По мере того как ИИ выпускает поток контента, законодатели моды будут отсеивать пресное от гениального.
Картина английского ученого-компьютерщика Алана Тьюринга, считающегося «отцом искусственного интеллекта», была продана на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке в ноябре 2024 года более чем за 1 миллион долларов. Художником был человекоподобный робот с искусственным интеллектом по имени Ai-Da.
Ai-Da является продвинутым примером, но инструменты искусственного интеллекта быстро демократизируют творческий процесс, а это означает, что каждый может создать достойные изображения или раскрутить мелодию, даже не научившись рисовать или играть на инструменте. Внедрение искусственного интеллекта происходит быстрыми темпами: 43% людей во всем мире использовали генеративные инструменты для создания произведений искусства, а более трети людей делали то же самое для создания музыки. В эту эпоху генеративного творчества «художники» с искусственным интеллектом, такие как Ai-Da, провоцируют дилемму.
Если машины берут на себя творческий процесс, что это означает для людей-художников? Некоторые считают, что появление ИИ стирает границы между создателем и куратором. Там, где когда-то художникам и творцам требовались ремесленные навыки, теперь роль художника все больше сводится к вкусу, курированию и утонченности — он становится лицом, принимающим решения, который направляет и подсказывает инструменты.
В статье на своем веб-сайте лидер дизайна Энди Бадд утверждает, что переход от создателя к куратору неизбежен. Дизайнеры, по его словам, «все чаще будут рассматриваться как арбитры вкуса и этики в ландшафте, где каждый может создать дизайн, но не каждый может различить, что делает его значимым».
На AI Summit 2024 в Лондоне группа художников собралась на сцене, чтобы обсудить авторство перед лицом таких инструментов. Музыкальный продюсер из Лос-Анджелеса Фернандо Гарибай сказал: «Мы должны отделить нашу идентичность от нашей продукции... это больше не будет служить нам». Музыкант Дэниел Бедингфилд, который вживую продемонстрировал, как легко создавать музыку с помощью таких инструментов искусственного интеллекта, как Udio согласился, предсказав, что «все мы вот-вот подвергнемся индивидуальной и коллективной смерти эго».
Мультидисциплинарный художник, инженер и философ Али Хоссейни выступил на той же панели AI Summit. Он не согласен с тем, что искусственный интеллект низведет художников до кураторской роли. «Доступ к крафту теперь становится проще получить с помощью цифровых инструментов, но только на цифровых носителях», — говорит он VML Intelligence. «И давайте помнить, что жизнь не происходит только в Интернете». Как он отмечает, мы все в любом случае теперь законодатели вкусов, благодаря социальным сетям. Он также задается вопросом, является ли машинная работа подлинно творческой. «Статистический вывод — это не творчество. На пике творчества мы хотим получить свежий опыт — грувы, биты, стили и образы, которых мы раньше не видели. Я думаю, что мы будем придавать большее значение импровизации, несовершенству и поиску нового поворота в вещах».
Мнение Хоссейни отражает недавнее разочарование художников в связи с нарушением авторских прав. В музыкальной индустрии бушуют судебные иски, поскольку Sony Music, Warner Records и Universal Music Group подали в суд на пару музыкальных стартапов с искусственным интеллектом, которые, как утверждалось, обучали свои модели на защищенных материалах. Звукозаписывающие лейблы требуют от Suno AI и Uncharted Labs Inc, разработчика Udio, вероятного возмещения убытков в размере 150 000 долларов за каждое нарушение.
Только 37% людей говорят, что они с удовольствием купили бы музыку, исполненную искусственным интеллектом, а не людьми.
ИИ позволит большему количеству людей творить, но это не уменьшит роль подлинных творцов, говорит Хоссейни. «ИИ демократизирует творческое производство, но это всего лишь инструмент, хотя и такой, который дает больше возможностей людям, чем кисти или электрогитары. Я думаю, что творчество, определяемое как создание чего-то нового, останется прерогативой людей, обладающих огромной мотивацией, драйвом и врожденным талантом». В конечном счете, по его словам, он настроен оптимистично: «ИИ — это всего лишь инструмент, и амбиции людей всегда опережают их ресурсы. С помощью ИИ можно сделать больше, но люди всегда хотят еще большего. У нас будут те же самые люди, которые будут больше работать с новыми инструментами.
Где будет необходимо курирование, так это в просеивании потока продукции, который неизбежно возникнет в результате доступности новых инструментов. Аудитории уже надоели рекомендации, сгенерированные алгоритмами, которые, по мнению некоторых, имеют гомогенизирующий эффект, заставляя всех нас тяготеть к одним и тем же вкусам. Появятся цифровые законодатели вкуса, которые помогут нам ориентироваться в «визуальном истощении» или «эпохе среднего».
Джон Карни — генеральный директор Warm Storm, компании, которая помогает брендам с социальными кампаниями. Он считает, что мы находимся на старте кураторской экономики. «Инфлюенсеры предоставляют своей аудитории уникальный взгляд на конкретные культурные ниши», — говорит он. «Экономика влиятельных лиц, которая в настоящее время оценивается в десятки миллиардов, превзошла традиционных голливудских или телевизионных знаменитостей в качестве источника вдохновения и руководства. Роль инфлюенсеров не только не исчезает, но и развивается и становится все более изощренной».
Почему это интересно
Не подтолкнет ли ИИ людей к роли куратора, а не создателя? Многое зависит от вашего определения креативности. Тем не менее, будет расти аппетит к неожиданностям со стороны законодателей вкусов, экспертов и знатоков, от аудитории, которая чувствует себя в ловушке образа жизни, навязанного им алгоритмом.