Качественное топливо — ключ к эффективной работе двигателя. Однако, даже следуя рекомендациям производителя, вы всё равно можете столкнуться с риском заправиться некачественным горючим. Это может произойти, если владельцы автозаправочных станций используют контрафактные поставки. Также не исключены случаи разбавления топлива в процессе хранения или транспортировки.
Использование некачественного топлива может существенно повлиять на работу системы двигателя внутреннего сгорания. Это может привести к необходимости капитального ремонта.
Способы выявления некачественного бензина после заправки
Существует несколько признаков, указывающих на заправку некачественным топливом в вашу систему.
Неровная работа двигателя
Некачественное топливо может проявить свои негативные эффекты уже на первых метрах движения. Если при ускорении вы замечаете стуки, это может свидетельствовать о детонации. Это означает, что загорание топлива происходит преждевременно. В результате детонации автомобиль движется рывками, а обороты двигателя становятся нестабильными. Все эти явления свидетельствуют о серьезных нарушениях в работе мотора.
Снижение показателей динамики автомобиля
Иногда после заправки некачественным топливом водитель не сразу замечает серьезных изменений в поведении автомобиля. Однако одной из первых проявлений становится ухудшение отзывчивости: реакции машины на нажатие педали газа становятся вялыми и не столь динамичными. Кажется, что двигателю не хватает мощности.
Темный дым из выхлопной трубы
Главные факторы появления черного дыма из выхлопной трубы:
- Использование некачественного топлива;
- В составе горючего содержится слишком много присадок, несовместимых с вашим двигателем;
- Произошла путаница между бензином и дизельным топливом.
Наиболее распространенной причиной является именно некачественное топливо. Черный дым возникает из-за неполного сгорания смеси, в результате чего часть ее выбрасывается вместе с отработанными газами.
Если в бензин попала вода, это может изменить цвет дыма — он станет белым и будет напоминать пар.
Повышенный расход топлива
Повышенный расход топлива возникает, когда используется низкооктановое или некачественное топливо. Если вы заметили увеличение расхода сразу после заправки, вероятнее всего, дело в бензине.
Загорела индикатор "Check Engine"
Индикатор "Check Engine" частенько загорается при возникновении неполадок с топливной смесью. Это может быть связано с использованием некачественного горючего или с высоким содержанием оксигенатов — добавок, вводимых для повышения октанового числа.
Откуда возникает плохое топливо?
Основной причиной некачественного топлива является недобросовестная деятельность некоторых владельцев автозаправочных станций. Чтобы увеличить свою прибыль, они приобретают бензин для сельскохозяйственной техники (А-80) и добавляют к нему компоненты для повышения октанового числа. Чаще всего для этого используется метиловый спирт. Несмотря на то, что метанол действительно увеличивает октановое число, он негативно сказывается на мощности двигателя из-за своей низкой теплоотдачи.
Из-за избытка кислорода в выхлопных газах электроника автомобиля начинает подкачивать больше топлива, что приводит к его перерасходу. Кроме того, метиловый спирт может привести к порче резинотехнических и пластиковых компонентов топливной системы.
Для увеличения октанового числа применяются не только метанол, но и различные добавки, все из которых негативно влияют на работу ДВС:
- Бензол. Он приводит к коррозии и ускоряет износ внутренних деталей двигателя.
- Железосодержащие ферроцены. Эти вещества способны повреждать лямбда-зонды и свечи зажигания.
- Этиловый спирт. Этот компонент может вызвать детонацию, что в свою очередь приводит к повреждениям поршней и клапанов.
- Монометиланилин. При его сгорании образуется отложение на клапанах, что ухудшает их работу и может стать причиной столкновения клапанов с поршнями.
Неправильные условия хранения и транспортировки могут привести к тому, что в бензин проникают грязь и вода. К примеру, неэффективная очистка топливных цистерн может стать причиной загрязнения горючего, и даже известные бренды не застрахованы от этой проблемы.
Это приводит к снижению мощности двигателя. При длительном использовании некачественного топлива примеси начинают оседать на внутренних частях двигателя, что значительно ухудшает его работу. Также могут возникать проблемы, если заправили авто бензином, не соответствующим требованиям.
Чтобы проверить качество топлива, можно провести простой тест: капните бензин на лист бумаги. Качественное топливо быстро испарится, тогда как жирная капля свидетельствует о наличии значительного количества примесей.
Для более точной оценки качества горючего можно использовать специальные инструменты — октанометры и ареометры, которые измеряют плотность и октановое число топлива.
Можно ли ездить на плохом горючем
Последствия загрязнения топлива различаются в зависимости от типа загрязнителей и характера их воздействия. Основные риски для бензиновых двигателей:
- Присутствие воды и грязи в бензине. Длительная эксплуатация на таком топливе может привести к повреждению форсунок и топливного насоса высокого давления.
- Искусственно завышенное октановое число. В первую очередь от этого страдают клапаны и катализаторы в системе выхлопа.
- Низкое октановое число приводит к детонационным явлениям, которые могут разрушить клапаны и поршни. Использование такого топлива очень рискованно, так как может потребоваться капитальный ремонт двигателя.
- Маслянистые, сернистые и железосодержащие добавки накапливаются на внутренних компонентах двигателя внутреннего сгорания. Это может привести к ухудшению его работы всего за несколько недель, и потребуется разбирать мотор для замены поврежденных деталей.
Что касается дизельных двигателей, последствия следующие:
- Керосин или бензин в дизельном топливе. Это значительно ускоряет коррозию двигателя и сокращает срок службы блока цилиндров и других ключевых элементов.
- Газолин и сернистые добавки в дизельном топливе могут вывести из строя топливные насосы дизельных двигателей.
В долгосрочной перспективе любое загрязнение топлива ведет к проблемам в работе двигателя. Поэтому, если вы заметили, что заправились некачественным горючим, стоит немедленно принять меры.
Как решить проблему заправки
В большинстве ситуаций автомобиль способен двигаться даже на некачественном бензине. Однако в этом случае двигатель будет функционировать неправильно. Например, в одном случае можно достаточно успешно доехать до дома на плохом топливе, в то время как в другом — движение необходимо немедленно остановить и вызвать эвакуатор.
Рассмотрим возможные решения распространенных проблем с топливом:
- Проблема детонации. Если ваш бак не полный, достаточно заехать на проверенную заправку и долить качественного бензина. В случае полного бака придется полностью слить топливо и тщательно промыть топливную систему.
- Тёмный выхлоп, увеличенный расход топлива и недостаточная мощность двигателя при прочих нормальных показателях. Можно довести контрафактное горючее до конца и впредь избегать этой автозаправочной станции.
- Дёргание автомобиля при ускорении, глохнущий двигатель или неспособность завестись. Эти признаки указывают на наличие примесей в бензине. Рекомендуется слить содержимое бака и промыть топливную систему.
- Симптомы, описанные выше, сопровождающиеся белым дымом из выхлопной трубы. Это указывает на попадание воды в бак. В такой ситуации вы можете попробовать дожечь имеющееся топливо, но обязательно промойте систему перед тем, как залить новое горючее, и замените фильтры. Также можно использовать специальные обезвоживающие добавки, которые связывают воду и выводят её в виде пара.
Следует помнить, что такие проблемы, как нестабильная работа, детонация и внезапная остановка мотора, требуют серьезного внимания. Если после заправки двигатель демонстрирует значительные сбои, следует предпринять следующие шаги:
- Немедленно заглушить двигатель.
- Вызвать эвакуатор.
- Слить топливо из бака и направить его на экспертизу.
- Обратиться к руководству автозаправочной станции с результатами анализа.
Не пренебрегайте даже небольшими сбоями в работе двигателя. Лучше провести диагностику заранее, чем впоследствии решать вопросы капитального ремонта.