Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Жизнь фельдмаршала Румянцева. Часть 15. Сражение у Рябой Могилы

В сражении у Рябой Могилы номинально сошлись весьма крупные силы. С одной стороны – вся армия Румянцева в составе двух авангардных корпусов и трех дивизий (порядка 38 тысяч). С другой стороны – крымская орда Каплан-Гирея. Одни историки определяют силы татар до 80 тысяч. Другие до 70 тысяч. Третьи до 50 тысяч. Может быть, их действительно было порядка 50 тысяч, но точно, наверное, не скажешь. Уже сам разброс в оценках говорит об отсутствии у русских точных сведений. Татары стояли лагерем за ручьем, впадающим в Прут. Часть орды Каплан-Гирея охраняла свободное пространство на правом фланге. Основные силы занимали лагерь. Против правого крыла турок выдвинулся авангардный корпус Репнина. На правом фланге русского построения выдвигался корпус Боура. Центр занимали три дивизии главных сил. На правый берег Прута был переправлен небольшой отряд Потёмкина (да, того самого, Григория Александровича): несколько батальонов пехоты, включая егерей. Итак, фигуры расставлены. Утром 17 (28) июня 1770 год
Оглавление
Гренадер мушкетерского полка. Литография середины XIX века.
Гренадер мушкетерского полка. Литография середины XIX века.

Силы сторон

В сражении у Рябой Могилы номинально сошлись весьма крупные силы. С одной стороны – вся армия Румянцева в составе двух авангардных корпусов и трех дивизий (порядка 38 тысяч). С другой стороны – крымская орда Каплан-Гирея.

Одни историки определяют силы татар до 80 тысяч. Другие до 70 тысяч. Третьи до 50 тысяч. Может быть, их действительно было порядка 50 тысяч, но точно, наверное, не скажешь. Уже сам разброс в оценках говорит об отсутствии у русских точных сведений.

Татары стояли лагерем за ручьем, впадающим в Прут. Часть орды Каплан-Гирея охраняла свободное пространство на правом фланге. Основные силы занимали лагерь.

Против правого крыла турок выдвинулся авангардный корпус Репнина. На правом фланге русского построения выдвигался корпус Боура. Центр занимали три дивизии главных сил.

На правый берег Прута был переправлен небольшой отряд Потёмкина (да, того самого, Григория Александровича): несколько батальонов пехоты, включая егерей.

Итак, фигуры расставлены. Утром 17 (28) июня 1770 года началась опасная игра.

Схема сражения у Рябой Могилы.
Схема сражения у Рябой Могилы.

Быстрота и натиск

Разделение армии на пять самостоятельных каре – раз. Отказ каре от использования рогаток – два. Эти два обстоятельства позволили русским войскам двигаться быстро. Неожиданно быстро для татар.

Профессор Коробков писал по этому поводу:

«Сражение представляло образец редко применявшегося вообще и ранее совершенно необычного для русской армии действия группами, имевшими самостоятельные цели, подчинённые общему плану. Армия показала хорошую способность к маневрированию, а её главнокомандующий сумел к наиболее острому моменту сконцентрировать почти все свои силы на осуществление операции».

По всей видимости, Румянцев делал ставку если не на уничтожение армии противника, то на нанесение ей максимальных потерь. Отсюда и придерживание центра, и выдвижение фланговых корпусов Боура и Репнина, и обходное движение отряда Потемкина. Всё говорит о намерении окружить лагерь татар.

Замысел русского командующего сорвали татары. Они не оказали почти никакого сопротивления, а просто обратились в бегство:

«Как только генерал-квартермистр Боур вышел на первую ему предлежавшую вышину и приказал устроить впереди из пушек и единорогов батарею для прикрытия войск, туда всходивших, то неприятель и сие, и от всех сторон увидев на себя движения, весь бросился в лагерь и сорвал поспешно оной».

Заметив отступление противника, Румянцев бросил вдогонку кавалерию. А корпуса Боура и Репнина ускорили передвижение. Однако застать неприятеля в лагере они уже не смогли:

«Между сим немедленно с двумя гренодерскими ротами подполковника графа Воронцова генерал-квартермистр Боур взошел на гору к ретранжаменту, так как и князь Репнин всходил же на противную вышину; но неприятель, поспешно удаляясь и прикрывая свою ретираду отборными людьми, которые временем принуждали к отступлению и наши легкие войска, в то время на них посланные, вскоре вышел из расстояния, чтоб пехоте нашей можно его было достигнуть».

Только отряд Потемкина, переправляясь через Прут успел зацепить бегущих татар:

«Оставляя свой лагерь, приметил неприятель на себя движение из-за Прута генерал-майора Потемкина, который, повидевши его бегство, спешил только с одними егерями, да легким войском на погонь. Посему неприятельской конницы до двух тысяч человек бросились с превеличайшим жаром на сей деташамент; удачи однакож им не было».

Потемкинские солдаты смогли захватить знамя.

Схема расчлененного боевого порядка армии Румянцева.
Схема расчлененного боевого порядка армии Румянцева.

Итог сражения

Итак, что можно сказать о сражении у Рябой Могилы? Русские не только не смогли уничтожить орду Каплан-Гирея, но и не нанесли ей существенного урона. Считается, что татары потеряли около 400 человек. Пренебрежимо мало при их общей численности.

Каплан-Гирей смог отступить (если не сказать: бежать) за реку Ларгу, где соединился с высланным ему на помощь турецким корпусом. Русские преследовали противника на протяжении 20 верст, но татарские кони оказались и проворнее, и выносливее.

Румянцев потерял всего 46 человек, сбил противника с позиции, вынудил отступить – по всем параметрам это была победа. Пусть и не такая сокрушительная, какой бы он хотел ее видеть.

Более важным в сражении у Рябой Могилы является применение тактических новинок. Фактически их отработка на поле боя. И хорошо, что в таких благоприятных условиях.

Какие это новинки?

Прежде всего, наступление не единым фронтом, не одним большим армейским каре, как это практиковалось во времена Миниха. Румянцев маневрировал на поле боя пятью каре – по числу имевшихся в армии соединений.

Во-вторых, отказ от рогаток, от медленного перемещения с обязательным переносом рогаток перед фронтом (на это выделялось по шесть человек из взвода) позволил корпусам Репнина и Боура наступать довольно быстро. Да, недостаточно быстро, чтобы угнаться за татарской конницей, но намного быстрее, чем это могло бы быть.

Вместо рогаток Румянцев использовал артиллерию – именно она должна была картечным огнем прикрывать фасы каре. А при приближении противника артиллеристы должны были укрываться в каре.

Всё это не потребовалось при Рябой Могиле, но репетиция оказалась кстати. В двух следующих сражениях примененные Румянцевым новинки приведут к ярким, а то и попросту блистательным победам.

Ну а теперь предстоял марш на Ларгу и разгром окопавшегося за рекой неприятеля до того, как с ним сможет соединиться главная армия визиря.

Продолжение:

------

Все материалы рубрики "Фельдмаршалы России":

Фельдмаршалы России | Internetwar. Исторический журнал | Дзен