Найти в Дзене

Памятник Екатерине II

Памятник Екатерине II стоит в самом сердце Петербурга, на площади, которая теперь называется площадью Островского. Монумент установлен перед Александринским театром в 1873 году, в царствование Александра II.

-2
-3

История создания памятника достаточно сложная и запутанная. Непосредственным толчком к работе над памятником послужило предложение установить монумент перед зданием Академии художеств. В 1864 году исполнялось 100 лет со времени утверждения Екатериной устава Академии и начала строительства здания на Университетской набережной. В 1860 году был объявлен конкурс, но ни один проект не был принят. Однако, работа продолжилась, но теперь местом установки памятника был назван Екатерининский парк Царского села. В новом конкурсе принял участие художник Михаил Осипович Микешин, автор памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Отношения Микешина с академиками были очень сложными. Он раздражал академиков и своей молодостью, и тем, что, не будучи скульптором, выиграл конкурс и получил заказ на памятник в Новгороде. Проект Микешина раскритиковали, но он, тем не менее, отлил бронзовую модель памятника. Модель была отмечена медалью на Всемирной выставке в Лондоне и, что ещё важнее, понравилась царю. Академики притихли, и памятник был установлен перед Екатерининским дворцом в парке Царского Села.

Здесь возникает неясность. Авторитетный специалист в области скульптуры Юрий Минаевич Пирютко в своей книге «Под скипетром Екатерины» пишет: «Модель понравилась Александру II, и в 1862 году её установили в царскосельском саду, отметив тем самым столетний юбилей восшествия Екатерины на престол». Но на фотографиях, которые я смог найти в интернете, ясно видно, что это не модель, а полноразмерный памятник.

По описанию Пирютко, царскосельский памятник изображал Екатерину обаятельной женщиной, которая держит в руках венок и лиру, символы славы и искусства. На постаменте размещались медальоны с портретами Потёмкина, Румянцева, Суворова и Державина. Но на фотографии в левой руке Екатерины лира, а вот в правой скорее скипетр, а не венок. На фотографиях видны не медальоны с портретами, а горельефы, или даже бюсты. Причём их не четыре, а, видимо, шесть.

-4
-5

Увы, памятник бесследно исчез во время немецкой оккупации в 1941-1944 годах, и к нашему времени оказался совершенно забытым. Сведения о нём редки и противоречивы. Можно предположить, что сначала была установлена модель, описанная Пирютко, а затем её заменили на памятник. Но, если это так, то возникают вопросы, куда делась модель, Микешин ли автор памятника, и когда и кто заменил модель на памятник? Найти ответы на эти вопросы я не смог. Если кто-то из моих читателей что-то об этом знает, напишите пожалуйста!

В 1863 году петербургский генерал-губернатор Суворов (внук полководца) предложил поставить памятник Екатерине в столице, в сквере перед Александринским театром. Инициатива была одобрена царём и началась работа по созданию памятника. Для памятника в центре Петербурга Микешин создал новый проект. Императрица изображена гораздо строже, чем в Царском Селе, с царственной осанкой, в горностаевой мантии, с орденом Андрея Первозванного. В руках у царицы скипетр и лавровый венок, у ног – корона Российской империи. Вокруг пьедестала расположились девять скульптурных изображений виднейших деятелей екатерининской эпохи. Лицом к Невскому проспекту расположены фигуры Румянцева, Потёмкина и Суворова.

-6

Лицом к Публичной библиотеке сидят Безбородко и Бецкой.

-7

На Аничков дворец смотрят Державин и Дашкова.

-8

Чичагов и Орлов сидят со стороны Александринского театра.

-9

Общий вид памятника и состав соратников императрицы неоднократно пересматривался и корректировался, в том числе, лично царём. Памятник проектировался, всего через 70 лет после смерти Екатерины. Серьёзные исторические исследования екатерининской эпохи появились на свет уже позже. Так что монумент и список фигур вокруг пьедестала может, по словам Ю.М.Пирютко, «рассматриваться как одна из первых попыток осмысления наследия великой царицы».

Коротко о персонажах, расположившихся вокруг пьедестала. Граф Пётр Александрович Румянцев, русский полководец и военный теоретик, генерал-фельдмаршал. Прославился в боях с пруссаками во время Семилетней войны (1756-1763) и в боях с турками (1768-1774). Генералиссимус князь Александр Васильевич Суворов, думаю, в представлении не нуждается. Князь Григорий Александрович Потёмкин, русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал, создатель Черноморского флота и его первый командующий, основатель Севастополя, Николаева и Херсона. Фаворит Екатерины II, которая родила от него дочь. Предположительно был тайно обвенчан с Екатериной.

Александр Андреевич Безбородко происходил из малороссийских шляхтичей (дворян). Его заметил П.А.Румянцев, когда был малороссийским генерал-губернатором. Безбородко стал правителем канцелярии Румянцева и состоял при Румянцеве во время войны с Турцией. Затем стал секретарём императрицы, сумел завоевать её полное доверие и сделался одним из самых влиятельных её помощников. В конце правления Екатерины и при Павле I был руководителем всей русской внешней политики. Павел сделал Безбородко князем и канцлером империи. Павел не жаловал тех, кого ценила Екатерина, но Безбородко ухитрился стать исключением. Иван Иванович Бецкой – внебрачный сын князя И.Ю.Трубецкого (отсюда его фамилия), секретарь императрицы. Ведал всем каменным строительством в Петербурге и Москве. Основал Смольный институт, Воспитательные дома, коммерческое училище и училище при Академии художеств. Во многие из этих учреждений принимали на учёбу не только дворян. Бецкой стремился создать и воспитать в России слой новых людей, способных воспринять идеи эпохи Просвещения, идеи гуманизма и справедливости.

Гавриил Романович Державин - поэт эпохи Просвещения и государственный деятель. Во время службы в Преображенском полку участвовал в перевороте 1762 года, который привёл Екатерину к власти. Участвовал в подавлении Пугачёвского бунта и оставил записки, которые стали важным источником информации о пугачёвщине. На материалы Державина в значительной мере опирался Пушкин, работая над «Историей Пугачёвского бунта» и «Капитанской дочкой». Занимал посты правителя Олонецкого и Тамбовского наместничеств, где оставил о себе добрую память. Я рассказывал о памятнике Державину в Петрозаводске, который был центром Олонецкого наместничества. Занимал должность статс-секретаря императрицы. Но карьера чиновника прервалась. По всей видимости, Державин был слишком порядочным человеком, его стремление к правде и справедливости оказалось неуместным в высшем эшелоне власти, и царица отправила Державина в почётную отставку. При этом она якобы сказала: «Пусть пишет стихи». Державин был самым известным поэтом своего времени, но вскоре после его смерти взошла звезда Пушкина. Державину принадлежит авторство знаменитой надписи на надгробном камне на могиле А.В.Суворова – «Здесь лежит Суворов». Екатерина Романовна Дашкова – видный деятель русского Просвещения. Путешествовала по Европе, встречалась с Дидро, Вольтером, Адамом Смитом. Была знакома с великой княгиней Екатериной Алексеевной с ранней юности, и стала её восторженной почитательницей. Участвовала в перевороте 1762 года. Екатерина назначила Дашкову директором Петербургской Императорской Академии наук. Но первым лицом Академии был её президент граф К.Г.Разумовский. По инициативе Дашковой была основана Российская Академия, занимавшаяся созданием первого словаря русского языка.

Адмирал Василий Яковлевич Чичагов был известен как честный и усердный служака. Возглавлял две экспедиции, пытавшиеся пройти из Архангельска на Камчатку северным путём. Но деревянные парусные корабли, конечно, не могли пробиться через тяжёлые льды. Теперь, зная историю освоения Северного морского пути, можно поставить в заслугу Чичагову уже то, что обе экспедиции вернулись домой. В память об этих экспедициях группа островов архипелага Земля Франца Иосифа названа островами Чичагова. Во время войны с Швецией (1788-1790) Чичагов был командующим Балтийским флотом и действовал с переменным успехом. Были и победы, были и поражения. Но Россия в это время воевала с Турцией, и значительная часть кораблей Балтийского флота действовала против турок в Средиземном море. Тем не менее, ослабленный Балтийский флот не позволил шведам захватить господство на море. Екатерина оценила действия Чичагова, наградив его орденом Святого Георгия 1 степени. Граф Алексей Григорьевич Орлов деятельный участник переворота 1762 года и младший брат фаворита Екатерины Григория Григорьевича Орлова. Никогда не служивший на флоте Орлов, был назначен командующим русской средиземноморской эскадрой, которая в 1770 году разгромила турецкий флот в Чесменском сражении. В какой степени можно считать Орлова творцом этой победы – большой вопрос. Большая Советская Энциклопедия в статье «Чесменский бой 1770» отвечает на него так: «...рус. флот… под командой графа А.Г.Орлова (фактически командовал адм. Г.А.Спиридов)…». Пожалуй, фигуры Чичагова и Орлова можно считать наиболее спорными среди девяти соратников императрицы. Тем более, что в ту эпоху русский флот прославило целое созвездие знаменитых адмиралов.

Отмечу, что семь из девяти персонажей (кроме Дашковой и Чичагова) присутствуют и на памятнике «Тысячелетие России».

Микешин, будучи живописцем, а не скульптором, создал общую концепцию монумента и сделал подробные рисунки всех десяти фигур и других деталей памятника. Статую Екатерины изваял скульптор Матвей Афанасьевич Чижов, работавший вместе с Микешиным над памятником «Тысячелетие России». Фигуры вокруг пьедестала создал другой скульптор - Александр Михайлович Опекушин, будущий автор памятника Пушкину в Москве на Страстной (ныне Пушкинской) площади.

Памятник был заложен в день святой Екатерины 24 ноября 1869 года и торжественно открыт ровно через четыре года 24 ноября 1873 года.

Огромные глыбы гранита, из которых сложен пьедестал, на баржах доставили из Карелии к пристани около Летнего Сада, а от пристани к месту установки привезли по переносной железной дороге. По мере движения вагонетки с гранитными глыбами, рельсы позади вагонетки разбирали и собирали спереди. Эта переносная железная дорога была изготовлена на заводе Сан-Галли.

После установки памятника сквер перед Александринским театром стал называться Екатерининским. В разговорной речи часто употребляется название «Катькин садик». А площадь со сквером и памятником сменила несколько названий. Она была Аничковской (по Аничкову дворцу), Александринской, Театральной, и только в 1923 году стала площадью Писателя Островского в честь драматурга Александра Николаевича Островского, чьи пьесы ставились в Александринском театре. Вскоре слово «писатель» выпало из названия. Интересно, что Островский и Микешин были хорошо знакомы и даже дружили.

В Петербурге есть ещё как минимум два памятника Екатерине II. Один из них стоит в Пушкине рядом с возрождённым Екатерининским собором. Автор памятника Владимир Эмильевич Горевой.

-10

Второй памятник, совсем малоизвестный, находится в Польском саду (сад усадьбы Державина на Фонтанке). Его автор Александр Николаевич Бурганов. Судя по фотографиям в интернете, скульптуру несколько раз перемещали в пределах сквера. В 2022 году я застал скульптуру, стоящей в дальнем углу, за какой-то хозпостройкой.

-11

Публикации моего канала перечислены здесь.