Франц Сан-Галли, немец из Пруссии с итальянскими корнями, приехал в Петербург в 1848 году. В России его стали называть Францем Карловичем. Он устроился бухгалтером на первый в России литейно-механический завод Чарльза Берда. Проработав у Берда почти десять лет, и набравшись опыта, Сан-Галли решил основать собственное дело - мастерскую по изготовлению металлических изделий. Для этого он купил участок земли между Лиговским каналом (теперь Лиговский проспект) и путями Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. Тогда это была далёкая глухая окраина Петербурга, занятая капустными огородами.
Выбор этого места был дальновидным решением. Близость железной дороги со временем оказалась конкурентным преимуществом. Николаевская дорога стала для Сан-Галли постоянным заказчиком.
Однако, первые три года работы Сан-Галли едва сводил концы с концами. Но потом дело пошло на лад, и очень быстро мастерская превратилась в процветающий «Чугунолитейный и механический завод», на котором работало несколько сотен человек, и который получал заказы императорского двора. Важную роль в становлении предприятия Сан-Галли сыграл заказ на восстановление дворцовой церкви в Царском Селе. В 1863 году Воскресенская церковь Екатерининского дворца сгорела. Деревянные каркасы купола и главок были полностью уничтожены огнём. Решено было новые каркасы сделать металлическими. За эту работу взялся Сан-Галли. Желая, во что бы то ни стало, получить этот заказ, он назначил очень низкие, заведомо убыточные для завода цены, получил заказ и не прогадал. Успешное выполнение этой работы сделало завод Сан-Галли широко известным и обеспечило приток новых заказов. Не зря говорят, что репутация стоит дорого!
Завод Сан-Галли известен в первую очередь красивыми чугунными решётками, воротами, козырьками, и другими металлическими архитектурными деталями, немалое количество которых сохранилось до наших дней по всему городу. Но основной продукцией завода всегда были самые обычные изделия массового спроса, такие как трубы для водопровода, канализации и отопления, печи, камины, металлическая мебель, гири. Завод имел значительный опыт в производстве крупных металлоконструкций, которые тогда начали активно использовать в строительстве. Выпускал завод и сложные механизмы, такие как паровые машины, лифты, подъёмные краны, весы, паровые катки для строительства дорог и многое другое. В частности, на заводе Сан-Галли впервые начался выпуск чугунных радиаторов парового отопления. Считается, что Франц Карлович лично изобрёл хорошо знакомые нам чугунные батареи. Сан-Галли вообще стремился внедрять на своём заводе всё новое и прогрессивное.
Со временем завод получил почётное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» и право изображать на своих изделиях герб Российской империи.
Сан-Галли был не чужд общественной деятельности и состоял членом Городской Думы. В этом качестве он, например, инициировал строительство в Петербурге первой сети общественных туалетов. При этом Франц Карлович не забыл и себя. Оборудование для туалетов было изготовлено на его заводе.
К концу жизни (умер в 1908 году) Сан-Галли владел в Петербурге целой промышленно-городской «империей». Ему принадлежал завод на Лиговке, окружающие его дома, жилая «колония» для рабочих рядом с заводом, два магазина на Невском, а также несколько доходных домов в разных частях города.
Собственно завод располагался в глубине территории, принадлежавшей Сан-Галли. Сейчас на этом месте идёт строительство гостиницы. Вокруг завода возник целый городок. Рядом с заводом, ближе к железной дороге, размещались деревянные дома для рабочих. От этих домов ничего не осталось. А на Лиговский проспект выходят сохранившиеся особняк семьи Сан-Галли, заводоуправление и проходная, два жилых дома инженеров и служащих завода, а также сад, отделённый от проспекта знаменитой чугунной решёткой.
Центром того, что сохранилось от городка Сан-Галли на Лиговском проспекте, является сад Сан-Галли. «Сад» слишком громкое название для, в общем-то небольшого и ничем не выдающегося сквера, каких в городе десятки.
Сад получил общегородскую известность благодаря замечательной решётке, которая отделяет зелёные насаждения от Лиговки. Узор решётки просто завораживает. Ворота стилизованы под силуэт русской избы. Автором решётки стал архитектор и художник Иван Иванович Горностаев. Изготовлена решётка, разумеется, на заводе Сан-Галли. Почти весь 2014 год решётка находилась на реставрации и вернулась на место обновлённой.
В саду сразу у входа установлен фонтан «Рождение Афродиты». Этот фонтан изначально стоял в зимнем саду особняка Сан-Галли, а в 1930 году его перенесли в сад на открытом воздухе. Фигура Афродиты была отлита из чугуна опять-таки на заводе Сан-Галли. Она была покрыта слоем гальванической меди, что для закрытого помещения совершенно нормально. Но попав под ленинградские дожди, скульптура начала постепенно разрушаться из-за коррозии чугуна и отслаивания меди. В 2000 году скульптуру убрали из сада, отреставрировали и сейчас она находится в здании Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП). А в саду Сан-Галли в 2022 году установили новую бронзовую копию скульптуры.
Слева от сада (если смотреть с Лиговского проспекта) стоит особняк (Лиговский проспект, дом 60-62), в котором жил сам Франц Сан-Галли с семьёй. Особняк построен в 1869-1872 годах по проекту архитектора Карла Карловича Рахау. Но общий план здания начертил сам Сан-Галли. В советское время в особняке размещалось заводоуправление завода «Буммаш». Сейчас роскошные интерьеры восстановлены частным инвестором, и одно время (очень недолго) туда даже водили экскурсии. Позади особняка строится современное здание гостиницы и можно предположить, что особняк станет её частью.
Справа от сада стоит здание (Лиговский, 64-66), построенное в 1881 году для руководства и инженеров завода и родственников Франца Сан-Галли. Часть квартир сдавали богатым арендаторам. Здание в плане имеет форму буквы П, и стоит «боком» к Лиговскому проспекту. Главный, наиболее нарядный фасад с портиком выходит в сад. Прямо перед этим фасадом расположен фонтан.
Слева от особняка Сан-Галли стоят два небольших дома 60-62Б и 60-62Д по Лиговскому проспекту. В них размещалась контора завода и вспомогательные службы. Ворота между этими домами украшены двумя небольшими чугунными фигурками. Одна изображает Меркурия, бога торговли. Вторая, по мнению одних, Гефеста, бога огня и искусного кузнеца, а, по мнению других – просто мальчика-кузнеца. К сожалению, эти скульптуры давно уже укрыты деревянными футлярами.
Далеко за садом, на другой стороне улицы Черняховского (во времена Сан-Галли она называлась Предтеченской) сохранилось ещё одно здание завода. Там размещался сначала заводской газгольдер, а затем склад деревянных моделей продукции завода. Здание имело форму шестигранника, и называлось «Гайкой». Сейчас здание перестроено и там, насколько я понял, расположено что-то вроде музыкального салона.
За Гайкой располагался жилой городок завода с деревянными домами для рабочих. Он доходил до путей Николаевской железной дороги.
Сан-Галли принадлежали два магазина на Невском в домах 8 и 60. Там продавалась продукция завода.
Кроме городка на Лиговке, где находился завод и окружающие его постройки, Сан-Галли владел ещё большим участком земли на Петровском острове, расположенном вдоль правого берега Малой Невы между Васильевским, Петроградским и Крестовским островами. Во времена Сан-Галли это была дачная местность и Франц Карлович построил здесь, выражаясь сегодняшним языком, коттеджный посёлок, дома в котором предназначались для сдачи богатым арендаторам. До наших дней сохранилась только водонапорная башня с жилым флигелем. На башне видна надпись: «1899. Городокъ Санъ-Галли». Адрес башни Ремесленная улица, 6.
В следующий раз я расскажу об изделиях завода Сан-Галли, которые сохранились в нашем городе.
Публикации моего канала перечислены здесь.