Рейс Москва-Ханой
Рейс Москва-Ханой был похож на вьетнамский лазарет в небе. Процент европеоидов в заполненном самолёте был ничтожно малым. Ну ещё пара негров казалась светлым пятном в азиатской массе. Всю дорогу на местах спереди чихали, сзади – кашляли, слева – шумно отхаркивались. Могут вьетнамцы себе позволить болеть: как-никак домой летят.
Удивительно, но гости столицы прут из Москвы разное добро полными чемоданами, укладывая их ручной кладью. После регистрации на рейс уже в «рукаве» перед посадкой низкорослые пассажиры добивают свои баулы всякой всячиной, пронесённой через контроль в бесчисленных карманах одежды. Видимо, наступило время, когда челноки российские и вьетнамские поменялись друг с другом местами.
Долетели. Аэропорт встретил пасмурной серостью. При посадке взлетная полоса стала различима только с высоты метров в тридцать. Оно и понятно: январь, конечно, удачное время для посещения северного Вьетнама, да не совсем сезон.
Ханой
Вряд ли Ханой можно назвать туристическим городом. Достопримечательностей, в обычном понимании этого слова, в городе немного. Красиво названное «Озеро Возвращенного Меча», вокруг которого вечерами гуляют влюблённые, поют желающие в портативное караоке, да бегают огромные крысы. Старый колониальный костёл. Остатки городских каменных ворот-арки. Ночной рынок. Мавзолей Хо Ши Мина по типу московского с той разницей, что почётный караул несет службу в белой форме. Памятник товарищу "Вл Ле Нину".
В карте-путеводителе по городу гостям Ханоя предложена к визиту даже местная тюрьма для прогулок вдоль ее стен. На фоне небогатого ассортимента столичных развлечений довольно интересным показался музей памяти вьетнамской войны с представленной американской и советской техникой, участвовавших в событиях тех лет.
Среди боевых машин особо выделяются три экспоната. Остатки американского бомбардировщика Б-52, сбитого в 1966 году. Истребитель МиГ, сбивший этого американца и признанный национальным сокровищем – не пилот, а именно сам самолёт.
И еще один МиГ, на котором восемь из девяти его пилотировавших летчиков стали героями Вьетнама.
Но, конечно, самой запоминающейся достопримечательностью является сам Ханой с его бешеным ритмом жизни в старом и французском кварталах, сохранивших многочисленные постройки и дома колониальных времён.
Ощущения от первого дня пребывания в столице сводились к двум простым словам – настоящий муравейник! Все куда-то едут, спешат, бибикают, торгуют, готовят, стригут, варят, пилят, строят, грузят, перевозят, едят, пьют, моют, чистят, красят, режут, сваривают, ругаются и осуществляют одновременно еще тысячу вьетнамских дел на каждом квадратном метре города. И такая суета начинается с самого утра и продолжается до самого вечера. Увидеть на улице работающее кафе с мирно обедающими посетителями рядом с открытой парикмахерской, утопающей в клоках срезанных разноцветных волос – для Ханоя это обычная картина.
Дорожное движение в городе есть. Только Правил дорожного движения нет. А, возможно, просто нужно здесь родиться либо быть глубоко в душе вьетнамцем, чтобы знать эти Правила или понимать особенности национальной езды. Казалось, что в Ханое безотказно действует лишь один принцип: у какого водителя "бибикалка" и нервы сильнее, тот и проезжает перекресток первым или лихо идёт на разворот из крайнего правового ряда через три полосы. Пешеходу, если на него неумолимо надвигается транспортное средство, лучше просто притвориться мертвым: так его скорее объедут, главное, не пугать водителя и не делать резких движений. Езда по встречной полосе? Да, конечно, тут все только так и делают. Но при этом, что тоже удивительно и непривычно, все участники движения едут, не ругаются друг на друга, и пробок нет. Странно, но за время пребывания в этом дорожном хаосе никто даже по ноге ни разу не проехал.
В городе очень много отелей-гестов-хостелов на любой вкус и размер кошелька. Остаться без ночлега тут довольно сложно.
Дома старых кварталов – это нагромождение этажей и балконов совершенно непохожих по форме и архитектуре, часто возведённых из самых разных строительных материалов. На первых этажах, в основном, всегда расположены магазинчики, мастерские, лавки. На вторых и выше – жилые помещения. Городская уличная сеть – это бесконечный лабиринт проулков, закоулков, тупиков и улиц. Нельзя просто так взять и не потеряться в центре Ханоя. Специализация предлагаемых на улицах товаров и услуг тоже весьма любопытна. К примеру, есть «алкогольная улица», на которой продают только спиртное, есть швейная – на ней в каждом закутке установлена швейная машинка, а часто даже целая мини-фабрика, и выставлены соответствующие товары: от разнообразных сопутствующих материалов и комплектующих до готовых изделий, даже мировых известных брендов.
Ремонтная улица – настоящая лечебница для бесчисленных мопедов: тут их красят, варят, чинят, моют, отмывают и полируют. На компьютерной улице представлена различная оргтехника и раритеты давних лет, а многочисленные мониторы всех годов и выпусков, видимо, продают на вес – полки и стеллажи ими просто завалены, часто телевизоры горкой нагромождены друг на друга. Продолжать описание таких характерных улиц дело неблагодарное – все равно всего не упомянуть и не перечислить. Упрощая картину до минимума, можно сказать, что весь столичный центр – это одна большая деловая барахолка. Но кроме уличной торговли есть в Ханое ещё и рынок. И на нем, как поведала местная жительница, «можно купить все».
Конечно, наблюдая вьетнамские реалии, невольно вспоминается и отечественная столичная мэрия с администрациями, и Санэпиднадзор с Роспотребнадзором, и прочие государственные инстанции, навязывающие многочисленные правила и стандарты. Ханойцы же живут, как хотят, и, главное, у них это прекрасно получается без навязчивого вмешательства извне.
С сумерками рабочая жизнь города затихает. К позднему вечеру лавки закрываются, мопеды прячутся по квартирам и магазинам. Местное население ужинает на тротуарах вдоль улиц чем-то только им понятным. Ближе к ночи коммунальные службы начинают собирать и вывозить мусор, чтобы утром начался новый обычный день.
В Ханое надо побывать, оказаться хотя бы на день, чтобы своими глазами увидеть, как тут все устроено, работает и живет. Передать ритм города словами, думаю, просто невозможно.
Кроме того, вьетнамская столица является своего рода логистическим перевалочным пунктом для путешествующих: из Ханоя удобно начинать самостоятельное приключение либо по Северу Вьетнама, либо двигаться на Юг.
Для перемещения по стране мы выбрали так называемый "Слипинг Бас" - то есть межгородской автобус с лежачими местами. "Бегают" эти автобусы, в основном ночью, поэтому засыпаешь в одном месте, а просыпаешься уже в новой локации: удобно, надежно и достаточно бюджетно.
Из Ханоя мы отправились в Нинь Бин.
Подписывайтесь, комментируйте, по возможности отвечу на вопросы.
Телеграм-канал "К пингвинам или в погоню за Солнцем" https://t.me/k_pingvinam