Свою профессиональную деятельность я задумала ещё в далёком 2014 году, буквально обучаясь в 7-м классе. Вот как-то выстрелило, хочу строить дороги и хочу именно в Строительный институт в Тюмени. В голове уже рисовались картинки, что и как будет в будущем....И вот спустя уже 10-11 лет понимаю, а ведь мысли материализуются!
А теперь ближе к с сути. Дабы усваивать и закреплять в голове всю новую информацию, да и вообще знакомить не совсем посвящённых в вопросах дорожного строительства людей - решила завести отдельную тему, где периодически можно рассказывать о разных частях нашей работы. Скажем так, предлагаю погрузиться в нашу атмосферу!
Одна из первых тем, с которой я столкнулась в своем нынешнем обучении - это устройство песчаного подстилающего слоя - ППС (ну или как у нас зачастую принято называть, дополнительный слой основания) из песка или песчано-гравийной смеси. А теперь по порядку.
С чего начинается любое строительство? Допустим, что у нас на руках уже имеется вся проектная и рабочая документация, мы понимаем что нам необходимо. И тогда в первую очередь соображаем, а какой же материал нам необходим?
Все требования к материалам прописываются в рабочей и нормативно-технической (ГОСТы и т.п.) документации. А требования будут зависеть от функции, которую выполняет наш слой.
ППС выполняет следующие основные функции:
1. Морозозащитные;
2. Дренирующие;
3. Теплоизолирующие.
Перед устройством слоя строительной лабораторией обязательно проводится входной контроль применяемого материала и оформляется протокол о его соответствии, ну или же несоответствии.
Если используется песок, то проводим испытания в соответствие с ГОСТ 8736-2014, а на ПГС - ГОСТ 23735-2014 (песчаная часть смеси так же испытывается, как песок).
В ходе входного контроля определяем следующие основные параметры:
1. Влажность материала (переувлажненный материал необходимо осушать, а недостаточная влажность компенсируется во время производства работ поливом);
2. Насыпная плотность (плотность материала в рыхлом состоянии, используется для расчетов);
3. Оптимальная влажность и максимальная плотность (те самые параметры, к которым мы стремимся в конструктивном элементе - ППС);
4. Коэффициент фильтрации - показывает дренирующую способность нашего грунта;
5. Зерновой состав (по которому материал классифицируется) + содержание пылевидных и глинистых частиц (допуск до 5 %);
6. Содержание глины в комках.
и другие...как правило, вытекают либо из указанных, либо реже определяются.
Если наш материал успешно проходит входной контроль, то мы приступаем к устройству подстилающего слоя.
Основные технологические операции в процессе производства работ:
1. Транспортировка и отсыпка применяемого материала автосамосвалами;
2. Распределение материала на расчетную ширину и толщину бульдозером;
3. Предварительное уплотнение катками;
4. Окончательная планировка автогрейдером;
5. Окончательное уплотнение катками.
Для успешного производства работ мастеру необходима следующая информация:
1. Геометрические параметры конструктива;
2. Коэффициент запаса на уплотнение (величина осадки слоя из рыхлого в плотное состояния, определяется во время первой работы с текущим материалом);
3. Акт пробного уплотнения (для понимания требуемого режима уплотнения для достижения требуемой плотности, определяется во время первой работы с текущим материалом)
Важные моменты:
1. Перед началом производства работ обязательно необходимо выполнять водоотвод!
2. Отсыпку материала производить только на полностью готовый и освидетельствованный слой земляного полотна!
3. Перед началом работы мастер и геодезист отвечают за отметку низа рабочего органа (нож, отвал) при помощи нивелира от ближайшего репера!
4. Очистка материала от инородных предметов производится вручную!
5. В зимнее время следить за отсутствием мерзлых комьев! Прекращать отсыпку в снегопад и метель! Заканчивать уплотнение до смерзания слоя!
6. Следующий слой (как правило из щебеночно-песчаной смеси) должен устраиваться как можно быстрее, чтобы не допускать осушения и разуплотнения песка/ПГС!
7. Уплотнение производим с соблюдением проходов, не разуплотняя материал. Уплотняем от середины к краям с перекрытием следа 1/2-1/3 от ширины вальца!
Во время производства работ производится операционный контроль следующих параметров:
1. Ширины слоя;
2. Толщины слоя;
3. Высотные отметки по оси;
4. Поперечные уклоны;
5. Качество уплотнения (метод режущего кольца, метод замещения (нивелирование с осадкой слоя для ПГС)).
А вообще...главное, любить свое дело. И моя работа мне безумно нравится!
-