Как известно, в конце 1945 – начале 1946 гг. на железные дороги Советского Союза поступили десять трёхвагонных дизель-поездов, построенных заводом Ганц в Будапеште. Каждый поезд имел по концам моторные вагоны, средний вагон был прицепным. Эти поезда получили в МПС обозначения с ДП1 по ДП10. Данные дизель-поезда были спроектированы и изготовлены ещё до начала военных действий в странах Европы. Изначально они должны были работать в Аргентине, на колее 1000 мм, где им уже было выбрано название «Розария».
У моторных вагонов за кабинами управления располагалось машинное отделение с дизелями. Далее у одного из вагонов шли: отделение для почты, кухня, тамбур буфет, пассажирское помещение с 44 мягкими местами, туалет и умывальник. У другого моторного вагона за машинным отделением шли: помещение для багажа, тамбур, четыре купе на 6 мягких мест в каждом и туалет. В прицепном вагоне между двумя тамбурами располагались: помещение с 40 мягкими местами, туалет и пассажирское помещение с 48 мягкими местами. Общее число мест в поезде равнялось 156.
Согласно книге В.А. Ракова, с завода Ганц все дизель-поезда поступили в депо Раменское Московско-Рязанской железной дороги, а из него, уже в 1946 году были переданы на Закавказскую, Орджоникидзевскую, Среднеазиатскую и Ташкентскую железные дороги.
В локомотивное депо Минеральные Воды Орджоникидзевской (ныне Северо-Кавказской) поступило три дизель-поезда ДП, которые с середины июня 1946 года вышли на направление Кисловодск – Сочи. Расстояние между городами в 569 километров поезд преодолевал примерно за 13 часов 30 минут.
В газете «Ставропольская правда» в номере от 19 июня 1946 года к открытию сообщения была опубликована заметка, которую отсканировал Вадим Горбачев, за что ему большое спасибо. В заметке, в частности, говорилось:
«На днях на направлениях Кисловодск – Сочи – Кисловодск начнут курсировать скоростные пассажирские дизельные поезда. Каждый такой поезд состоит из трёх серебристых комфортабельных вагонов обтекаемой формы. В поезде 156 очень удобных мягких мест, в которых пассажиры могут принять полулежачее положение. К услугам пассажиров буфет и кухня с газовой плитой. Тут же багажное и почтовое отделения.
Оборудование моторного отделения поезда состоит из двух дизель-моторов по 310 лошадиных сил каждый. Такие двигатели дают возможность развивать скорость до 110 километров в час. Запас горючего рассчитан на 800 километров пути. Внутри дизель-поезда прекрасно оборудованы электросветом, впереди моторного вагона установлен сильный прожектор, свет которого будет виден за несколько километров.
В первый рейс из Кисловодска в Сочи поезд поведёт машинист-инструктор тепловозного депо Москва – Курская техник лейтенант Валентин Петрович Белов».
Дизель-поезда ДП проработали на линии Кисловодск – Сочи ровно один год и были отменены летом 1947 года из-за малого количества желающих воспользоваться его услугами. Подвижной состав при этом бы передан на Закавказскую железную дорогу.
О работе венгерских дизель-поездов вы можете узнать на канале Паша Машинист:
А также из моей предыдущей статьи.
Дизель-поезд ДП: дедушка «Сапсана»
Спасибо за внимание.