Идеология — это социально-политическое учение об идеях, лежащих в основе продуманного, грамотного и единственно правильного общественного устройства, в котором реализуются интересы как общества в целом, так и каждого индивидуума. Это мы выяснили во вступительной статье цикла публикаций об идеологиях (Прошлое и будущее идеологий. Часть 1. Идеология — это что?). И еще узнали, что существуют различные взгляды на то, каким должно быть это грамотное и единственно правильное общественное устройство. Эти взгляды выражены через различные идеологические направления. Каждое из этих направлений содержит свою модель общества с алгоритмами взаимодействия людей и формой общественной конструкции.
Теперь давайте посмотрим на это определение с другого, так сказать, «конца», из которого логично проистекают два очень любопытных вопроса.
А может ли существовать устоявшееся и организованное общество без идеологии?
Действительно ли в основе современного российского общества нет никакой идеологии, как это прописано в Конституции РФ?
Итак, идеология содержит идеи, определяющие механизмы функционирования социума и его конструкцию: кто что делает, как делает и за что отвечает, какими могут быть общественные институты и формирования, формы собственности и т.д. А идея в данном контексте— есть не что иное, как информация о принципах функционирования общества, которые можно реализовать и воплотить в жизнь. Отсюда получается, что если общество имеет четко организованную структуру, сохраняющую свое относительное постоянство во времени, то это значит, что оно построено на основе конкретного набора идей. Эти идеи реализованы, общество их придерживается и потому данное общество устойчиво — его устройство сохраняется и не перетекает хаотично от одной конструкции к другой.
Жизнь в российском обществе устоявшаяся, следовательно в его основе есть четкие идеи. А отсюда следует однозначный вывод, что есть некая идеология или идеологические элементы, на основе которых и построена организация общества в России.
Получается, что нечто, подобное идеологии, точно есть. По крайней мере есть доминирующий в народе идеологический элемент, который во многом определяет общественный уклад. Осталось только понять в чём он заключается.
Многие наверняка скажут: «Да что тут понимать? Идеология в виде капитализма у нас — это всем понятно!». Капитализм-то — он капитализм. Он происходит от слова «капитал» и его идеи в первую очередь связаны с данным понятием. Действительно, в России никак не ограничено накопление капиталов, частная собственность преобладает над государственной, присутствуют свободный рынок и конкуренция. Но с идеологией ситуация всё-таки глубже и сложней. И от понимания всех её тонкостей практически полностью зависит итоговый результат капитализма или любой другой идеологии для общества.
Вот и давайте во всём в этом разберемся. А для этого потребуется подробно проанализировать модель поведения людей по организации своей жизни, которая преобладает в России в настоящее время. Одновременно еще немного обратимся к новейшей истории нашей страны, чтобы понять откуда эта модель поведения возникла.
История нынешней идеологической конфигурации общества берет свое начало конечно же с 90-х годов прошлого столетия. Постепенное и медленное, но явное движение к этой конструкции у нас началось на самом деле годов еще с 70-х, но прямо активно собираться нынешняя общественная поведенческая модель начала только около 30 с лишним лет назад.
Что тогда произошло?
А то, что в нашей жизни случилась демократия с очень широким набором гражданских свобод, чего не было во времена существования СССР. Причем основные идеи нынешней организации общества перетекли к нам из зарубежных государств (прежде всего Америки и западноевропейских стран). Конечно же, эти общественные идеи в первую очередь транслировались и насаждались нашему народу через СМИ — в большей степени через телевизор. Было множество политических телепередач и околополитических фильмов, но их смотрели не все. А вот рекламу… Не просто смотрели. Она становилась программатором нашего сознания, поскольку ее приходилось видеть много-много раз и она по сути становилась механизмом формирования тех самых поведенческих общественных идей.
Вспомним что нам вещали в той рекламе 90-х годов и в более поздний период, попутно отмечая те нарративы, которые закладывались в характер мышления людей.
Знаменитая реклама финансовой пирамиды МММ, которая по сути «проповедовала» получение денег, не выполняя никакого труда. В действительности деньги не берутся из ниоткуда, а их находится в экономике столько же, сколько произведено населением труда. Соответственно через явление МММ транслировалась идея жизни за чужой счёт, т. е. ситуации, когда эти деньги (труд) отбираются у других людей при полном равнодушии к этим другим людям.
Впрочем, в те времена достаточно быстро выяснилась суть данной финансовой пирамиды и миллионы людей оказались обманутыми. Обман — это еще одна идея, которая насаждалась в умы людей. Самое интересное, что много позднее после разоблачения МММ и соответствующих арестов организаторов возник еще целый ряд подобных пирамид (самые известные и крупные «Кэшберри» и «Finiko», хотя было много и маленьких) и снова многие тысячи людей понесли свои деньги, безрассудно веря, что они обманут судьбу, но вот их-то в этот раз не кинут и они смогут успеть что-то получить. Тяга к легким деньгам без значимого труда — очень соблазнительный элемент сознания и образа мышления.
В эти же лихие 90-е расцветает криминал, который занимается рэкетом, и делит сферы влияния в обществе. Влияние воплощалось в сборе дани с предпринимателей. Это вообще высшее проявление низкодуховных наклонностей. Они всегда выражаются в желании получить легкие и большие деньги с одновременным стремлением к превосходству над другими людьми (причем жесткому и всеподавляющему превосходству) при полном равнодушии к другим жизням (часто с ненавистью к ним). Появляется класс так называемых «новых русских» - криминализированных предпринимателей (и любителей малиновых пиджаков), образ которых активно романтизируется в кино.
Правда, надо отметить, что криминальный беспредел к концу 2000-х более-менее удалось обуздать. Плюс, как уже неоднократно говорилось в предыдущих публикациях, всё низкодуховное ведет к разрушениям и саморазрушениям. Огромное количество «братков» попросту поперебили друг друга в многочисленных разборках, что также сильно способствовало сходу данного криминального явления на «нет».
А вот популяризация эгоизма в обществе как началась с самого начала истории новой демократической России, так и активно продолжается до сих пор. Эта идея также находила и продолжает находить отражение во многих рекламных роликах. В них призывается думать в первую очередь о себе, ну а весь мир… Он подождет. Он вторичен. Первично ЭГО, первично «Я» человека. Мне так однажды и заявил один мой знакомый: "Чего ты о людях думаешь? Думай о себе!"
К этой же эгоистической идее относились и постоянные призывы к наслаждениям, к удовольствиям, к тому, чтобы возвышаться над всеми и только брать, но не думать о том, чтобы что-то отдать (например, свое время, свой труд, свое внимание).
В рамках этой идеи расходятся по народу и высказывания различных известных людей.
Непрерывная забота о себе, погружение в наслаждения, отдых и занятия, которые нравятся (обычно не связанные с работой, а сопряженные только с развлечениями), разумеется требовали немало ресурсов. Финансовых ресурсов. Проще говоря, для того, чтобы всё перечисленное потреблять, - необходимы деньги. Много денег. В результате формируется глобальная тема, которая фактически стала массовым культом. Он представляет собой бесконечное стремление к «жизненному успеху».
В западной культуре этот образ жизни существовал уже очень давно и вот с 90-х он стал активно популяризироваться и в России. Опять же, в фильмах, в рекламах и телепередачах, а также во многом через литературу взращивается этот культ успешного человека. Причём, под успешностью абсолютно всегда понимается именно исключительно материальный успех, материальное благосостояние, которое позволяет находиться на очень высоком уровне потребления различных товаров и услуг. Высокий достаток становится синонимом возможностей, превосходства над другими менее обеспеченными людьми, символом власти над ними и доминирования, что само собой является очень привлекательным для человека.
Поэтому печатаются и распродаются миллионными тиражами книги о том, как стать богатым и как добиться этого максимально быстро и легко (чуть ли не исключительно только благодаря одной силе мысли).
В рамках данной темы легкого обогащения люди активно и массово зазываются на всякие биржи ценных бумаг и валютные биржи с целью так называемой «инвестиционной» деятельности. Устраиваются марафоны финансовой грамотности, на которых рассказывается как вложить деньги и на чём «заработать», не работая и не выполняя никакого физического и даже умственного труда.
Реальный прикол всех этих обучений, мастер-классов, и книжных учений состоит в том, что богатыми становились в основном только авторы и организаторы всей этой образовательно-финансовой движухи, которые всю эту "благовидную" деятельность всегда вели и ведут только ради собственной личной выгоды. А те, кто поддавался и поддается соблазнам подобного рода, - чаще всего в лучшем случае не получают ничего или получают какую-то мелочь, а в худшем варианте развития событий лишаются того, что заработали и накопили честным трудом. То есть в основе всего опять же обман, введение в заблуждение и завладение через это всё деньгами, которые по сути банально, но законно (если это происходит через официальные биржи) отбираются у других.
В совокупности все перечисленные выше аспекты работали на программирование мышления людей, фундаментом жизни которых стало бесконечное и непрерывное стремление к жизненному успеху, к обеспеченности, к богатству. Устремление к богатству было необходимо, чтобы как можно больше потреблять товаров и услуг, которые считались престижными и которые показывали превосходство такого потребителя над всеми остальными. Смысл жизни людей в виде финансового успеха стал абсолютно доминирующим (т. е. люди с таким мышлением не все, но их преобладающее большинство), что и стало главной идеей общественной организации — идеологическим элементом общества. А само общество с такой доминантой в сознании получило название «общество потребления».
Об этом термине стоит поговорить подробно, ибо в подавляющем большинстве случаев данное понятие воспринимается людьми совершенно неверно.
С кем бы мне не доводилось общаться об «обществе потребления» - почти всегда в отношении данного явления звучит вопрос: «А что в этом плохого?». И в догонку летит довод, что, дескать, «а как же без потребления?». Ведь, нам для нормальной жизни по-любому нужно потреблять товары и услуги и для этого нужны деньги. «Что ж теперь в нищете жить и ото всего отказаться, перестать потреблять?» - звучит пояснительное недоумение собеседников.
Также однажды в моей дискуссионной практике был и такой случай, когда в ответ на критику своего образа жизни человек поделился весьма интересными рассуждениями (к слову критика касалась того, что он жил с женщиной без официального оформления отношений, обоим было уже под 40 лет, но они не заводили детей и косвенно можно было понять, что и не собирались это делать).
«Я понимаю, если бы я там водку пил с утра до вечера, болтался, бездельничал, или занимался какой-то преступной деятельностью. Но я же являюсь законопослушным, вкалываю по 12 часов в день и даже по выходным. Работаю на двух работах и стремлюсь к лучшей жизни, к реализации своих мечтаний (дом, мотоцикл, хорошая машина, путешествия, и просто хочется достойно жить...). Я целеустремлён. А целеустремленность — это разве плохо и заслуживает осуждения?».
Вот и давайте попробуем понять плохо это или хорошо. Для чего разберемся в сущности данного потребительского идеологического элемента, властвующего над многими людьми. А также постараемся понять то, какие последствия несёт для общества такая потребительская идейная подоснова.
Описывая выше рекламу специально жирным текстом выделялись те основы образа мышления, которые эта реклама насаждала людям. Мы видим, что данный формат общества по сути стоит на обмане (разумеется в пределах закона, хотя и не всегда), частой лжи или лицемерии, стремлении обогащаться за счет других (а богатство — это всегда за счет других, так как единоличным трудом его почти невозможно добиться), эгоизме и превосходстве. То есть фундаментом такого общества с точки зрения образа мышления людей являются низкодуховные человеческие качества.
Здесь я снова напомню об общем виде закона духовностей, выведенного в одной из прошлых статей.
Из него следует очень простой вывод, что, если общество потребления основано на доминировании низкодуховного образа мышления людей, то такая модель общества обречена на саморазрушение. Да, не сразу. Да, потребуется много времени (у нас оно действует вот уже почти 35 лет и еще потребуется не одно десятилетие, чтобы ощутить очень заметные разрушительные последствия), но однозначно у такого общества долгосрочного будущего нет!
Причем, это мы еще не говорим про внешний фактор. Внутри каждой страны единое правовое поле, единая культура, общая политическая и экономическая системы, что способствует мирному существованию народа. А вот, если взаимоотношения между странами зиждятся на потребительской идеологии, то они подчиняются совсем иным принципам. По этой причине потребительская идеологическая подоснова уже подвела мир к апокалиптическим глобальным событиям. По сути этот потребительский идеологический элемент сознания и его доминирование среди людей — это и есть тот самый Антихрист, который установил власть над миром, который приведет его апокалипсису (к Третьей Мировой Войне), и о котором писалось в двух циклах публикаций (О неизбежности апокалиптических событий и Путь спасения в апокалипсисе).
Однако, давайте внешнюю геополитическую раскладку оставим пока в стороне и разберемся почему даже в рамках одной страны общество потребления неизбежно придет к самоуничтожению (деградации, вырождению и распаду). С этим утверждением многие не согласятся и посчитают бредом (ведь многие сейчас живут хорошо и никаких разрушительных признаков как бы и нет). Поэтому ниже будет приведен подробный анализ перспектив общества потребления, из которого во многом и был выведен Закон духовностей.
Прежде, чем продолжить изложение, - снова специально хочу обратить внимание читателя на то, что далеко не все люди обладают такими свойствами сознания и не везде такая ситуация. Речь идет о доминировании (преобладании) данного идеологического элемента образа мышления.
Начать аналитические выкладки целесообразно с образования и воспитания детей, так как жизнь каждого человека начинается с детства. Потребительские идеологические стандарты стали причиной того, что как у педагогов, так и у самих детей, являющихся членами общества потребления, формируется потребительское отношение ко всему.
Министерством Образования Правительства РФ создана и действует общегосударственная система рейтингов школ, баллы в которых определяют объемы финансирования школ и соответственно зарплату педагогов ("привет" успешному успеху). Очки рейтинга начисляются за различные мероприятия, проведенные школой.
Вроде бы идея благая и мотивирует образовательные учреждения на более качественную работу. В действительности же, по требованию руководства педагогическим составом начинает нагоняться вал всевозможных олимпиад, конкурсов, мастер-классов, агитаций в коммерческие кружки, реализаций проектной деятельности, рефератов, сообщений, докладов, расширяется выполнение заданий на электронных площадках и так далее и так далее. Правила начисления очков в рейтинге постоянно меняются, поэтому в ходе идут вообще все возможные виды мероприятий. Ну, а для системы рейтингов необходимо еще готовить кучу отчетности, чтобы на основании нее как раз и начислялись баллы. В итоге в этом насыщенном процессе учителя просто не успевают вдумчиво учить детей. В результате у педагогов, как у «загнанных лошадей» формируется равнодушие к итоговому качеству обучения, т. к. для рейтинга важно в первую очередь общее количеством активностей. Качество же в «лучших» низкодуховных традициях можно в отчетах и немножко сфабриковать.
Дети — тоже не исключение. В этой потогонной системе им просто начинает не хватать сил, чтобы справиться, всё успеть и выдержать нагрузки. Ведь, как бы, заботящиеся о будущем ребенка обеспеченные родители готовы много платить за дополнительное образование и досуг, в результате чего таскают свое чадо по десятку кружков и секций (мне известен реальный случай, когда ребенок в школе уже начал терять сознание от переутомления в результате того, что ходил одновременно в футбольную секцию, на карате, в кружок робототехники и еще музыкальную школу, не считая самой школы). И дети со своей стороны начинают стремиться решить эти задачи за чужой счет и через обман - списывают всё подряд, вводя в заблуждение педагогов и родителей. Все возможные уровни популярности в интернете бьет так называемое ГДЗ (готовые домашние задания). Т.е. у большинства детей формируется равнодушие и даже ненависть к учебе, которая к тому же мешает потреблять многочисленные компьютерные игры и всевозможные ролики на видеохостингах, которыми везде так густо всё завалено, что в них всех не переиграть и все не пересмотреть наверно даже за 10 жизней.
Тут надо отметить, что главной целью огромного количества платных кружков чаще всего является не качественное обучение, а заработок на родителях детей — то есть потребление финансовых ресурсов людей. Как правило, там нет серьезного образовательного процесса с самостоятельной работой — он заменен на развлекательный, чтобы ребенок играл и получал удовольствие. Поднятие уровня знаний и реальное развитие мышления детей владельцев таких кружков чаще всего беспокоит не очень сильно.
В итоге, система образования не учит ребенка в достаточной степени мыслить и думать, а со школьных лет готовит потребителя, который забирает результаты труда в бОльшем объеме, чем этого труда обществу отдает обратно. Получается, что дети не учатся в полноценном смысле слова, а потребляют образовательные услуги. Образовательная же система со своей стороны потребляет детей и их родителей (через их время, силы и кошельки). По сути все друг друга потребляют, а на выходе отдача гораздо меньше, чем того хотелось бы. И все благие передовые образовательные замыслы приносят не столько удовлетворение, сколько раздражение и возмущение.
Потом эти дети вырастают, идут в институты (перед поступлением в ВУЗ их еще успевают «употребить» по полной программе репетиторы всех мастей), учатся как в школе (не имея желания целиком отдаваться учёбе), и приходят на работу, где начинают стремиться к потреблению работодателей (меньше работать и больше зарабатывать). А работодатели по тому же принципу стремятся потребить работников («привет» переработкам). На круг это всё приводит к общей ситуации, когда значительно снижается качество и эффективность бизнес процессов в силу снижения профессионализма и компетенций сотрудников. А это создает общие условия в экономике, когда производством никто заниматься не хочет — все хотят исключительно торговать и перепродавать (опять же меньше работать, меньше брать на себя ответственность, и больше получать личных выгод). Всё сводится к тому, что люди по сути не совершают никакого труда по созданию продукции, но получают деньги, как будто этот труд совершили.
Но это еще полбеды. Самое страшное, что такое потребительское отношение логично и закономерно распространяется в том числе и на семью, и на отношение к собственным детям.
Конкретно женщины стали видеть в мужчине не объект своей любви, а источник собственного потребления материальных ресурсов. Опросы показывают, что очень многие молодые девушки в большинстве своем мечтают выйти замуж за успешного и богатого мужчину, чтобы он ее одаривал деньгами, шубами, машинами, коттеджами — всеми материальными радостями. Ну а мужчинам подавай девушек модельной внешности, чтобы удовлетворять в первую очередь свои известные физиологические и бытовые потребности. То есть в обоих случаях молодожены по факту проявляют любовь не к друг другу, а к себе. В действительности они преследуют свои эгоистичные интересы, а не заботятся о своей второй половинке и не испытывают искренней любви.
Описанный эгоизм и потребительское отношение, разумеется, в полней мере отражается на бытовых отношениях, которые имеют уже мало общего с добрачной романтикой. Семейная рутина приводит к сбоям взаимоотношений и начинаются взаимные претензии. Еще часто эти претензии возникают в результате не оправдавшихся ожиданий. Муж недостаточно зарабатывает или мало обеспечивает потребности жены, которые имеют заоблачные уровни, а жена недостаточно заботится о муже, что вызывает у него также недовольство. Семья вначале трещит по швам, а после и вовсе распадается.
Снова повторюсь, что так не всегда и не со всеми. Есть и множественные примеры успешных браков, стоящих на искренней и настоящей любви и сохраняющиеся на протяжении всей жизни. Но лучшим индикатором и доказательством реальной ситуации является статистика. Так, например, по данным Росстата в 2023 году в России было заключено 945995 браков, а разводов зарегистрировано в количестве 683796. Нетрудно посчитать, что условно распалось 72,28% от заключенных браков. За 2024 год цифра еще выше (около 73%). Понятно, что не всегда браки распадаются по причине того, что потребительское отношение друг к другу у обоих супругов. Бывает, что только у одного, а второй просто перестает это терпеть. Но даже с этим допущением процент людей с потребительским идеологическим элементом в сознании будет больше половины, что и является преобладанием.
Ситуация с демографией является продолжением проблемы устойчивости семей. Люди просто перестают рожать новых людей. Так за 2024 год смертность в нашей стране превысила рождаемость на 600 тыс. человек. А коэффициент рождаемости составил всего 1,4. То есть в среднем одна женщина рожает 1,4 ребенка. Эта цифра складывается из того, что кто-то рожает одного, кто-то двух, очень-очень немногие дают жизнь трем и более детям, а кто-то и вовсе ни одного человека на свет не производит и является категоричным сторонником идеи чайлдфри (свободы от детей в переводе с английского - данный термин пришел именно с Коллективного Запада). В среднем же 1,4.
Для целостности картины также надо отметить и очень популярную ситуацию, когда родители рожают одного ребенка и после начинают, как говорится, в него "вкладывать", нагружая всевозможными средствами личностного развития, и сосредотачивая на нем избыточное внимание. И пытаются таким образом создать иллюзию, что они заботливые родители. Истинная же забота заключается не в перегрузке единственного ребенка (он сам разовьется интеллектуально - все возможности и так для этого есть), а в том, чтобы давать людям жизнь, давать возможность появиться им на свет, позволить им родиться. Наличие братьев и сестер для ребенка гораздо важнее в плане его развития (потому что оно формирует самое важное - образ мышления), нежели посещение десятков кружков. И "потребительные" родители этого, к сожалению, делать не хотят.
Для того, чтобы грубо оценить драматизм ситуации, - надо просто представить, что было 2 родителя, а им на смену придет всего 1,4 ребенка. То есть идет сокращение численности населения, или по-другому сказать — вымирание. По одному из пессимистичных прогнозов ученых численность населения в России к 2100-му году может составить 60-70 млн. человек (в 2 раза меньше, чем сейчас). Очевидно, что если тенденция сохранится, то население через какое-то время и вовсе исчезнет — другими словами вымрет, как динозавры.
Почему так происходит? Да потому что дети мешают потреблению современного человека. Отнимают время, которое можно потратить на себя, требуют средств, которые тоже можно потратить на себя, нарушают комфорт существования, который также хотелось бы оставить себе. Дети сильно замедляют исполнение материальной мечты. И по итогу отказываясь от рождения детей люди тоже своего рода их потребляют. Дети могли бы родиться и могли бы быть, но их нет. Они становятся жертвами потребления.
Фактически это означает, что общество потребляет само себя и с течением времени попросту постепенно исчезает, то есть саморазрушается и в конечном счёте самоуничтожается, что и требовалось доказать. Дополнительно этот эффект усиливает еще и общая деградация в результате снижения уровня образованности, который приводит к снижению качества товаров и услуг, что в комплексе создает риски для социальных взрывов, а также политического и экономического кризисов, ускоряющих разрушение общества.
Вот Вам и ответы на все поставленные в начале статьи вопросы.
Объективно без потребления, конечно же, жить нельзя. Нам нужна пища, одежда, жилье, транспорт, отдых. Само по себе потребление — это явление, когда человек что-то забирает себе (приобретает какой-то продукт или услугу) или «переваривает» что-то (совершает действие в результате чего это что-то исчезает — например съел тарелку каши и каши нет, она употреблена). Но «общество потребления» — это понятие не про потребление, как явление. Это термин, описывающий характер этого самого потребления. Точнее говоря, он иллюстрирует соотношение между произведенным обществом количеством результатов труда и объемом потребления данных результатов.
Общество потребления - это такое общество, в котором люди потребляют результатов людского труда (производства товаров и услуг) значительно больше, чем совершают труда для получения его результатов, фактически отбирая его у других людей. Выливается это в то, что люди косвенно потребляют друг друга и общество постепенно самопотребляется и самоуничтожается, так как не происходит в полной мере восполнение объектов потребления.
И пусть каждый сам подумает и решит чего хорошего или плохого в потребительском идеологическом элементе и в явлении с названием «общество потребления», которое является порождением данного идеологического элемента.
Хотя, если размышляющий над этим человек будет исходить из эгоистичных соображений и равнодушия к другим людям в лице потомков, то скорей всего для него его красивая жизнь сегодня будет важней и лучше, чем существование собственной страны и своего народа в будущем.
Однако же, выше не раз подчеркивалось, что не все люди в нашей стране одержимы потребительским сознанием. Есть и другой идеологический элемент. Хотя людей, являющихся его носителем, на сегодняшний день и меньше, чем убежденных потребителей, их осталось достаточно для того, чтобы сберечь и спасти Россию, как это было уже не раз в нашей богатой и разнообразной Истории...