Высшая ступень развития речи - это связная речь. Что стоит за этим понятием?
Языковые навыки ребёнка с развитой связной речью
- Умеет пересказать текст близко к первоисточнику.
- Владеет навыками преобразования текста: сократить, пересказать тезисно, одну часть передать полно, остальные просто пунктами плана.
- Способен составить описательный рассказ по собственному внутреннему плану. При этом описываемый объект (или субъект) может быть как перед глазами, так и во внутреннем образе ребёнка.
- Умеет составлять сюжетные рассказы по картинке или по произошедшему событию.
- Рассказ должен быть логичен, понятен и точно выражать мысли.
Желательно, но необязательно, чтобы к 7 годам ребёнок овладел навыками записи печатными буквами своего рассказа из 3-5 предложений.
Мне, как логопеду, такие записанные тексты помогут увидеть, что ещё в плане профилактики дисграфии мы должны отработать.
Первые рассказы Лаврика, записанные им самостоятельно
Лаврен хорошо работает над пересказами. Рассказ по предложенному вопросному плану составляет легко. Подошёл вплотную к описанию животных по своему внутреннему плану.
Подготовительная работа была долгой. Она велась через умение задавать вопросы:
- Сначала к отдельным словам.
- Затем к предложению в целом.
- Следующий шаг - по моим ответам догадаться о вопросе, который должен был прозвучать, но был мною опущен.
- И, наконец, вопросы стал задавать сам Лаврик.
Само собой, подразумевается огромный пласт лексической работы по накоплению сведений о животных, об их образе жизни и особенностях. Кроме наших рассказов, которые отрабатывались на уроках, Лаврик читает детские энциклопедии. Дома у него висит большая карта мира, где обозначены обитатели, характерные для разных климатических зон. Лаврен подолгу рассматривает животных, запоминает, где они живут.
Для старательных родителей, склонных к перфекционизму, подчеркну, что ребёнок 7-го года жизни не может и не должен владеть связной речью так же, как выпускник школы. Связная речь развивается всю нашу жизнь.
Так как у Лаврика изначально были большие проблемы с дифференциацией звуков, мне важно знать, насколько созрели его фонематические представления.
Фонематический слух оценивает то, что мы слышим, а фонематические представления работают, когда снаружи ничего не звучит.
С некоторой тревогой я ждала первый рассказ Лаврена. Ему на дом было задано письменно составить короткое описание любого животного.
Мне казалось, что готовый рассказ будет содержать большое количество ошибок, ведь мы договорились с мамой, что она не будет помогать мальчику.
Лаврик перевыполнил план, он написал два рассказа. Прочитав их, я была просто счастлива! Система письма сложилась. Это достойные тексты для ребёнка, которому 6 лет 8 месяцев и у которого в анамнезе присутствовал диагноз "Моторная алалия".
Перед вами первый литературный опыт моего уважаемого ученика Лаврена.
С удовольствием перечислю все плюсы этих сочинений:
- Сразу бросается в глаза красивые буквы и аккуратное оформление.
- Лаврик очень грамотно пишет.
- Сформированы звуко-слоговой анализ и синтез.
- Все слова написаны с соблюдением пропусков. Даже там, где он пытался втиснуть слово "своим" после "кормит", поставлена разграничительная вертикальная линия.
- В конце всех предложений стоят точки.
- На своих местах написаны мягкие знаки.
- Показал, что помнит правило ШИ-ЖИ.
- Держит в голове схему описательного рассказа. В одном месте попытался использовать вопрос, но спохватился и попытался стереть слово "Чем" (Это в "Пингвине").
То, над чем нужно поработать (именно для понимания этого я прошу не помогать ребёнку писать), я отмечаю в своих планах.
Лаврику НЕ указываю на ошибки, вообще не поднимаю эту тему. Здесь и сейчас важно поддержать стремление использовать письменную речь.
Мы обговорили с ним только информационные нюансы. "Вернули" пингвина на Южный полюс и рисовали на столе корову с пристегнутым к вымени доильным аппаратом. Попутно выяснили, что доят корову, потому что она относится к млекопитающим, а у пингвинов, при всём желании, вымени не отыскать, это птица и питается она рыбой.
Что я отметила в своей тетради для последующей отработки:
- Большую букву в начале предложения.
- Правила переноса слов (они как раз были в плане этого урока, немного запоздала с ними).
- Не забывать повторять слова с ШИ-ЖИ, это правило укладывается в памяти не сразу.
- Начать тему безударных гласных и проверочных слов.
- Уточнить написание буквы "И" после других гласных (мои, твои, свои). Там появляется призвук [Й], Лаврик, естественно это услышал и отобразил при написании слова "свойим".
- Ну а слово "детëнышей" не каждый взрослый напишет правильно, поэтому с Лавриком мы его просто выучим.
Теперь каждую неделю Лаврен будет писать новый рассказ. Задача мамы - напомнить ему о соблюдении только одного правила (на этот раз о заглавных буквах). Всю остальную орфографию снова оставляем на усмотрение юного сочинителя. Так и "выловим" те ошибки, которые можно без труда устранить в столь юном возрасте.
В целом я чрезвычайно довольна результатами нашего литературного эксперимента. Те глобальные проблемы с фонетикой, которые долго мешали Лаврику говорить правильно, удалось успешно преодолеть.
Всем успехов в развитии речи!