Возможно, больше всего в работе машиниста-инструктора мне нравиться обучать людей. Помогать, объяснять, подсказывать, направлять людей в нужное русло. Но это, наверно, и самое сложное в этой профессии.
Работая машинистом, всегда старался выполнять свои целевые показатели. Мне нравилось, что результат моей работы был виден, после поездки я мог проанализировать, понять выполнил ли я тех. скорость, экономию топлива, график движения. Обдумать это, сделать какие-то выводы, что-то подкорректировать в будущем.
Став машинистом-инструктором, первое что я хотел, нащупать в работе моменты, в которых она может быть ощутима. Для меня это важно, потому что бюрократическая сторона работы инструктора в виде постоянных отчетов, рапортов, матриц меня угнетает.
Когда я утверждался в дирекции, первый зам. Т мне сказал, что люди будут тебя слушать только если твой уровень знаний выше, чем у них. Спорное утверждение, но доля правды в нём, конечно, есть.
В плане обучения, колонна хорошо меня приняла, те кто постарше знали моего отца, и мой подход к работе, а для некоторых ребят помоложе я и до этого был определенным ориентиром. Вообще, как я понял 35 лет хорошее время, чтобы становиться инструктором. У тебя уже приличный опыт, много знаний, много сил. Ты где-то посередине между старичками и молодняком.
Я считаю, что в теоретическом плане я сильно подкован. Мой отец всегда меня учил, что машинист должен не просто знать распоряжения и правила, но и понимать где и когда они были написаны. Изучая инструкции, еще при подготовке к должности машиниста, я сперва я изучал номер и пункт распоряжения, а потом его содержание, поэтому давно я легко ориентировался что и где написано.
Огромную теоретическую базу я получил, обучаясь на второй класс в Курске в 2018 году. Мы были одним из последних наборов, который учила старая школа. Преподаватели были уважаемые работники транспорта в солидном возрасте. Они имели советскую закалку, колоссальный опыт как эксплуатационной, так и педагогической деятельности. Знающие суть работы, тончайшие детали, они понимали, как это объяснить. Когда я поехал на первый класс в 2022 году, мне было намного легче его получить, чем второй. Потому что прошло время, сменились преподаватели и требования к ученикам, а знаний у меня только прибавилось.
Когда берешься за любую работу, в первую очередь обращаешь внимание на проблемные моменты. Так вышло и с колонной, первые с кем пришлось работать были нарушители по лентам. Среди них я выделил два основных типа людей. Одни нарушали из-за недостатка знаний или внимания, другие систематические нарушители, которые халатно относятся к работе.
Самое классное, когда берешь выбираешь нарушения за определённый период, прорабатываешь их с человеком, и он перестает нарушать. Получается, результат твоей работы на лицо, но так получается не часто. Сложнее с людьми, за которыми закрепилась репутация косячников, сигнал они не проезжают, но имеют по 15-20 нарушений в год. Говорят, что нет необучаемых людей, есть плохие преподаватели или неправильный подход, хотя я считаю, что если человек не хочет учиться, ему хоть кол на голове затеши. Плюс сегодня в условиях тяжелой кадровой ситуации и отсутствия какого-то престижа люди не замотивированы, а руководители лишены некоторых рычагов давления.
После работы с лентами, я добрался до топливо-энергитических ресурсов, тоже очень интересный момент. Кто-то жгёт салярку бездумно, кто-то не умеет ездить, не хочет думать, кого-то не мотивирует поощрение за экономию. Плюс еще постоянная смена топливных норм на плечах обслуживания, и порог экономии по депо.
Когда я был машинистом, всегда вел топливный формуляр. Даже когда менялись нормы я мог сравнить насколько я хорошо проехал со своими прошлыми поездками, поэтому хорошо знал участки, умел экономить. Я точно знал, чтобы экономить, нужно быть сфокусированным на этом каждую поездку, каждый подъем, тогда и в конце месяца получиться результат.
В вопросе обучения вождению поездов у инструктора много инструментов: тренажер, целевые поездки, КИПы, тех. занятия. В колонне есть молодой парень, до которого у меня получилось достучаться, объяснить некоторые моменты, он был в пережигающих, теперь он экономит, хоть по немногу, но постоянно. Считаю это своей маленькой победой.
Еще интересный момент - технические занятия. Несмотря на наличие инструктора по обучению, я стараюсь работать со своей колонной больше сам, хотя из-за загрузки не всегда получается проводить занятия. Но я считаю, что в работе инструктора это очень важный момент, потому что обучая людей, ты учишься сам, даже зная тему, при подготовке к занятиям ты разберешь детали, а объясняя тему ещё сильнее заучишь. Возможно вы посмеетесь надо мной, но у меня есть мечта выучить ПТЭ, чтобы цитировать его наизусть.
Подводя итог, скажу, что обучать людей трудоемкий и долгий процесс, но и очень интересный. Впереди у меня еще много работы. Всем добра.
Просматривая статистику канала, заметил, что много посетителей не подписаны на мой канал. Подписывайтесь, это важно для меня, и развития моей странички. Спасибо.
Ждем вас в телеграм, там еще больше интересного о транспорте⬆️