Найти в Дзене

Прошлое и будущее идеологий. Часть 1. Идеология — это что?

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 13 Это цитата из нашей Конституции касаемо идеологической стороны жизни российского общества. В приведенных пунктах говорится о том, что с одной стороны в России главным документом страны закрепляется отсутствие официальной и обязательной для всех идеологии. А с другой — признается идеологическое многообразие, т. е. свобода идеологий, которым могут симпатизировать люди и придерживаться их на собственное усмотрение, но они, опять же, не являются обязательными для всех с точки зрения закона и государства. А что такое вообще идеология? В чём ее сущность и смысл? Само слово «идеоло́гия» происходит от сочетания двух греческих слов. Первое - это ἰδέα, которое переводится с греческого, как прообраз, форма, идея. А второе - слово λόγος, означающее, мысль, разум, учение. Таким образом, с то
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 13

Это цитата из нашей Конституции касаемо идеологической стороны жизни российского общества. В приведенных пунктах говорится о том, что с одной стороны в России главным документом страны закрепляется отсутствие официальной и обязательной для всех идеологии. А с другой — признается идеологическое многообразие, т. е. свобода идеологий, которым могут симпатизировать люди и придерживаться их на собственное усмотрение, но они, опять же, не являются обязательными для всех с точки зрения закона и государства.

А что такое вообще идеология? В чём ее сущность и смысл?

Само слово «идеоло́гия» происходит от сочетания двух греческих слов. Первое - это ἰδέα, которое переводится с греческого, как прообраз, форма, идея. А второе - слово λόγος, означающее, мысль, разум, учение. Таким образом, с точки зрения логики словообразования идеология — это учение или собрание мыслей о какой-либо совокупности идей.

Учение о каких таких идеях?

Термин «идеология» был введен в научный лексикон французским философом и экономистом начала XIX века Дестют де Траси с целью обозначения учения об идеях, понимаемого им как науку об общих закономерностях происхождения идей в результате чувственного опыта (то есть, по его мнению все мысли и идеи возникают из ощущений, чувств человека). Основы науки об идеях Дестют де Траси изложил в своем труде «Элементы идеологии».

Автор термина "идеология" и первого учения о ней.
Автор термина "идеология" и первого учения о ней.

Согласно убеждению автора и его сподвижников идеология представляла собой теорию, которая дает «ясную идею об универсальном инструменте всех наших знаний, их методах, действиях, результатах и принципах». Ну а знания эти, разумеется, являются средством обеспечения грамотного и продуманного устройства человеческого общества, а также жизни каждого индивидуума. Таким образом, по мысли де Траси идеология дает прочный фундамент всех знаний человечества, прежде всего в логике, образовании, политике, воспитании людей, и законодательстве, что задает первоосновы морали, политики, права.

Справедливости ради надо сказать, что мысли о продуманном и грамотном устройстве общества заботили многих мыслителей и философов задолго до формулирования Дестют де Траси своего учения. Собственно, деятельность всех религий мира именно на это и была в основном направлена. Так в православии есть понятие «Царство Божие», которое как раз и является формой идеального общества, в котором каждый человек строго следует Божьим заветам и находится в гармонии с Богом. Но именно французский ученый систематизировал подход к формированию таких знаний.

Оттолкнувшись от указанного понимания идеологии как науки, различные мыслители и философы продолжили свою работу уже в контексте восприятия идеологии, как социально-политического учения об идеях, которые должны лежать в основе разумного и единственно правильного общественного устройства. Очевидно, что воплощение данного устройства возможно только через политические инструменты. В итоге понятие «идеология» очень быстро стало ассоциироваться с политикой — со сферой деятельности государственной власти или отдельных людей в области общественного или внутригосударственного управления, а также межгосударственных отношений.

Хорошо, но каким должно быть это разумное и единственно правильное общественное устройство?

И вот тут мнения различных политических мыслителей и деятелей, работавших в разные исторические периоды, сильно разошлись. В результате возникли различные течения идеологической мысли. Как итог, первоначально единая наука разделилась на целый ряд научных направлений, которые также стали называться идеологиями. Самыми известными стали монархизм, либерализм, коммунизм, социализм, фашизм, капитализм и анархизм (это самые популярные, но список всех существующих в мире идеологий ими конечно не ограничивается).

Поскольку идеология изначально воспринималась как наука об идеальном обществе, то и все эти перечисленные идеологические направления не просто предлагали свой проект общественного устройства, но и «железной рукой» навязывали всему человечеству его, как единственно верный и безальтернативный.

В результате XX век по праву можно назвать столетием идеологий. Частая идеологическая бескомпромиссность сделала этот временной период эпохой борьбы различных идеологий между собой, причём очень кровопролитной борьбы. Многие из войн прошлого века происходили на основе непримиримых идеологических разногласий и унесли многие миллионы жизней. Достаточно вспомнить нашу гражданскую войну 1917-1922 годов (коммунисты воевали против монархизма и буржуев — представителей зарождающегося капитализма), корейскую войну 1950-1953 годов (коммунисты воевали против западной демократии — капитализма), вьетнамскую войну 1955-1975 годов (в которой опять же воевали коммунисты против западной демократии).

И что же по итогу?

А ничего.

При всём этом ожесточенном противостоянии различных идеологий в целях доказывания своей идеальности для общества ни одна из них не смогла этого сделать. И по сути ни одна идеология не смогла создать идеальное общество, в котором бы учитывались интересы всех людей и все люди были бы счастливы.

А многие идеологии потерпели исторический крах, как например социализм и коммунизм, являвшиеся основой СССР. На смену им в большинстве стран пришел капитализм, но, забегая вперед, скажу, что и он доживает последние годы.

В тех же странах, где остались государственными социализм, коммунизм, монархизм, - они по факту, как правило, таковыми не являются. Например, в Китае официально правит коммунистическая партия, но общественное устройство в чистом виде соответствует капиталистическому с развитым частным бизнесом и своими миллиардерами — частными владельцами предприятий и капиталов.

Если задуматься над этим (а мы ведь находимся здесь именно для того, чтобы задумываться и думать), то возникает ряд совершенно логичных вопросов.

Почему так происходит?

Почему идеология задумана как наука о грамотном устройстве общества с целью удовлетворения интересов общества и конкретных людей, но по факту ни одно из идеологических направлений так и не обеспечило человечество коллективным счастьем?

Скорее наоборот. Мир по сути постепенно погружается в апокалиптический хаос, который грозит как минимум огромными разрушениями и потерями, а как максимум — вообще может привести к полному уничтожению нашей цивилизации (о чём и было написано в цикле статей о неизбежности апокалиптических событий).

Те 200 лет, что прошли с момента основания идеологической науки, при всём том выдающемся научно-техническом прогрессе и технологических достижениях, к сожалению, не позволили придти к идеальному социальному состоянию нашей цивилизации. Наворочено множество «делов» и эти «дела» продолжают воротиться, но человечество никак не хочет жить дружно и заниматься созиданием на благо всего мира. А идеологические споры при этом в очередной раз в истории обостряются, но по факту они не решают ни одной глобальной проблемы, а только усиливают общественный хаос.

В свое время мне посчастливилось поработать в одном достаточно серьезном конструкторском бюро, которое занималось проектированием и производством агрегатов для весьма специфических промышленных изделий. И в процессе данной работы удалось прикоснуться к многолетнему опыту инженерно-конструкторского таинства на данном предприятии. Оно состояло в том, что первые опытные образцы любого вновь спроектированного агрегата ставились на испытательный стенд и… Почти всегда не работали так, как того требовало техническое задание. После чего начинался длительный процесс внесения изменений в конструкцию в рамках его доводки до расчетных параметров. Нередко доводка сопровождалась и прикладными исследованиями, необходимыми для понимания физических процессов, происходящих внутри изделия при его функционировании.

Так вот, ситуация, когда спроектированное изделие не работает так, как положено, однозначно говорит о том, что допущены ошибки в проектировании. А они могут возникать в результате трёх возможных причин.

1. Допущена техническая ошибка в расчетах.

2. Неверно взяты исходные данные (в том числе связанные с особенностями технологий изготовления деталей).

3. Не учтены или некорректно учтены физические явления, которые происходят в процессе работы агрегата.

По сути построение разумной и грамотной конструкции общества, основы понимания которого заложены еще Дестют де Траси, создание идеального общества — это та же самая инженерная работа. Это создание общественной конструкции, которая могла бы работать, как отлаженный механизм. Отлаженностью же в данном случае является всеобщее и коллективное счастье людей. И тот факт, что человечество до сих пор не может его достичь, говорит о том, что те общественные конструкции, которые до настоящего времени предлагались различными идеологиями — либо ошибочны по определению, либо не учитывают важнейших общественных явлений. В совокупности это и приводит к постоянным поломкам и разрушениям данных «конструкторских творений», которые показала и доказала как мировая история, так и история России.

Что же нужно сделать, чтобы довести идеологическую «конструкцию» до «ума» и добиться того, чтобы она была надежной, работала без сбоев (не ломалась), была безопасной и обладала большим ресурсом (желательно бесконечным)?

Исходя из всего сказанного Вы наверно уже и сами догадались, что надо садиться за инженерную работу и заниматься конструированием настоящей идеологии — науки об идеях, на основе которых было бы возможно добиться грамотной конструкции социума, способной обеспечить справедливое и счастливое общество.

Ну а для этого, само собой, потребуется пройти через два основных этапа, через которые проходят все инженеры, занимающиеся проектной деятельностью: провести НИР (научно-исследовательские работы) и выполнить ОКР (опытно-конструкторские работы), которые в совокупности часто еще называются НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Причём для достижения наилучшего результата, безусловно необходимо опереться на опыт предыдущих идеологических разработчиков, а именно учесть всё положительное и избежать повторения ошибок (всего отрицательного).

Начнем с НИР, которым и будет посвящен данный цикл статей о прошлом и будущем идеологий. В процессе данных исследований необходимо первостепенно разобраться во всех идеологических хитросплетениях и оценить их. Еще в рамках этих же исследований нам предстоит выяснить и зафиксировать два важнейших (а возможно и главных) идеологических элемента в виде части исходных данных и общественных явлений, которые были упущены идеологическими мыслителями прошлого (или им не уделено должного внимания). Они с одной стороны являются самостоятельными идеологиями, а с другой — целиком определяют то, как будут работать или не работать все идеологии, придуманные человечеством к настоящему времени. Эти элементы позволят в полной мере понять, почему ни одна идеология не сработала в полной мере в прошлом и настоящем, а также почему все известные идеологии не сработают по этой же причине и в будущем.

Эта исследовательская работа как раз и позволит сформировать понимание о том, какова же должна быть общественная конструкция с технической, технологической и политической точек зрения для создания идеального общества, мечты о которой у человечества начались еще задолго до появления Иисуса Христа. И дальше на основе полученных данных останется только запроектировать эту конструкцию и выпустить на нее «рабочие чертежи»...