И снова во Вьетнам. Остров Фукуок
После пересечения границы с Вьетнамом сразу попадаешь в портовый городок Ха Тьен. Из Ха Тьена дважды в день, утром и в обед, с материка на остров Фукуок уходят паромы. Если вам по какой-либо причине и не по своей воле придётся задержаться в Ха Тьене, не огорчайтесь.
Смело идите на набережную и сразу за рыбным рынком в одном из уличных кафе заешьте свою печаль прекрасно приготовленным свежепойманным уловом морской фауны. Не обращайте внимания на непрезентабельный вид заведения: обычные пластмассовые столы и маленькие стульчики под открытым небом, старенький обшарпанный гриль на углях и сам лоток с морепродуктами. Не смотря на отсутствие какого-либо антуража и претензии на мишленовские звезды, будет вкусно.
На вещевом рынке неподалёку можно, пользуясь случаем, пополнить гардероб по последней Ха Тьенской моде и, закончив день, идти на ночлег в одну из гостиниц, которых тут тьмущая тьма.
Утренний паром, кстати, вполне комфортабельный доставил нас на остров за полтора часа.
Фукуок встретил благодушно настроенными таксистами и чёрной тучей, уверенно зацепившейся за вершину горы. Великодушно дождавшись нашего заселения, туча разразилась тропическим ливнем, который так и ходил кругами до самого вечера, то ослабевая, то набирая полную силу.
Одной из достопримечательностей острова является жемчужная ферма. Готовые изделия, а также просто жемчужины различных размеров продаются в огромном количестве на ночном рынке. Рынок, кроме жемчуга, предлагает широкий ассортимент вьетнамского кофе, всевозможных орехов и фруктов. В больших аквариумах ресторанов дожидаются своей печальной участи стать чьим-то гастрономическим пристрастием рыбы, осьминоги, разные ракообразные и земноводные, включая змей и жаб.
До рынка мы прогулялись практически пустыми улицами островной столицы. Дело в том, что в этот день проходил матч четверть финала чемпионата Азии по футболу: играли сборные команды Вьетнама и Катара. По этой причине все местное население было приковано к экранам телевизоров, а продавцы в магазинчиках и персонал кафешек изредка и весьма неохотно отвлекались на посетителей.
Наконец, сборная Вьетнама одержала достойную победу над противником, и начались народные катания по этому поводу.
Молодёжь, организовав нескончаемую колонну из мопедов, размахивая национальными флагами, гоняла по улицам городам до полуночи, вызывая интерес у туристов. И даже сильнейший дождь не мог остановить эту ликующую и быстро несущуюся толпу. Наиболее колоритным болельщиком, отмечающим победу, оказался вьетнамец на мопеде с двухсотлитровой бочкой, служившей ему барабаном. Вместо палочек молодой парень прекрасно управлялся двумя огромными гаечными ключами.
С утра решили объехать остров. За день намотали на колеса арендованных мопедов около ста пятидесяти километров, проехав мимо плантаций перца, растущего высокими стройными кустами, и небольших деревень. Асфальтовое покрытие периодически сменялось гравийным, обычным песком и просто укатанной глиной, после ночного дождя местами превратившейся в настоящее болото. Между тем, было заметно, что на всем острове идёт активное строительство кольцевой автомобильной дороги: работали грейдеры, катки, самосвалы и прочая дорожная техника, между которой приходилось активно маневрировать, прыгая по кочкам, рытвинам, ямам и колеям.
Основная часть богатых отелей-вилл расположена на севере острова на белых песчаных пляжах вдалеке от столицы. А любые пустующие площади быстро застраиваются под объекты туризма. Отдельные рекламные объявления с предложениями долевого участия или приобретения недвижимости пестрят номерами московских телефонов. Согласно генеральному плану развития Фукуока до 2030 года, утверждённому правительством Вьетнама, общая численность туристов, посещающих остров, будет приближена к трем миллионам человек в год.
А еще совсем недавно, каких-то пять-десять лет назад, Фукуок был совершенно локальным, чистым и пустым островом, не перегруженным многочисленными туристами, за что и влюблял в себя ценителей природы и натуральной красоты.
Изучая северное побережье, мы наткнулись на плавучую рыбацкую деревню в небольшой бухте.
На сваях в воде притаились под кронами высоких пальм маленькие домики для отдыха самих рыбаков и хранения личного скарба. От этих лачуг в море уходят длинные деревянные мостки метров по двести.
Дно вокруг них пестрит морскими звёздами и зарослями морской капусты. Мостки ведут к простеньким ресторанчикам над водой и окружены полными садками морской живности.
Цены в этих заведениях уверенно меньше городских раза в полтора. А в одной из деревень заметили небольшую домашнюю верфь с тремя заложенными на стапелях аутентичными плоскодонными лодками в разной степени завершенности.
Отдельного внимания заслуживают деревенские вьетнамские дети. Всегда радостные и весёлые, они с искренней улыбкой приветствуют туристов, растягивая гласные в длинном «хэлооооооууууууу», и машут маленькими ручонками.
Следующий день пребывания был посвящён южной части острова. А точнее – печально известной Кокосовой тюрьме и южному белоснежному пляжу, заявленному как самый красивый и живописный на Фукуоке.
Возможно, так оно и было несколько лет назад, когда наплыв туристов был в разы меньше. Сейчас же некогда дикий и пустой пляж показался слишком уж переполненным отдыхающими и банально грязным, особенно в сравнении с посещенным камбоджийским взморьем Отрес. Объехав все пляжи, отмеченные на путеводной карте, проводили закат на своём, западном берегу, спасаясь от косяков комаров как бегемоты: из воды в окружении маленьких летучих мышей и чёрных туч москитов торчали только головы.
Суммарный же пробег вокруг острова составил около двухсот тридцати километров.
Кокосовая тюрьма
Фукуок сегодня – это быстроразвивающийся курорт, принимающий сотни тысяч туристов разных национальностей со всех уголков планеты.
Но не всегда остров был райским. Ещё полсотни лет назад для многих вьетнамцев Фукуок оказался воплощением ада на земле. И причиной тому была печально известная Кокосовая тюрьма, в период своего «рассвета» вмещавшая до сорока тысяч заключённых.
Эта грустная история вьетнамского острова берет своё начало в колониальных истоках. Французы, хозяйничавшие тут ещё со времён Индокитая, несли «отсталому» вьетнамскому народу блага современного и развитого европейского мира, в том числе и в виде тюрьмы, построенной в начале ХХ века. Свободы лишали всех несогласных с действующим порядком французского протектората и прочих нарушителей закона. Название же своё тюрьма получила, как гласит одно из предположений, из-за трудовых работ, выполняемых заключенными на кокосовых плантациях.
Наиболее кровавый след в истории Кокосовой тюрьмы оставила Вьетнамская война за независимость. Помимо легитимной французской, Фукуок с лихвой получил ещё и американской демократии – тюремные бараки стали забиваться под завязку партизанами, вьетконговцами, повстанцами и коммунистами.
В тюрьме процветало применение всего ассортимента средневековых пыток. Выпытывая необходимую информацию или просто ломая волю наиболее стойких политических узников, тюремщики активно применяли не только грубую физическую силу, но и более изощрённые способы воздействия на заключённых.
Пытки электричеством и открытым огнём, варка живьём в огромных котлах, выжигание глазных яблок лампочками накаливания, закапывание заживо, вбивание гвоздей в суставы, кости и конечности – далеко не исчерпывающий список мучений, которым надсмотрщики подвергали своих жертв.
Администрацией также поощрялось применение «тигриных клеток», которые представляли собой небольшой каркас из металлических труб, обтянутый колючей проволокой. Заключённый в исподнем помещался в клетку под палящее солнце на растерзание множеству кровососущих. В отдельных клетках из-за их малых габаритов физически было возможно только стоять, сидеть на корточках или лежать, любому изменению положения тела препятствовала острая проволока, наносящая открытые раны. Часто у клеток тюремщики разжигали днем костры, а по ночам на пытаемых лили холодную воду. Учитывая суточные сезонные колебания температуры во Вьетнаме, подобные меры приводили к нестерпимой жаре либо холоду для истязаемых.
Кроме тигриных клеток применялись клетки Катсо. Небольшой железный контейнер битком заполняли узниками и закрывали. Часто заключённые, проведя несколько дней в абсолютной темноте, теряли зрение.
Знала тюрьма и несколько бунтов, жёстко подавленных администрацией. Знала и серию удачных побегов. Измученные пленники ночами рыли руками многометровые узкие туннели за периметр лагеря, откуда и совершали рывок на свободу. Но, тем не менее, успешный результат борьбы за выживание был ничтожно низок – Кокосовая тюрьма унесла жизни тысяч человек.
Комиссия Красного Креста подавала ноту протеста в посольство США о нечеловеческих условиях и режиме содержания в Кокосовой тюрьме. Однако действующие порядки не менялись до самого окончания Гражданской войны во Вьетнаме, а марионеточная администрация острова продолжала политику, диктуемую Соединенными Штатами.
Сейчас в память тех дней на территории бывшей тюрьмы действует мемориал, воссоздающий обстановку и быт заключённых. За периметром, охраняемом фигурами солдат с собаками, усиленным вышками и восемью рядами стен колючей проволоки и путанкой межу ними, в качестве музея оставили два десятка ангаров. В железных жилых бараках-коробках с деревянными спальными настилами полноразмерные человеческие манекены наглядно демонстрируют жизнь страдальцев, а также методы ведения допросов и пыток. В здании по соседству представлены личные вещи заключённых и орудия истязаний. А огромный макет территории лагеря свидетельствует, что по размерам Кокосовая тюрьма была настоящим городом.
К сожалению, несмотря на всю трагедию, принесенную Америкой Вьетнаму по историческим меркам совсем недавно, туристам с долларами из Штатов на острове рады. А последние без стеснения носят на курорте звездно-полосатые майки и шорты.
Ну, а мы с Фукуока помчали в Хошимин.
Начало путешествия по Вьетнаму - читать здесь.
Подписывайтесь, комментируйте, по возможности отвечу на вопросы.
Телеграм-канал "К пингвинам или в погоню за Солнцем" https://t.me/k_pingvinam