Найти в Дзене
Academia-nadezhda

Участие "доброхотных дателей" в судьбе нашей семьи. История семьи (61)

В процессе составления родословной и поиска сведений о предках мы постоянно сталкивались с фактами трудно объяснимой заботы представителей дворянского сословия о неимущих, сиротах. В статье канала Academia-nadezhda мы написали и привели документальное подтверждение того, что такие знаменитые и богатейшие фамилии как Столыпины и Долгорукие были восприемниками наших предков: Реакция была ожидаемой: "А мне вот интересно - что "богатые"-то получали от такой функции как "восприемник"? Ему-то это зачем?? Заботиться о крестнике? Зачем ему это надо? Не понимаю..." "О какой дружбе или душевном родстве может идти речь, если дворянин выступает в роли восприемника у подневольного крестьянина?" Но мы можем привести только из истории нашей семьи еще несколько таких примеров, будучи уверены, что наша семья далеко не единственная. Запись в Метрической книге свидетельствует, что у внучки нашего пра3деда Петра Николаевича Тихомирова Клавдии Васильевны (1827 - 1847 гг.) и ее мужа Петра Семеновича (1822
Оглавление
1. Д.Г. Левицкий. Портрет Н. А. Сеземова, который держит в руке лист с изображением плана Воспитательного дома. 1770 г. 2. Воспитательный дом. Рис. Фёдора Алексеева, 1800-е гг. 3. Указ Екатерины II от 7 ноября 1775 года, которым были созданы Приказы общественного призрения. 4. Ф.С. Рокотов. 1763 г. Портрет Екатерины II.
1. Д.Г. Левицкий. Портрет Н. А. Сеземова, который держит в руке лист с изображением плана Воспитательного дома. 1770 г. 2. Воспитательный дом. Рис. Фёдора Алексеева, 1800-е гг. 3. Указ Екатерины II от 7 ноября 1775 года, которым были созданы Приказы общественного призрения. 4. Ф.С. Рокотов. 1763 г. Портрет Екатерины II.

I. Трудно поверить в бескорыстие?

В процессе составления родословной и поиска сведений о предках мы постоянно сталкивались с фактами трудно объяснимой заботы представителей дворянского сословия о неимущих, сиротах.

В статье канала Academia-nadezhda мы написали и привели документальное подтверждение того, что такие знаменитые и богатейшие фамилии как Столыпины и Долгорукие были восприемниками наших предков:

Реакция была ожидаемой:

"А мне вот интересно - что "богатые"-то получали от такой функции как "восприемник"? Ему-то это зачем?? Заботиться о крестнике? Зачем ему это надо? Не понимаю..." "О какой дружбе или душевном родстве может идти речь, если дворянин выступает в роли восприемника у подневольного крестьянина?"

Но мы можем привести только из истории нашей семьи еще несколько таких примеров, будучи уверены, что наша семья далеко не единственная. Запись в Метрической книге свидетельствует, что у внучки нашего пра3деда Петра Николаевича Тихомирова Клавдии Васильевны (1827 - 1847 гг.) и ее мужа Петра Семеновича (1822 - ? гг.) Богоявленского, священника Храма Рождества Христова села Мытники Рузского уезда Московской губернии, 20 сентября 1846 г. родился сын Сергей. Во время крещения в церкви его восприемниками (т.е. людьми, взявшими на себя ответственность за судьбу новорожденного и обязавшимися не оставить его без поддержки в случае необходимости) перед богом и людьми назвались владелица села Анна Ивановна Жеребцова (1804 - 1840 гг.) и ее сын коллежский секретарь Гаврила Гарлампович Жеребцов (1823 - 1846 гг.). Вот этот документ:

ГБУ "ЦГА Москвы", Метрические книги Фонд 203 Опись 745 Ед.хр. 1718 С. 465.1846 г. Христорождественнской церкви села Мытники Рузского уезда Московской губернии.
ГБУ "ЦГА Москвы", Метрические книги Фонд 203 Опись 745 Ед.хр. 1718 С. 465.1846 г. Христорождественнской церкви села Мытники Рузского уезда Московской губернии.

В ходе работы над историей семьи мы убедились в том, что в российском обществе в те уже очень далекие от нас времена подобные примеры восприемничества новорожденных людьми состоятельными, образованными и находившимися во власти были очень многочисленными и формы проявления заботы о представителях народа были разнообразными. Это не единичные факты - это система государственных мер, поддерживавших нравственное здоровье общества.

-4

II. Основание учреждений общественного призрения

Наша двоюродная пра2бабушка Анна Михайловна Цветкова (18 янв. 1822 - после 1834 гг.) в метрических документах за 1831 год, ей 9лет, названа "питомкой":

ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №203, опись №747, дело №1183, С. 1154. 1831 год.
ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №203, опись №747, дело №1183, С. 1154. 1831 год.

Слово "питомка" звучит сегодня не только незнакомо, но и странно. Мы стали изучать обстоятельства возникновения такого состояния ребенка.

Понятие "питомка" связано с Московским Императорским Воспитательным Домом. Он был заложен в 1764 году по инициативе просветителя Ивана Ивановича Бецкого как благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников.

Справка Academia-nadezhda:

Иван Иванович Бецкой (1704-1795 гг.) русский государственный деятель, видный представитель русского Просвещения. Личный секретарь императрицы Российской Екатерины II (в 1762–1779 гг.), Президент Императорской Академии художеств (в 1763–1794 гг.), инициатор создания Смольного института (в 1764 г.) и Воспитательных домов в Москве (в 1764 г.) и Санкт-Петербурге (в 1770 г.) с госпиталем для рожениц.

Московский императорский воспитательный дом.
Московский императорский воспитательный дом.

Но как могла попасть девочка из хорошей семьи в учреждение для сирот и подкидышей? Нас это очень удивило. Ведь семья Цветковых - это многодетная семья нашей пра3бабушки Елизаветы Николаевы (19 февраля 1795 – после 1851 гг.) и Михаила Михайловича Цветкова (1795 – после 1851 гг.). С 1814 по 1832 гг. Михаил Михайлович служил пономарём церкви Архангела Михаила в селе Поджигородово Клинского уезда Московской губернии. Он получил службу от своего тестя, нашего пра4деда Николая Васильева Тихомирова. В семье росло 6 детей: Георгий (1816 г.р.), Николай (1818 г.р.), Анна (1822 г.р.), Константин (1824 г.р.), Павла (1828 г.р.), Александр (1829 г.р.).

Причины, из-за которых маленькая Аня попала в сложную ситуацию нам стали понятны в ходе поисков. Оказалось, что с 1799 года при Московском Императорском Воспитательном Доме работала Окружная больница «для служителей и питомцев» с родильным госпиталем и отделением для больных детей. Считается, что это был первый педиатрический стационар в России. Видимо, в этот период, Анна болела и ее поместили в больницу на лечение и во время ее пребывания в больнице она находилась на содержании лечебного учреждения, как его питомка.

Активное участие в строительстве Московского Императорского Воспитательного Дома принял Иван Иванович Бецкой. Он составил "Генеральный план", а 1 сентября 1763 года императрица Екатерина II его утвердила.

-7

Для строительства была организована открытая финансовая подписка:

  • Екатерина II, императрица Российской империи, передала в фонд 100 тысяч рублей единовременно и подписалась на ежегодные отчисления в 50 тысяч рублей.
  • Прокофий Акинфиевич Демидов передал на учреждение Родильного института при Воспитательном доме 200 тысяч рублей.
  • Иван Иванович Бецкой внёс 162995 рублей.

Именно в этой Окружной больнице «для служителей и питомцев» при Московском Императорском Воспитательном Доме в 9-летнем возрасте жила и благополучно вылечилась наша двоюродная пра2бабушка Анна. В Ревизских сказках 1834 года, когда Анне исполнилось 12 лет, она уже была дома.

III. "Доброхотные датели" и Приказы общественного призрения

3.1. Указ Екатерины II о Приказе общественного призрения

Для организации государственной системы оказания помощи неимущим и сиротам императрица Екатерина II издала Указ от 7 ноября 1775 года, которым были созданы Приказы общественного призрения - губернские учреждения для помощи бедным.

Справка Academia-nadezhda:

Призре́ть - заимствованное из старославянского языка слово, имеющее значение «дать кому-либо приют и пропитание», было образовано присоединением приставки "при" от старославянского слова зьръти — «смотреть, наблюдать». Синонимы: присматривать, приглядывать.
Приказы общественного призрения выполняли следующие задачи: создание народных школ, богаделен, больниц, домов для сумасшедших, работных и сиротских домов, тюрем; обеспечение неимущих бесплатным обучением в народных школах и содержанием в богадельнях и домах для сумасшедших. Управление Приказами осуществляли попечительские советы под председательством губернаторов.

3.2. Флоринские в Московском Попечительном совете Общественного призрения и Александро-Мариинском училище

В середине XIX века наши прадеды Василий (1836 – 1867 гг.) и Павел (1838 – после 1866 гг.) Александровичи Флоринские служили в 8-м Департаменте Московского правительствующего Сената, а в 1861–1866 гг. работали в Попечительном совете заведений Общественного призрения г. Москвы, были помощниками медицинского инспектора этого Попечительского совета:

Адрес-календарь г. Москва. 1865 г. С. 518.
Адрес-календарь г. Москва. 1865 г. С. 518.

У Василия Александровича и его жены Марии Никаноровны (1840 – 1876 гг.) в 1860 году родилась дочь Лидия (4 февр. 1860 - ? гг.). В 1876 году Лидия Флоринская осталась сиротой (Василий умер в 1867 г., а Мария Никаноровна - в 1876 г.). Зная, что Лидия Флоринская рано осталась сиротой, мы стали искать упоминание о ней в документах приютов Пречистенского сорока Москвы, где проживала ее семья. Мы возлагали большие надежды на документы церквей Пречистинского сорока Москвы, поскольку воспитанницы приютов обязательно должны были ходить на исповедь в ближайшую церковь. Девочки-воспитанницы Александро-Мариинском училища ходили на исповедь в Троицкую церковь в Зубове. Среди них мы и нашли нашу Лиду - в 1875 - 1877 гг. Лидия Флоринская жила и училась в знаменитом Александро-Мариинском училище:

1. ГБУ «ЦГА Москвы», фонд №2125, опись №1, дело №1802, С. 13, С. 39. 1876 - 1878 гг. Пречистенский сорок. Исповедные ведомости церкви Троицкой в Зубове г. Москва. 2. Церквь Троицкая в Зубове г. Москва.
1. ГБУ «ЦГА Москвы», фонд №2125, опись №1, дело №1802, С. 13, С. 39. 1876 - 1878 гг. Пречистенский сорок. Исповедные ведомости церкви Троицкой в Зубове г. Москва. 2. Церквь Троицкая в Зубове г. Москва.

Александро-Мариинское училище основано в 1857 году как приют для беднейших девочек-сирот. Основателем и главным благотворителем училища был московский городской голова в 1861-1863 годах , потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии Михаил Леонтьевич Королев (1807 - 1876 гг.), происходивший из старинной московской купеческой семьи.

-10

В Александро-Мариинское училище принимались дети в возрасте 7,5 лет, дети беднейших родителей всех сословий. Обучение, завтраки и лечение в случае болезни были бесплатными. И самое важное - по окончании курса обучения воспитанницы получали диплом, который давал им право работать учительницами, то есть дети-сироты и дети из бедных семей получали профессию для дальнейшей жизни.

Приют был основан при Пречистенском отделении "Дамского Попечительства о бедных в Москве". Это общество было основано генеральшей и кавалерственной дамой Варварой Евграфовной Чертовой (1805-1903 гг.) став ее важнейшей заботой, а училище позднее при ее активном участии стало Александро-Мариинским институтом для детей погибших воинов русской армии и перешло под управление Московского военного округа.

-11

Она сыграла выдающуюся роль в организации благотворительности не только в Москве, но и в России, став для Софьи Степановны Щербатовой (1797-1885 гг.), жены Московского генерал-губернатора, правой рукой в делах общественного призрения, организуя и пропагандируя эту деятельность среди имущих и власть предержащих слоев общества Российской империи. При содействии В.Е. Чертовой были открыты: Барыковская богадельня, убежище во имя Христа Спасителя с бесплатными квартирами, Убежище для слепых старух и детей, приют "Убежище святой Марии" для неизлечимых детей, Попечительство о слепых и другие. Её иждивением появились - домовые храмы при шести приютах." [1] Эти храмы до сих пор воспринимаются как архитектурные шедевры эпохи! "... Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. ею на личные средства был организован госпиталь..." [1] Современники отмечали, что "...Не было богатаго или влиятельнаго дома в Москве, где бы В. Е. не была знакома. Усердно объезжала она своих знакомых, когда возникало какое-нибудь благотворительное учреждение и везде умела возбудить интерес к благому начинанию...". [1]

За свою деятельность Варвара Евграфовна Чертова снискала великий почет и уважение современников, была удостоена ряда государственных наград. Благодаря размаху деятельности ее и ее единомышленников, русская аристократия считала постыдным уклоняться от благотворительности, а к концу XIX века в России работали сотни благотворительных обществ.

Выводы:

Благодаря изучению документов XVIII-XIX веков мы раскрыли для себя широкий пласт истории и культуры российского общества, представляющий не причуду отдельных личностей, а норму жизни, востребованную значительной частью россиян. Эта история у нас полузабыта, отсутствует в школьных учебниках и совсем не на слуху. Рассказ об этой части жизни истории и культуры России нужно не только возродить, но и сделать широко известным примером для современников.
"Доброхотные датели", благотворительные учреждения той поры не раз становились опорой в трудных жизненных ситуациях детям наших предков и в дальнейшем. Но об этом наш следующий рассказ.
Получается у нас - получится и у вас!

Источники:

1. Чертова, Варвара Евграфовна. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чертова,_Варвара_Евграфовна

Фильм канала "Academia-nadezhda" о том, где получали образование дочери наших предков на протяжении 150 лет:

Больше статей о составлении родословной в подборке канала Academia-nadezhda:

Как составить родовое древо: советы, источники, поиск | Academia-nadezhda | Дзен

Понравилась статья - подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте! Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

-12