Статья из серии - "Исправляем ошибки в мемуарах"
Военные мемуары – важный исторический источник. Однако в воспоминаниях командиров и военачальников допущено немало ошибок и неточностей. По разным причинам. Некоторые - на совести литературных обработчиков, писавших эти мемуары. Где-то цензура подчистила. Действовала и самоцензура генералов и маршалов. Надо также учитывать, что любой автор в той или иной мере субъективен: что-то подзабыл, что-то перепутал. Кроме того, у каждого фронтовика - своя правда о войне. Например, у писателей Виктора Некрасова или Василя Быкова – это окопная правда. У маршалов, естественно, – маршальская…
Это - статья 3. Ранее опубликованные статьи из этой рубрики:
Статья 1. - ЗДЕСЬ:
Статья 2 - ЗДЕСЬ:
Читаем в мемуарах А.И. Покрышкина об истории, произошедшей в мае 1944 г., с легендарным летчиком, дважды Героем Советского Союза А.Ф. Клубовым, вскоре после назначения Александра Ивановича командиром авиадивизии:
"При докладе Утину (А.В. Утин, командир авиакорпуса - авт.) неожиданно прибыли Заев (Герой Советского Союза Н.В. Исаев - авт.)(1) и Мачнев. Я с беспокойством спросил, что случилось, почему заместитель и политработник оставили дивизию без командования.
– Решил прилететь и доложить. В учебных полетах разбился командир эскадрильи Олиференко (правильно - Олефиренко И.К. - авт.). Клубов стрелял в моториста, убил его. Что делается, что делается! – качал головой Заев.
Внимательно выслушал сообщение. Исполняющий обязанности командира полка Речкалов, не дождавшись прибытия по железной дороге техсостава, начал проводить полеты. В самолете Олиференко находившаяся в хвостовом отсеке сумка с инструментом нарушила центровку. В учебном воздушном бою истребитель сорвался в плоский штопор. Летчик делал все, чтобы спасти самолет. Выбросился из него он лишь у самой земли. Парашют не успел раскрыться полностью и Олиференко погиб. После его похорон, по дороге в общежитие Клубов поссорился с мотористом и выстрелил в него из пистолета...". (Покрышкин А. И. Познать себя в бою. М. Центрполиграф, 2006).
Справочно. Гвардии капитан Клубов Александр Федорович родился 18 января 1918 года в деревне Окороково Вологодского уезда Вологодской губернии.. Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945, посмертно), заместитель командира авиаэскадрильи, а затем помощник командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка. Всего совершил 457 боевых вылетов, провел около 100 боев, сбил лично 31 самолёт противника и 3 – в составе группы. (по другим данным - в составе группы сбил 19 самолётов противника). Погиб 1 ноября 1944 года при посадке нового самолета «Ла-7» на аэродроме Сталева - Воля в Польше (колесо попало в небольшую яму, и самолет скапотировал).
В рассказах очевидцев события, предшествовавшие инциденту 10 мая 1944 года, совпадают даже в деталях. Все действительности началось с трагедии. После перебазирования 16-го авиаполка на новый аэродром его командир Г.А. Речкалов, не дождавшись прибытия техсостава, разрешил учебные вылеты. В одном из них погиб командир эскадрильи Иван Олефиренко. После его похорон Речкалов организовал на своей квартире поминки, по окончании которых Александр Клубов, возвращавшийся в нетрезвом состоянии в общежитие, столкнулся с солдатом-мотористом. Между ними произошла ссора, в ходе которой летчик выхватил пистолет и выстрелил в моториста. А вот дальше идут разночтения:
- солдат погиб, но дело "замяли";
- солдат был лишь ранен;
- выстрел был произведен поверх головы моториста и пуля его не задела...
Разночтения хорошо заметны и в мемуарах самого А.И. Покрышкина. Если мы сопоставим отредактированный текст его книги «Познать себя в бою», изданной в 1986 году (М. ДОСААФ, 1986) с книгой, вышедшей в 2006 году без купюр - авторский вариант - (М. Центрполиграф, 2006), то увидим существенные отличия (жирным шрифтом выделены фразы из последнего издания):
"...такого отличного воздушного бойца, как Клубов, было жаль (…надо спасти от штрафной роты)";
Из разговора Покрышкина со следователем:
"— Товарищ подполковник, все выяснилось. Клубов не стрелял (Клубов никого не убивал) и никаких потерь нет.
"В беседе с мотористом выяснилось, что он сам виноват в ссоре. Не рассмотрел в темноте офицера, нагрубил ему. Клубов проявил ненужную запальчивость, выстрелил вверх (выстрелил над его головой).
Из разговора Покрышкина с прокурором:
"- Вот, почитайте приказание об аресте Клубова за убийство моториста. Вы просите его не судить, и я с вами согласен, но мне приказано доложить в Москву о его наказании за хулиганство (приказано доложить в Москву о его наказании. Лучший выход – осудить его за стрельбу без жертв, как за хулиганство, на один год условно, а потом мы судимость с него снимем)».
Как видим, разницу заметить не сложно - такие словосочетания, как не стрелял и не убивал, или - выстрелил вверх и выстрелил над головой – несут, мягко выражаясь, разную смысловую нагрузку. Ну а поскольку последнее издание книги А.И. Покрышкина вышло в авторском варианте и, следовательно, этот текст, надо полагать, более точен, то закрадывается мысль, что Клубов стрелял все же не в воздух. Подтверждение этой мысли и несколько других существенных деталей можно найти в другой книге А.И. Покрышкина «Небо войны».
Во-первых, в этой книге Покрышкин пишет, что Исаев, докладывая ему о происшествии, заявил: "Ребята выпили с горя, забузили, и он во время ссоры убил механика из соседнего полка».То есть, в интерпретации Исаева Клубов не случайно столкнулся ночью с мотористом, а была какая-то «буза», в ходе которой все и произошло.
Во-вторых, Покрышкин более отчетливо пишет здесь об осознании им того факта, что, «если Клубова пошлют в штрафную роту, он оттуда не вернется». В такой ситуации Александр Иванович вполне мог предпринять какие-то меры по спасению друга. Намекнуть, например, следователю (в этой книге он не капитан, а старший лейтенант – авт.), что «во всяком преступлении, очевидно, есть смягчающие вину обстоятельства». И об этом, заметим, Покрышкин говорит следователю еще до того, как ему стало известно, что потерпевший выжил. И, может быть, по той же причине в одной книге Покрышкина капитан-следователь говорит ему: «Товарищ подполковник, все выяснилось». А в другой, тот же следователь, но уже старший лейтенант, заявляет: «Все в порядке, товарищ комдив», что можно трактовать более широко. В том числе и так: все в порядке, вопрос улажен.
Далее цитируем самое главное:
«Я попросил юриста пойти со мной, показать механика, которого уже похоронили в донесении прокурору. Вот и он. Да, в перепалке с горячим Клубовым механик немного пострадал.
— Я сам виноват, товарищ комдив, — раскаивался механик. — Поскандалил с ним, ну и попало»(2)
Это единственное место в книге «Небо войны», где ее автор прямо пишет о причинении «горячим» Клубовым телесных повреждений авиамеханику. И причинил он ему эти повреждения, судя по всему, не кулаками, а в результате выстрела из пистолета. В этом случае вполне логичной выглядит позиция прокурора фронта, который настаивал на осуждении Клубова. Он действительно был виновен и обоснованно осужден трибуналом. Суд приговорил А.Ф. Клубова к 6 годам исправительно-трудовых работ, с отбыванием наказания в своей части - за совершение хулиганских действий, учиненных им в состоянии алкогольного опьянения и выразившихся в причинении потерпевшему мотористу телесных повреждений.
Кроме А.И. Покрышкина, книги о летчике-асе А.Ф. Клубове написали еще несколько авторов(3). Но лишь у Александра Табаченко в книге "Покрышкинский авиаполк. Нелакированные победы" обстоятельства того трагического вечера изложены, в основном, также как и в приговоре трибунала:
«10.05.1944 в 24.00 в помещение общежития технического состава полка после отбоя через час вошел командир эскадрильи 16-го гиап капитан Клубов и стал предъявлять необоснованные ничем претензии по поводу того, кто, где должен спать, в частности, к мастеру по вооружению сержанту Смирнову. Последний объяснил, что он должен спать здесь, тогда капитан Клубов, вынув пистолет ТТ из кобуры, произвел выстрел в том направлении, где спал сержант Смирнов. В результате произведенного выстрела пуля попала в лобовую часть и сделала сквозную рану в области виска. Сержант Смирнов получил тяжелое ранение и направлен в госпиталь г. Ямполь».
Это - текст донесения, составленного штабом 508-го истребительного авиаполка, в котором служил сержант Александр Дмитриевич Смирнов – мастер по авиационному вооружению. Донесение было направлено в управление 205-й иад...
(1)Из мемуаров А.И. Покрышкина известно о серьёзном и продолжительном конфликте между ним и Н.В. Исаевым.
(2) Покрышкин А.И. Небо войны. М.: Воениздат, 1980.
(3)См., например - М.С. Буханов «Александр Клубов - советский летчик» М., 1957; Л.А. Хахалин «Парень с карбюраторного» Л., 1967; А.В. Тимофеев. Советский ас Александр Клубов. М. 2012, и др.