Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Жизнь фельдмаршала Румянцева. Часть 16. Сражение при Ларге

Между сражениями у Рябой Могилы и при Ларге прошло 20 дней. Надо признать, что обе стороны если и спешили, то как-то не очень заметно. С крымским ханом проще. Он после Рябой Могилы отошел за Ларгу, соединился с корпусом турок (порядка 10 тысяч), окопался на высотах за рекой и принялся ждать армию визиря. А вот визирь не торопился. Он со своей армией так и оставался на правом берегу Дуная. Если в начале июня переправа не состоялась по причине полноводности реки, то сейчас вовсю шел июль, и пора уже что-то сделать. Как раз и опасаясь того, что визирь что-то сделает, Румянцев наконец двинулся к Ларге. Почему он дал врагу передышку в 20 дней? Почему не преследовал его по пятам и не атаковал немедленно? Возможно, русский генерал обустраивал тылы, магазины, подвозил снабжение. Теперь к силам сторон. С русскими опять всё проще. Тут есть надежные источники. При рябой Могиле у Румянцева было до 38 тысяч. К Ларге он привел поменьше, тысяч 35. Остальные расставлены на прикрытие коммуникации, обор
Оглавление
Аллегория победы Екатерины II над турками и татарами.
Аллегория победы Екатерины II над турками и татарами.

Обстановка и силы сторон

Между сражениями у Рябой Могилы и при Ларге прошло 20 дней. Надо признать, что обе стороны если и спешили, то как-то не очень заметно.

С крымским ханом проще. Он после Рябой Могилы отошел за Ларгу, соединился с корпусом турок (порядка 10 тысяч), окопался на высотах за рекой и принялся ждать армию визиря.

А вот визирь не торопился. Он со своей армией так и оставался на правом берегу Дуная. Если в начале июня переправа не состоялась по причине полноводности реки, то сейчас вовсю шел июль, и пора уже что-то сделать.

Как раз и опасаясь того, что визирь что-то сделает, Румянцев наконец двинулся к Ларге. Почему он дал врагу передышку в 20 дней? Почему не преследовал его по пятам и не атаковал немедленно? Возможно, русский генерал обустраивал тылы, магазины, подвозил снабжение.

Теперь к силам сторон. С русскими опять всё проще. Тут есть надежные источники. При рябой Могиле у Румянцева было до 38 тысяч. К Ларге он привел поменьше, тысяч 35. Остальные расставлены на прикрытие коммуникации, оборону мостов и магазинов.

Про татар пишут со слов самого Румянцева. Он в реляции о сражении при Ларге сказал так:

«Было тут турок и татар премногочисленно, а командовали ими сам хан крымский и паши: Абаза, Измаил и Абды. Последний присоединился к ним с правого берегу Прута со своим лучшим войском в пятнадцати тысячах, и так считалась вся их армия до восьмидесяти тысяч».

Как-то недостаточно обоснованно выглядит это «премногочисленно». Ход сражения и потери татар и турок опять же не говорят о каком-то их подавляющем превосходстве в численности. Но историки из книги в книгу, из статьи в статью повторяют: 65 тысяч татар и 15 тысяч турок.

Как кормилась такая туча людей (и лошадей!) в течение месяцев? Почему такую скученность не поразила чума, ходившая тогда в Молдавии? Не знаю.

Схема сражения при Ларге.
Схема сражения при Ларге.

Переход через Ларгу

Татары и турки расположились на высотах левого берега реки Ларга, на левобережье Прута. Тут они организовали четыре укрепленных лагеря. От фронтального удара позиция была защищена хорошо. Но кто ж сказал, что Румянцев пойдет в лоб через реку?

В ночь с 6 на 7 июля (или с 17 на 18 по новому стилю) Румянцев повел пять своих соединений из шести выше по течению реки Ларга. Перед турецким фронтом осталась одна дивизия Племянникова (около 6 тысяч). Она, во-первых, имитировала наличие в лагере всей армии. Во-вторых, утром должна была вести демонстрационную атаку на левый фланг противника.

Вскоре после полуночи на правый берег Ларги перешел корпус Боура. Следом за ним без препятствий перешел корпус Репнина. Отбросив передовую цепь татар, Боур и Репнин выстроили по фронту три небольших каре.

Под прикрытием этих каре на правый берег Ларги начали переправу главные силы Румянцева и конница. К рассвету Румянцев выстроили за Боуром и Репниным одно большое каре из двух дивизий. И началось движение вперед.

Атаку главных сил на повисший в пустом пространстве правый фланг врага поддержал Племянников, ударив двумя каре по левому флангу.

И на этот раз русские отказались от использования рогаток. Штыки и легкая артиллерия защищали каре от атак конницы. На самом деле опасность была не так уж и велика. Местность пересеченная и зажатая между двух рек. Коннице развернуться негде. Да и татары всё-таки не какие-нибудь кирасиры. Их удар не так сокрушителен.

Знак ордена Св. Георгия 1 степени на ленте.
Знак ордена Св. Георгия 1 степени на ленте.

Победа

Далее в течение четырех часов татары наскакивали на русских, и тут же отскакивали обратно как при абсолютно упругом ударе. Русские каре двигались вперед. Их задерживал не столько противник, сколько местность.

Артиллерийский огонь из лагерей оказался малоэффективен. То ли потому что пушек у татар в целом было мало, то ли из-за того, что батареи были нацелены за Ларгу, а не на правый фланг, то ли артиллеристы оказались аховые.

Но возможно, что калибр стволов был слишком мал для эффективного огня издалека. В общем русские каре не несли никакого урона от артиллерийского огня.

Лишь один раз относительно крупные силы татарской конницы смогли обтечь с фланга три передовые каре (Боура и Репнина) и атаковали левый фас каре главных сил Румянцева. Конница довольно легко была отражена огнем. И больше не повторяла этой ошибки.

В целом замысел Румянцева, скорее всего, сводился к прижиманию противника к Пруту. И к его полному уничтожению. Но не сложилось. Татары опять не оказывали сильного сопротивления, отступая и выскакивая из уготованных клещей.

В итоге все четыре лагеря с имуществом и артиллерией (около 30 орудий – без указания калибра) к полудню оказались в руках русских. Противник смог вывести живую силу из-под угрозы уничтожения. Считается, что татары потеряли около тысячи убитыми и пишут «не меньше» ранеными. Для 80-тысячной армии, потерпевшей поражение, совсем немного.

Потери Румянцева то ли 90, то ли 91 человек убитыми и ранеными.

Известие о победе в столицу привез полковник Каульбарс. Екатерина II приказала стрелять из орудий и служить благодарственный молебен. Генерал-аншефу Румянцеву за победу пожалован орден Святого Георгия I степени. Плюс приятный бонус:

«За долг почитаю вам отдать сию справедливость и, дабы всем известен сделался мой образ мысли об вас и мое удовольствие о успехах ваших, посылаю к вам орден Святого Георгия первого класса. При сем прилагаю реестр тех деревень, кои немедленно Сенату указом поведено будет вам отдать вечно и потомственно».

Генералы Боур, Племянников и Репнин удостоились знаков ордена Святого Георгия II степени.

Продолжение:

------

Все материалы рубрики "Фельдмаршалы России":

Фельдмаршалы России | Internetwar. Исторический журнал | Дзен