Продолжение. Начало тут
Что же получается? Поманил кинорежиссер Федор Васильевич провинциальную фабричную девчонку Прасковью в кино сыграть Жанну Д"Арк. Любой человек, даже без специального образования, раз в жизни сможет сыграть гениально - самого себя. Вот Прасковья и сыграла. Фильм снят, премьера в лучшем московском кинотеатре, зал стоя устроил Прасковье овацию, директор кинотеатра восхищенно поясняет, что ничего лучше давно не видел.
Все Прасковью хвалят и восхищаются. И на этом всё. Начало было, а продолжения нет. Не нужна эта Прасковья современному советскому кинематографу. Специфичная она. А в чем ее специфика? А в том, что сыграла она один раз саму себя гениально, а больше такие героини и не требуются. У каждого режиссера своя обойма актёров, а Паша кто? Так, птичка залётная с фабрики. Вот ей и говорят - не нужна, мы тебе уже и билет купили, давай, обратно на фабрику. Продолжай любить искусство в себе, мы не возражаем. Но пока искусству ты не требуешься.
А кому она нужна? А оказалось только своим реченским друзьям и подружкам. Только стыдно Прасковье вот так, ни с чем, возвращаться в родной город. Стыдно, что расхвасталась, что свое слово в искусстве хотела сказать, а искусство это её лесом послало. И как теперь смотреть в глаза друзьям и подругам? Получается, что Прасковья не оправдала их надежд, поскольку в трудовой книжке нет записи, что она актер ккиностудии "Ленфильм".
Потому от стыда перед ними Прасковья сбегает другим выходом из вагона, чтобы не попасться на глаза встречающим её девчонкам. Дальше следует та самая кульминация фильма. Прасковья огородами убегает от толпы встречающих её, а навстречу ей бежит Павлик. Сначала пробежал мимо, поздоровавшись на автомате, а потом, осознав, резко возвращается.
Берет у Прасковьи чемоданы. Прасковья не знает, что и сказать, а Павлик тут ей, как ни в чем ни бывало сообщает, что все всё о ней знают, звонили на студию. Знают, что в артистки Пашу не взяли. Да пусть их, им же хуже. Правильно, что ты Паша вернулась. Мы тут все тебя любим не за то, что ты артистка знаменитая, а просто человек очень хороший. Нужна ты нам тут такая какая есть.
А дома ей уже приготовили торжественную встречу. Не зря Павлик в свое время сделал дубликат ключа от комнаты Прасковьи.
-Живая!
Это лучшая подруга Валентина радостно воскликнула. Действительно, живая, после таких переживаний шибко нервные дамочки часто травятся на почве разочарования в жизни. Но Прасковья же фабричная девушка, крепкая духовно и физически. Она всё переможет.
Шампанское льётся рекой. Все веселы, добры, торжествуют и радуются, лишь бы Прасковье было хорошо и весело.
Шампанское лилось рекой в честь Прасковьи дорогой!
И только Валентина смотрит на всё это немного искусственной веселье со слезами. Что же дальше то ждет её любимую подружку? Что же с этим искусством проклятым делать?
А потом Прасковья пошла навестить зоотехника Аркадия. И тут оказывается, что за время отсутствия Прасковьи Аркадий сделал такой финт ушами, что хоть стой, хоть падай. К сожалению в фильме по сравнению со сценарием встреча Прасковьи и Аркадия дана в урезанном виде.
Значит, в сценарии было так - приходит Прасковью к Аркадию домой. Ей открывает Зина и сообщает, что Аркадий тут больше не живет. Бросил он семью и они развелись. Прасковья встрепенулась. Появилась надежда. Но Зина тут же сообщает, что Аркадий по новой женился и живет с молодой женой, которую любит. Да и у самой Зины уже новый мужик в доме. Тут же происходит диалог, что есть в фильме, Прасковья обиженно говорит, что Аркадий бабник, ничего в любви не понимает, и что Зина его сгубила. Зина вдогонку кричит, что Прасковья дура.
А Прасковья пошла к Аркадию на новую квартиру. Постояла у подъезда. Потом пошла, села на скамейку в кустах. На скамейку к ней подсел какая-то молоденькая девушка в слезах, которая пристально стала смотреть на Прасковью. Прасковья предложила ей леденец для успокоения, но девушка встала и ушла. И тут из кустов появился Аркадий. Сообщил Прасковье, что это была его новая жена Света, которую он сильно любит. А потом уже пошел диалог, что есть и в фильме.
-Ты меня осуждаешь? Ведь осуждаешь.
- Осуждаю.
- И правильно. Барахло я! А ты знаешь, Пашка? Я ведь работник хороший. На доске почёта весю. Вешу. У меня друзей много. Не пью. Не веришь?
- Я верю тебе, Аркаша.
- Лысеть начал.
- Где? Покажи.
- Старею.
- Что ты, Аркаша! Всё равно, ты самый красивый. В тебя нельзя не влюбиться.
В общем, катастрофа у Пашки на всех фронтах. В кино не берут и Аркадий козёл оказался конченый.
Думаю, что вот эту новую женитьбу Аркадия авторы фильма убрали, чтобы уж окончательно не добивать Прасковью несчастьями.
Далее по сценарию Прасковья идет вечером на танцплощадку с подружками. Начинался фильм с танцплощадки и ею же заканчивается. И опять пижон в белых джинсах и шейном платке небрежно подваливает к Прасковье, которую никто не приглашает, и опять то самое - "Ты танцуешь? - Танцую.- А я пою." И опять смех кругом. Но на этот раз Прасковья не обижается она вдруг, идет на эстраду к оркестру и начинает петь веселую песню, пританцовывая при этом. И песню подхватывает вся танцплощадка.
И уходит из Прасковьи вся печаль и оцепенение, которое было после встречи с Аркадием. И все увидели перед собой Актрису. А песня летела дальше - через город, реку, луга и леса.
В общем вернулась Прасковья к тому что было. Будет она актрисой или не будет - неизвестно. Может фабрика отправит её учиться "на артистку", а может и не отправит. Пригласит ли её сниматься в новом фильме Федор Васильевич или нет. А вдруг он умрет от сердечного приступа в санатории. Вот в сценарии была сцена, когда Прасковья довела его до больницы с сердечным приступом, когда попыталась сбежать со съёмок. На этом в сценарии кончается фильм.
В фильме же он иной. Еще при обсуждении сценария на худсовете "Ленфильма" многие спрашивали - какую песню будет петь Прасковья, написана ли уже такая замечательная песня, что позволит раскрыться Паше как Актрисе. И основные претензии к сценарию были именно из-за финала. Как-то не монтировалась вот эта песенка на танцплощадке тем, что было показано раньше - триумф на премьере фильма о Жанне Д"Арк. Как то мелковато выглядели все сцены после эпизода с премьерой. И надо четче определиться с судьбой Прасковьи как актрисы. А то получается, что талантливая актриса брошена на произвол судьбы.
Панфилов отбивался, говорил, что ничего страшного, всё будет хорошо, финал сделаем как надо, оптимистический для Прасковьи.
В итоге эпизод с премьерой фильма перенесли и сделали финальным. Вроде как всё хорошо. Успех и ничего негативного после. И последними кадрами показывают огромную афишу
на брандмауэре дома 128 по Невскому проспекту в Ленинграде с весело улыбающейся Прасковьей в роли Жанны Д"Арк
И вместо привычного "Конец фильма" идет во весь экран титр "Начало".
Кстати, вот как сейчас выглядит это здание. Облезлая, старая стена.
Товарищи ленинградцы, которые составляют 10% читателей нашего канала, больше только москвичей - 26%, почему бы Вам не обратиться к вашим мэрам, пэрам с предложением о увековечивании этого шедевра советского кино, и в память выдающейся русской актрисы Инны Михайловны Чуриковой не выполнить на том же самом брандмауэре мурал с изображением той самой афиши, что показана в фильме?
По моему, это было бы справедливо и вполне эстетично, и мурал этот стал бы достопримечательностью города на Неве. А то вот в сентябре 2021г. года в Советском переулке между 3‑й и 4‑й Красноармейскими улицами появилась бронзовая скульптура, изображающая французскую католическую святую деву-воительницу Жанну д’Арк. Место было выбрано не случайно: неподалеку французская школа и католический собор Успения Пресвятой Девы Марии. В правой руке у пятиметровой (с учетом постамента) петербургской Орлеанской девы — знамя. На постаменте надписи на русском и французском языках, свидетельствующие о том, что памятник национальной героине Франции Жанне д’Арк (1412–1431) — это «дар французских друзей России в знак традиционной дружбы французского и российского народов». Автор монумента — французский скульптор уроженец Киева Борис Лежен, соавтор — Леонид Беркович.
А нашей, русской православной Инне-Прасковье-Жанне никакого увековечивания нет.
И немного о фильме "Жизнь Жанны Д"Арк", который после успеха "Начала" захотел снять Панфилов. Воодушевленный зрительским успехом и благожелательным отношением критиков, которые особо отметили вставные эпизоды с Жанной Д"Арк и предположили, что это практически готовый фильм, который только и осталось расширить и углубить.
Все эпизоды с Жанной из сценария "Начала" Панфилов перенес в новый сценарий "Жизнь Жанны Д"Арк". Но в производство фильм "Жизнь Жанны Д"Арк" так и не был запущен. Через тридцать лет, в 2004 г., уже будучи ярым поклонником Солженицына, Панфилов так попытался объяснить, почему начальство не дало ему снять фильм про Жанну. Как будто начальство обязано удовлетворять все хотелки режиссеров.
Вот тот же Эльдар Рязанов в 1969г. вдруг захотел экранизировать тоже на средневековую французскую тему пьесу Эдмона Ростана "Сирано де Бержерак". И главного героя по замыслу режиссера должен был играть Евгений Евтушенко. Но начальство ответило отказом. Не понравился им непрофессиональный актер Евгений Евтушенко. Сказали Рязанову ищите другого. А он в позу - только Евтушенко. А потом в своих мемуарах намекнул, что Евтушенко "запретили" по политическим мотивам, в опале он бы тогда из-за критического отношения к вводу войск Варшавского договора в Чехословакию.
Вот и Панфилов в 2004 г. намекнул, на то что не понравилось начальству
Запрета не было. Просто не разрешили постановку. Почему? Если вы читали сценарий, то сами можете ответить на свой вопрос. Жанна — христианка, глубоко верующий человек. Она видела и слышала святых. Это было неприемлемо для власти. Все остальное — уже второй и третий план. Дело в ее вере, а мы жили в атеистической стране. Разрушались церкви, священников преследовали. И только Отечественная война приостановила гонения. Помните обращение Сталина: «Братья и сестры…»?
Но война кончилась, и нужда в духовенстве вновь отпала. А у меня Жанна общается со святым Михаилом. И он является в финале, уже после смерти Жанны. Выходит, она была права.
Мне говорили: «Какие голоса! Какой святой Михаил! Какая христианка!У нас что, своих героев нет?"
То есть жертва "коммунистического режима" перед нами.
Но вот в своих ранних интервью Панфилов описывал причины того, что "Жанну Д"Арк" он так и не снял, гораздо прозаичнее. Одно дело было снять на коленке в муромской деревне в примитивных декорациях эпизоды с Прасковьей-Жанной, а другое потянуть громадную, очень дорогую историческую эпопею, да еще на французском материале. Без совместной продукции с французами даже и думать было нечего. Но французы сразу заявили, что Жанну будет играть французская актриса. И всё, никакой Чуриковой. А потом Фредерик Миттеран, министр культуры Франции и племянник ее экс-президента Франции, сказал Панфилову о фильме "Начало"
"Дорогой Глеб, делая этот эскиз, вы сняли замечательный современный фильм о Жанне д'Арк, равного которому я не видел! Не надо о ней снимать отдельный фильм - вы уже его сняли, и так, как никто больше".
Вообще-то фильмов о Жанне Д"Арк и так хватало в мировом кинематографе. К 1971 г. фильмов о Жанне было снято 18 штук. Её играли такие мировые звезды - Мишель Морган, Ингрид Бергман, Джулия Харрис.
Да и у нас Жанну Д"Арк великолепно играла Лариса Ивановна Малеванная в пьесе Жана Ануя "Жаворонок", сначала в 1966 г. в нашем таёжном ТЮЗе, я еще в детсаду смотрел его по нашему телевидению. С пацанами обсуждали, что вечером покажут "Жаворонок". думали, что фильм про наших такнкистов. вырвашихся из концлагеря, а оказалось, что это о Жанне Д"Арк. А потом Малеванная и ее муж режиссер Генадий Опорков вернулись в Ленинград и "Жаворонка " в 1971г. поставили в Театре им. Ленсовета. На Ю-тубе есть запись этого спектакля. И для нас совершенно неочевидно, что Чурикова это, типа, самая лучшая испольнительница роли Жанны всех времен и народов.
Вместо "Жизни Жанны Д"Арк" начальство предложило Панфилову экранизировать пьесу Карло Гольдони "Трактирщица". Он отказался, решил продолжить линию советских великомученниц - снял "Прошу слова".
А ведь мог получиться великолепнейшиий фильм. Мирандолина - вот великая роль для великой комедийной актрисы Инны Чуриковой. А Михаил Кононов - Фабрицио, как влитой.
Но "Трактирщицу" в 1975 г. снял Александр Белинский с фантастически звездным составом - обаятельнейшая Наталья Гундарева, красавец Евгений Лазарев, Никита Подгорный, Юрий Каюров и молоденький Олег Вавилов, поющий под гитару итальянский хит 1959 г. "Guarda che Luna".
Вот на этом и завершим наш небольшой рассказ о замечаательном советском фильме "Начало". О нём можно писать бесконечно, извините, если что упустил.