99 %, повышенная нагрузка на двигатели и один незаметный помощник Льюиса...
Ferrari была, пожалуй, главным героем начала этой недели. Она приняла участие в лондонской супер-презентации Ф1, уже на следующий день впервые вывела новый болид на трасс во Фьорано - а также предоставила журналистам возможность пообщаться с ключевыми людьми в команде. И вот что нам удалось увидеть, услышать и подметить...
Немалые перемены
Представители Ferrari называют представленный на неделе автомобиль “совершенно новым”. Среди тех, кто любит разбираться в нюансах конструкции болидов, наверняка найдутся те, кто поспорит с этим утверждением. Но в любом случае одно весьма радикальное изменение выделить можно - переход в передней подвеске от толкающих штанг к тянущим с целью получить больше возможностей при проработке аэродинамической конфигурации.
Как говорит Лоик Серра, отвечающий в команде за разработку шасси, прошлогодний болид в целом представляет собой неплохой фундамент для дальнейшей работы - но из варианта с толкающими штангами конструкторы уже выжали максимум и уперлись в некий потолок.
Таким образом, если буквально принимать все заявления команды, то SF-25 - совершенно новый болид, созданный в рамках прежней базовой концепции. Насколько корректна такая формулировка - по большому счету, неважно. Ключевой момент тут в том, на что рассчитывает сама Ferrari. А рассчитывает она на то, что родство нового болида с прошлогодним обеспечит отсутствие больших сюрпризов в начале сезона - и команде не придется тратить ценное время на изучение особенностей поведения машины. Плюс хорошее знание “фундамента” позволит вносить в конструкции машины более осмысленные изменения и быстрее получать эффект от них.
А для чего это все?
Наверное, уже все болельщики Формулы 1 слышали, что Лоик Серра назвал новыми 99 % деталей болида SF-25. Но был ли смысл в столь активной переработке конструкции? Ведь в 2026 году в силу вступят новые технические требования, и многие решения уже не будет смысла переносить на следующий болид. Многие команды считают, что из-за этого не стоит активно вкладываться в машину для ближайшего сезона - лучше потратить те же ресурсы на процесс разработки машины, которая выйдет на трассу через год. Многие - но не Ferrari.
Серра обосновал принятые командной решения тем, что в рамках действующих техтребований добиться прогресса можно, только если приложить серьезные усилия. И любой команде приходится выбирать всего из двух вариантов. Либо ты оставляешь машину такой же, как в прошлом году (рискуя при этом провалиться, потерять несколько позиций в Кубке конструкторов и получить из-за этого меньшие призовые вылаты) - либо всерьез занимаешься доработкой болида. Да, эта доработка не приведет к революционным сдвигам. Но при нынешней плотности результатов даже невидимый глазу прогресс может поменять расклад сил. Не раз люди из Ferrari упоминали, что в среднем по сезону отставание “жеребцов” от McLaren - всего три сотых секунды с круга. Выжмите из своей машины пять сотых - и вы в дамках!
Вопрос о важности первых гонок сезона
В прошлом году Ferrari сохраняла шансы на завоевание Кубка конструкторов до последнего поворота последней гонки. В этом сезоне, по мнению Фредерика Вассера, необходимость разрабатывать совсем другие машины для 2026 года приведет к тому, что судьба титула определится гораздо быстрее. Уже летом все силы конструкторов будут брошены на работы над новым автомобилем. Следовательно, расклад сил, который мы увидим на первых этапах сезона, скорее всего, не претерпит серьезных изменений до зимы. Может быть, что-то поменяют первые доработки, сделанные по ходу сезона - но не более того.
“Первые гонки и момент начала использования первого пакета доработок будут ключевыми, - заявляет Фредерик Вассер. - Не хочу сказать, что после этого работы с SF-25 будут остановлены, но фокус будет серьезно смещен на проект 2026 года. Хотя, конечно, многое будет зависеть от того, где конкретная команда будет находиться в турнирной таблице. Если ты проигрываешь всем секунду с круга, нет смысла ничего дорабатывать. Если ты выигрываешь у всех секунду с круга, то тоже можешь сосредоточиться на следующем сезоне. Но столь экстремальные сценарии, конечно, не кажутся мне реалистичными”.
Хэмилтон на волне позитива
У общественности была возможность весьма тщательно отслеживать начало работы Льюиса Хэмилтона в Ferrari - но первые выступления британца на публике в роли пилота Скудерии состоялись только на этой неделе. “Я работал с двумя командами, выигрывавшими чемпионаты, - ответил гонщик на вопрос, полностью ли Ferrari готова к завоеванию титулов. - Соответственно, я знаю, как выглядит команда, способная и готовая побеждать. И у Ferrari есть все ингредиенты, необходимые для победы в чемпионате. Здешние энергию и страсть вообще трудно с чем-либо сравнивать. Весь вопрос в том, чтобы сложить все слагаемые в победную комбинацию”. Вера Льюиса в свою новую команду - не только в тексте цитат, но и во всем поведении пилота. Но когда именно ожидания Хэмилтона воплотятся в жизнь - отдельный вопрос.
При этом гонщик не раз сделал акцент о том, что автомобиль Ferrari выглядит “совершенно другим” по сравнению с Mercedes. Таких впечатлений не было в момент предыдущего перехода из McLaren в Mercedes - наверное, в силу того, что на обеих машинах стояли моторы одного производителя.
Вопрос моторов важнее, чем мы думаем
Прошлый год лишний раз доказал Ferrari, что вопрос надежности нельзя пускать на самотек, даже в период заморозки конструкции тех или иных узлов и агрегатов. Мотор стал причиной схода Леклера в Монреале, плюс оба пилота получали штрафы за внеплановую замену элементов силовой установки - в отличие, кстати, от McLaren, в итоге опередившей итальянскую команду меньше чем на полтора десятка очков.
По словам Энрико Гвалтьери, руководителя моторного подразделения Ferrari, нынешний сезон станет для силовых установок серьезным испытанием на прочность. Во-первых, уровень прижимной силы неизбежно станет выше - и чтобы обеспечивать прежние скорости, моторам придется работать с большей нагрузкой. Во-вторых, Гвалтьери заявляет, что в разрешенных правила рамках (работа с программным обеспечением) Ferrari смогла сделать свои двигатели еще эффективнее. В-третьих, Скудерия хотела бы снизить длительность стендовых испытаний своих двигателей, чтобы по максимуму загрузить стенды работами по силовым установкам 2026 года. Нетрудно догадаться, что такая комбинация факторов повышает риски столкнуться с неисправностями - и чтобы выжать из ситуации максимум, надо пройти по грани.
Незаметный помощник Льюиса
Вряд ли кто-то не в курсе, что у нынешнего босса Скудерии и семикратного чемпиона мира уже есть успешный опыт совместной работы в младших формулах (подробнее можно почитать вот здесь). Но не все помнят, что в октябре сотрудником Ferrari стал человек, который был коллегой Хэмилтона совсем недавно - Жером д`Амброзио, являющийся сейчас заместителем Вассера. По словам самого бельгийского экс-пилота Ф1, разобраться с поведением машины и наладить контакт с окружающими его сотрудниками семикратный чемпион мира может без помощи со стороны. Но видеть рядом знакомое лицо (или даже лица - ведь Серра работал в McLaren, когда там выступал Хэмилтон) - это всегда полезно. Тем более, когда адаптироваться к работе в команде при ограниченном времени на тесты надо максимально быстро.
Леклер остается в зоне комфорта
Шарль Леклер, можно сказать, провел последние месяцы в тени Хэмилтона - но не видит в этом проблемы. “По-моему, это нормально, - заявил монегаск в среду. - Вокруг Льюиса всегда подымается шум”. И не похоже, чтобы Шарль кривил душой, говоря это.
По идее, Леклер должен взять свое в начале сезона, когда именно он должен быть лидером команды. Наверняка именно поэтому пилот, который проведет в составе Ferrari уже седьмой сезон, чувствует себя настолько комфортно. Он понимает, что нынешняя суета вокруг Льюиса ничего не значит и ни на что не повлияет. Он знает, что приход Хэмилтона полезен команде. Он по-прежнему чувствует поддержку со стороны Скудерии. И ему не надо разбираться в особенностях машины, так как он выступал на всех трех автомобилях, построенных в Маранелло по действующим сейчас техтребованиям.
Впечатления Леклера от первой поездки на новой машине были сформулировны кратко - и если пилот ничего не утаил, это хорошая новость для команды: “Сложно делать какие-то выводы в первый день - да еще и во Фьорано. Но ничего из ряда вон выходящего не произошло, и для первого дня это позитивный момент”.