

Местный житель, который не знает новостей

Возле заброшенной школы мы встретили еще одного местного жителя:

- Здравствуйте, мы про историю этих мест снимаем.

- Здравствуйте, восьмой десяток мне уже. А в поселке 8 человек осталось. Давно все ушли.

- А телевизор у вас есть?

- Нет. Я верующий, мне телевизор не нужен, я его давно выкинул.
Местный житель
Местный житель

- А радио у вас есть?

- Ни радио, ничего у меня нет.

- Вы никаких новостей не знаете?

- Никаких новостей мне не надо. А зачем они мне? Голова только болеть будет.

- А как же вы время проводите?

- У меня молитва постоянно.

Никаких новостей мне не надо. А зачем они мне? Голова только болеть будет.
Местный житель
Местный житель

- А у вас есть мечта? Может быть, чтобы все возродилось?

- Никакой мечты. А это уже не возродится. Мы к концу подошли.

- А кто виноват?
- Мы же сами и виноваты, деревни-то всё уже, нет их. Пришествие должно вот скоро прийти. Суд будет. 666 пришло: на спичках, везде эта цифра. Всё, антихрист уже здесь, в миру.

- А в чем сила?

- Сила в вере вроде. Смерти бояться не будет сильный. Большой русский — сильный, говорят. Потому что он в вере жил. Одна вера только наша — православная.
Местный житель
Местный житель

Попали в снежную бурю

После разговора с местным жителем мы решили перекусить. Пока ели, начался настоящий снегопад. Буквально за час рельсы полностью занесло снегом, но тогда мы не придали этому особого значения. Наконец, мы отправились в обратный путь, но вскоре почувствовали, что что-то не так. Колеса начали пробуксовывать, снег налипал на них, и вскоре мы просто не могли двинуться с места. В этот момент я осознал: начинается настоящее выживание.

До ближайшей цивилизации - 40 километров. Пешком преодолеть такое расстояние в этих условиях физически невозможно. Мороз пробирал до костей, вокруг простиралась бескрайняя заснеженная тайга, и с каждой минутой суровый уральский холод становился все ощутимее.

Не можем уехать из Калача

По-хорошему, надо было сразу уезжать как только пошел снег. Но мы могли бы встать где-нибудь посреди пути. Снег продолжал налипать, передние колеса пробуксовывали, а двигатель снова и снова глох. Впереди целый день и ночь снегопада. Ваня попытался придумать выход и сделал импровизированный снегочист. Но метод не сработал, и нам пришлось развернуть дрезину и возвращаться обратно в Калач.

Импровизированный снегочист
Импровизированный снегочист

В Калаче нужно было забраться на вышку, чтобы поймать связь и позвонить владельцу дрезины. Нужно было сообщить, что мы остаемся здесь ночевать.

Местные пустили на ночлег

К счастью, местные жители приютили нас на ночь. Мы были насквозь промокшие, продрогшие до костей и вымотанные до предела. Последние дни были безумными: сотни километров пути, постоянные остановки, поломки, усталость, а времени на отдых почти не оставалось. И вот наконец настал момент, когда можно просто перевести дух, осознать всё, что произошло, и никуда не спешить. Тем временем, за окном снега уже намело по колено.

Из этого дома идет электричество в другие дома

Ночевали мы в знаменитом доме, именно отсюда подается электричество в другие дома. Администрация установила здесь новый дизельный генератор. А живут здесь Людмила и ее сын Владимир - добрейшие люди, без которых я не представляю как бы мы выжили.

Пробуем выехать на дрезине

Переночевав, мы с Ваней поблагодарили хозяев за гостеприимство. Когда мы вышли на улицу, оказалось, что снег начал стремительно таять. Это означало, что можно двигаться дальше на мотодрезине. И вот — конец самой длинной узкоколейной железной дороги в стране. Здесь когда-то кипела жизнь: стояло депо, рядом располагалось дизельное хранилище.

Кто сейчас живет в "администрации"

Мы увидели здание сельской администрации. Вчера местный житель - гармонист, рассказывал нам, что здесь временно живет мужчина, чей дом сгорел. Мы решили постучаться в дверь:

- Это не администрация?

- Заходи.

- Не разбудили вас? Вы, я так понимаю, вы не администрация?

- У меня дом сгорел в прошлом году. У меня супруга была и девочка и теща. Брат убил их, и мать супруги и ребенка топором.

- За что? - спрашиваю я.

- Он у них деньги просил, чтобы выпить, она ему не дала. Он был немного чокнутый. Он пришел в кочегарку, там мужики его пивом угощали и ему еще захотелось. Но они ему сказали: "Иди домой и там проси, если не дадут, возьми топор и заруби их всех". А он дурачок, и шутку всерьез воспринял. Мне ребенка жалко. Его посадили пожизненно. Я всем говорю, что его расстрелять надо было!

"Иди домой и там проси, если не дадут, возьми топор и заруби их всех". А он дурачок, и шутку всерьез воспринял.
Местный житель, который живет в сельской администрации
Местный житель, который живет в сельской администрации

Получилось выехать обратно домой

Поговорив с местным жителем, мы отправились обратно к нашей дрезине. Но в этот момент неожиданно к нам подъехал Владимир на вездеходе. Он подвез нас к узкоколейке и пожелал хорошей дороги.

Сев на нашу дрезину, мы наконец покинули Калач. Какие же удивительные здесь люди! Нас — совершенно незнакомых людей — приняли, обогрели, натопили баню, а потом еще и подвезли на вездеходе. Это просто невероятно. Именно благодаря таким людям и держится эта уникальная, самая большая в мире узкоколейка России.

Едем обратно домой
Едем обратно домой

Вывод

Здесь на Алапаевской железной дороге царит абсолютно непохожий мир, аналогов которому нет. То, что для местных жителей является обычной жизнью, нам же кажется выживанием. В некоторых деревнях до сих пор нет электричества, связи и цивилизации. И я понял, что для счастья нужно совсем немного, как например, кому-то радио или просто вера в Бога. Судьба этой дороги — это судьба сотен людей, которые по-прежнему зависят от нее.

И пока по рельсам стучат колеса, Алапаевская железная дорога остается символом стойкости и мужества человека.

Здесь кончается цивилизация и начинается жизнь
Здесь кончается цивилизация и начинается жизнь

Об этом месте я снял ролик, ознакомьтесь, если не смотрели:

Спасибо, что прочитали мой пост, не забудьте поставить лайк и  ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ