Найти в Дзене

Лаврик. Первый литературный опыт на выходе из моторной алалии

Высшая ступень развития речи - это связная речь. Что стоит за этим понятием? Желательно, но необязательно, чтобы к 7 годам ребёнок овладел навыками записи печатными буквами своего рассказа из 3-5 предложений. Мне, как логопеду, такие записанные тексты помогут увидеть, что ещё в плане профилактики дисграфии мы должны отработать. Лаврен хорошо работает над пересказами. Рассказ по предложенному вопросному плану составляет легко. Подошёл вплотную к описанию животных по своему внутреннему плану. Подготовительная работа была долгой. Она велась через умение задавать вопросы: Само собой, подразумевается огромный пласт лексической работы по накоплению сведений о животных, об их образе жизни и особенностях. Кроме наших рассказов, которые отрабатывались на уроках, Лаврик читает детские энциклопедии. Дома у него висит большая карта мира, где обозначены обитатели, характерные для разных климатических зон. Лаврен подолгу рассматривает животных, запоминает, где они живут. Для старательных ро
Оглавление

Высшая ступень развития речи - это связная речь. Что стоит за этим понятием?

Языковые навыки ребёнка с развитой связной речью

  • Умеет пересказать текст близко к первоисточнику.
  • Владеет навыками преобразования текста: сократить, пересказать тезисно, одну часть передать полно, остальные просто пунктами плана.
  • Способен составить описательный рассказ по собственному внутреннему плану. При этом описываемый объект (или субъект) может быть как перед глазами, так и во внутреннем образе ребёнка.
  • Умеет составлять сюжетные рассказы по картинке или по произошедшему событию.
  • Рассказ должен быть логичен, понятен и точно выражать мысли.

Желательно, но необязательно, чтобы к 7 годам ребёнок овладел навыками записи печатными буквами своего рассказа из 3-5 предложений.

Мне, как логопеду, такие записанные тексты помогут увидеть, что ещё в плане профилактики дисграфии мы должны отработать.

Первые рассказы Лаврика, записанные им самостоятельно

Лаврен хорошо работает над пересказами. Рассказ по предложенному вопросному плану составляет легко. Подошёл вплотную к описанию животных по своему внутреннему плану.

Подготовительная работа была долгой. Она велась через умение задавать вопросы:

  1. Сначала к отдельным словам.
  2. Затем к предложению в целом.
  3. Следующий шаг - по моим ответам догадаться о вопросе, который должен был прозвучать, но был мною опущен.
  4. И, наконец, вопросы стал задавать сам Лаврик.

Само собой, подразумевается огромный пласт лексической работы по накоплению сведений о животных, об их образе жизни и особенностях. Кроме наших рассказов, которые отрабатывались на уроках, Лаврик читает детские энциклопедии. Дома у него висит большая карта мира, где обозначены обитатели, характерные для разных климатических зон. Лаврен подолгу рассматривает животных, запоминает, где они живут.

За изучением карты Лаврен проводит много времени.
За изучением карты Лаврен проводит много времени.
Для старательных родителей, склонных к перфекционизму, подчеркну, что ребёнок 7-го года жизни не может и не должен владеть связной речью так же, как выпускник школы. Связная речь развивается всю нашу жизнь.

Так как у Лаврика изначально были большие проблемы с дифференциацией звуков, мне важно знать, насколько созрели его фонематические представления.

Фонематический слух оценивает то, что мы слышим, а фонематические представления работают, когда снаружи ничего не звучит.

С некоторой тревогой я ждала первый рассказ Лаврена. Ему на дом было задано письменно составить короткое описание любого животного.

Мне казалось, что готовый рассказ будет содержать большое количество ошибок, ведь мы договорились с мамой, что она не будет помогать мальчику.

Лаврик перевыполнил план, он написал два рассказа. Прочитав их, я была просто счастлива! Система письма сложилась. Это достойные тексты для ребёнка, которому 6 лет 8 месяцев и у которого в анамнезе присутствовал диагноз "Моторная алалия".

Первый литературный опыт Лаврика.
Первый литературный опыт Лаврика.

Перед вами первый литературный опыт моего уважаемого ученика Лаврена.

С удовольствием перечислю все плюсы этих сочинений:

  • Сразу бросается в глаза красивые буквы и аккуратное оформление.
  • Лаврик очень грамотно пишет.
  • Сформированы звуко-слоговой анализ и синтез.
  • Все слова написаны с соблюдением пропусков. Даже там, где он пытался втиснуть слово "своим" после "кормит", поставлена разграничительная вертикальная линия.
  • В конце всех предложений стоят точки.
  • На своих местах написаны мягкие знаки.
  • Показал, что помнит правило ШИ-ЖИ.
  • Держит в голове схему описательного рассказа. В одном месте попытался использовать вопрос, но спохватился и попытался стереть слово "Чем" (Это в "Пингвине").

То, над чем нужно поработать (именно для понимания этого я прошу не помогать ребёнку писать), я отмечаю в своих планах.

Лаврику НЕ указываю на ошибки, вообще не поднимаю эту тему. Здесь и сейчас важно поддержать стремление использовать письменную речь.

Мы обговорили с ним только информационные нюансы. "Вернули" пингвина на Южный полюс и рисовали на столе корову с пристегнутым к вымени доильным аппаратом. Попутно выяснили, что доят корову, потому что она относится к млекопитающим, а у пингвинов, при всём желании, вымени не отыскать, это птица и питается она рыбой.

Что я отметила в своей тетради для последующей отработки:

  • Большую букву в начале предложения.
  • Правила переноса слов (они как раз были в плане этого урока, немного запоздала с ними).
  • Не забывать повторять слова с ШИ-ЖИ, это правило укладывается в памяти не сразу.
  • Начать тему безударных гласных и проверочных слов.
  • Уточнить написание буквы "И" после других гласных (мои, твои, свои). Там появляется призвук [Й], Лаврик, естественно это услышал и отобразил при написании слова "свойим".
  • Ну а слово "детëнышей" не каждый взрослый напишет правильно, поэтому с Лавриком мы его просто выучим.

Теперь каждую неделю Лаврен будет писать новый рассказ. Задача мамы - напомнить ему о соблюдении только одного правила (на этот раз о заглавных буквах). Всю остальную орфографию снова оставляем на усмотрение юного сочинителя. Так и "выловим" те ошибки, которые можно без труда устранить в столь юном возрасте.

В целом я чрезвычайно довольна результатами нашего литературного эксперимента. Те глобальные проблемы с фонетикой, которые долго мешали Лаврику говорить правильно, удалось успешно преодолеть.

Всем успехов в развитии речи!