Найти в Дзене
Зачем мы такие?

Почему одни подростки поддаются вредным привычкам, а другие — нет?

Оглавление

Автор – Альбина Галлямова

Каждый из нас видел, как одни подростки легко попадают в компании, где распространены курение, алкоголь и нарушения норм, а другие — даже в самых неблагоприятных условиях остаются в стороне от подобных соблазнов. Почему так происходит? Долгое время считалось, что ключевую роль играет только плохая среда (семья, друзья, школа). Однако современные исследования показывают, что истина сложнее: гены и среда не просто взаимодействуют – иногда среда может стать посредником, через который гены проявляются в поведении.

Генетический риск: наследственность плохого поведения

Учёные давно выяснили, что склонность к антисоциальному поведению (драки, нарушения закона) и к употреблению психоактивных веществ (алкоголь, сигареты, наркотики) частично объясняется генами. Исследования близнецов показывают, что от 50% до 80% вариаций в таком поведении можно приписать наследственности. Однако какие именно гены отвечают за этот риск?

Недавно проведённые полногеномные исследования (GWAS) выявили сотни генетических вариантов, связанных с так называемыми экстернализирующими (внешне проявляемыми) формами неблагополучного поведения. Они связаны не с одним конкретным геном, а со множеством небольших изменений в ДНК, которые в совокупности увеличивают риск. Для их оценки учёные используют специальный полигенный индекс (PGS) — показатель, который суммирует влияние всех этих генетических факторов.

Взаимодействие (GxE) или посредничество (медиация)?

На протяжении десятилетий исследователи искали ответы в концепции взаимодействия генов и среды (GxE). Эта идея предполагает, что влияние генетических факторов зависит от окружающей среды: например, ребёнок с высоким генетическим риском для антисоциального поведения может его реализовать только в условиях жёсткого воспитания или неблагополучного окружения.

Однако новые исследования показывают, что в случае антисоциального поведения и употребления веществ взаимодействие (GxE) не столь значимо, как предполагалось ранее. Например, недавний анализ данных крупнейшего лонгитюдного исследования Add Health, представленный в препринте Gene-Environment Interplay Beyond Interactions: Psychosocial Environments Mediate Genetic Effects Underlying Externalizing Behavior Trajectories, в котором изучались тысячи американских подростков на протяжении 30 лет, не выявил значимых эффектов GxE. Это значит, что наличие неблагоприятной среды само по себе не увеличивает и не уменьшает роль генов в поведении.

Вместо этого исследователи обнаружили другой механизм — посредничество среды (медиация, более подробно об этом эффекте см. Третий не лишний: как конфаундеры, медиаторы и модераторы помогают понять истинные связи между переменными). Гены могут проявляться в выборе социальной среды, а уже она — в поведении.Например, подростки с высоким генетическим риском для рискованного поведения чаще попадают в компании, где распространены вредные привычки. Эти девиантные сверстники, в свою очередь, способствуют тому, что подросток начинает употреблять психоактивные вещества или демонстрировать антисоциальное поведение и т. д.

Среда как посредник: как окружение передаёт эффект генов

Другими словами, гены не толкают человека к проблемам напрямую, а «притягивают» условия, в которых такие проблемы становятся более вероятными. Это подтверждает влияние так называемой генотип-средовой ковариации (rGE): люди не просто реагируют на окружающий мир, но и сами создают своё окружение в зависимости от своих генетических особенностей.

Выводы: можно ли повлиять на наследственность?

Несмотря на мощное влияние генетики, социальная среда остаётся важным фактором для интервенций. Если подростки с высоким генетическим риском чаще попадают в компании, способствующие девиантному поведению, то эффективные профилактические программы должны быть нацелены на разрушение этих социальных связей. Например:

  • Программы наставничества и социального вовлечения могут помочь подросткам развить более позитивные контакты.
  • Укрепление связей в школе (чувство принадлежности, поддержка учителей) снижает вероятность вовлечения в девиантные группы.
  • Семейные программы, направленные на улучшение родительского контроля и эмоциональной связи, могут предотвратить риски попадания в плохие компании.

Таким образом, понимание посреднического эффекта среды даёт ключ к более эффективным стратегиям вмешательства.

Заключительные мысли

Исследование учёных из Университета Висконсин-Мэдисон показало, что генетический риск плохого поведения реализуется не напрямую, а через посредничество неблагополучной социальной среды. По их мнению, это открывает новые перспективы для профилактики — важно не столько то, из какой неблагополучной семьи происходит ребёнок, сколько то, с кем он в итоге постоянно взаимодействует. Развитие устойчивых позитивных отношений, непрекращающийся доступ к поддерживающей среде и полноценное участие в здоровых коллективах могут значительно снизить риски плохого поведения подростков.