– Николай Максимович, в чем магия вашего искусства и кто он «зритель балета»?
– Мне кажется, что балетный театр в России – это одно из национальных искусств, по крайней мере, так было все те годы, пока я был зрителем, а потом и артистом.
Кто наш зритель? Сейчас, как мне кажется, в главные театры страны могут попасть только достаточно состоятельные люди, потому что, к сожалению, ценовая политика, она не радует меня, как зрителя. Но я должен подчеркнуть, что легкой, добыча билета, не была никогда. Другое дело, что это не стоило, как чугунный мост.
И я не поддерживаю такие цены, потому что не может билет на спектакль стоить, как месячный оклад человека – это не нормально.
Но вы знаете, пока я был артистом и танцевал в Большом театре, я не знал, что могут быть пустые места в зале. А в последнее время, когда я приходил в театр, видел, что рядами пусто. Мне было очень грустно, потому что люди, которым действительно интересен театр, не в состоянии приобрести эти билеты. А когда еще основная часть билетов у спекулянтов, мне от этого всегда грустно.
– Вы делитесь своим опытом со своими учениками, но опыт бывает, и положительным, и отрицательным. Какой самый большой урок вы получили от жизни?
– Первая моя ошибка, конечно, была еще в детстве. Все дети в чем-то несогласны со своими родителями, вот и я был несогласен. И у меня так сложилась жизнь, что я очень рано потерял родителей и я уже дольше живу без них, чем прожил с ними.
Уже повзрослев, я понял, какой я был невнимательный, как я был не прав, но извиниться уже было не перед кем.
И потому, сейчас, когда я понимаю, что не прав, я стараюсь побыстрее извиниться перед человеком, потому что никто не знает, что будет завтра.