Фильм-ужасов "Носферату" 2024 года от Роберта Эггерса ("Ведьма", "Маяк", "Варяг") - это ремейк своевольного (ввиду отсутствия прав) кинопереложения "Дракулы" Брэма Стокера от Фридриха Мурнау ("Носферату, симфония ужаса", 1922) с Лили-Роуз Депп, Николасом Холтом, Биллом Скарсгардом, Уиллемом Дефо, Аароном Тейлор-Джонсоном и Эммой Коррин.
В прошлой статье о "Носферату" мы говорили о самом фильме и о том, стоит ли снимать экранизации настолько известных историй. На этот раз разберемся, чем версия Эггерса отличается от фильма Мурнау.
Немного о "Носферату, симфония ужаса" Мурнау
Сюжет - переложение истории о Дракуле. Эллен и Томас женятся и счастливо живут в Вюрцбурге в 1838 году. Томас, как глава молодой семьи, стремится решить материальные вопросы. Странный начальник велит ему ехать за тридевять земель в Богемию, чтобы оформить сделку по покупке недвижимости.
Богатым покупателем оказывается жуткий князь Орлок, по совместительству - вампир.
Фильм хорош многими интересными постановочными находками, которые можно разделить на две категории.
Первая - это "тень вампира".
Мы видим тень монстра в разных конфигурациях.
Вторая - это "природа"
Мурнау отлично снял хищные цветы Венерины мухоловки, крысок, пауков, море и то, как ветер взаимодействует с природой и людьми.
Кстати, та версия фильма, которая дошла до наших дней, - плод нарушения закона: по судебному решению по иску, который подали наследники Стокера, все копии фильма должны были быть уничтожены, однако несколько все же сохранились.
В чем отличия версии Эггерса от фильма 1922 года?
Поклонение злу и торжество тьмы
Эггерс кажется мне большим поклонником зла.
Людей в его произведениях не спасают молитвы, не спасает любовь и вера в доброе и светлое начало (какие бы формы оно ни принимало). Но зато людей всегда слышит зло. В "Ведьме" героиня просит козла взять ее к себе в "клуб", в "Носферату" Эллен, молясь, призывает монстра (и Носферату приходит). В фильме Мурнау Эллен вполне жизнерадостная молодая невеста, которая лишь не хочет расставаться с мужем, а поняв, что грядет ужасное, решает спасти город.
"Носферату" 2024 расправляется с приютившей Эллен семейством, не жалея и детей. Фильм Мурнау не причиняет им никакого вреда.
Эггерс дает злу победить. Если монстры - метафора темной стороны человека, то почему он отдает героев злу, чтобы то сожрало их? Такой мрачный взгляд и точка зрения мне чужды.
Ритуалы
У Эггерса есть место ритуалам, которые соседствуют с внешними атрибутами христианской веры. В "Носферату" - это голая женщина на белой лошади, которую ведут суеверные жители деревни, - и это часть обряда поиска могилы вампира, но мне эта сцена напомнила жертвоприношение. При этом у тех же жителей есть распятия. Эггерс снимает кресты с людей, чтобы те не мешали злу, сводя защитные силы веры и добра до магического предмета. В фильме 1922 года не было ни жертвоприношений/ритуалов, ни странностей с крестами.
Эллен
Видения Эллен в фильме Мурнау начинаются лишь после того, как Носферату видит ее портрет, а на мужа нападают повторно. Она не вызывает его, и у нее нет одержимости с самого начала, как в фильме Эггерса. Наоборот, у Мурнау есть тезис, что дева должна быть безвинна, но тоже добровольно отдать свою кровь Носферату, чтобы обмануть его и одолеть.
Кстати об Эллен.
Весь фильм Эггерса меня мучил вопрос, что с актерской игрой Лили-Роуз Депп? Это она переигрывает? Это ей сказали создать такой образ? Когда она молчала, она была постановочно очень выразительна (привет ее отцу Джонни Деппу и его творческому тандему с Тимом Бертоном), но стоило ей заговорить и начать физическую активность, как меня почему-то тут же "выбивало" из атмосферы.
Носферату
Версия монстра от Эггерса в исполнении Билла Скарсгарда приближена к портретному сходству с историческим прототипом выдуманного Стокером Дракулы - Владом III Цепешем. В фильме 1922 Макс Шрек играет лысого монстра с длинными когтями, отсылок к внешности Цепеша нет.
Контракт Томаса
Молодой муж в фильме 1922 года ничего не подписывает (он просто забирает подписанные Носферату бумаги). У Эггерса Томас подписывает контракт на непонятном языке, по которому отрекается от своей невесты (и гипотетически (моя фантазия) продает свою душу).
Финальная сцена - Нет противовеса тьме
Зло у Эггерса оказывается чуть ли не отзывчивым, глубоко связанным с людьми, даже по-своему любящим их, отвечающим на их воззвания (почти Воланд из "Мастера и Маргариты"). А добра как бы нет вовсе, нет работающего противовеса. Человек, как биоробот, остается наедине со злом в дилемме: покорись или/и умри.
Несмотря на то, что в обоих фильмах конец похож, но в версии 1922 остальной контекст сводит все к жертвенности главной героини во имя спасения своих близких и всего города от чумы, а у Эггерса Эллен давно связана узами с Носферату, так что финал можно расценить как воссоединение давно разлученных возлюбленных. У Мурнау нет сцены странного соития в конце между Эллен и Носферату. Он выпивает ее кровь и умирает, застигнутый рассветным солнцем.
Сохраняя во многом сюжет фильма 1922 года, Эггерс по-своему расставил акценты в смысловой части, сделав зло более торжественным, и расширил за счет современных возможностей визуальную часть в готическом стиле.
Может, я старомодна, но у меня подход Эггерса вызывает вопросы, особенно с учетом того, что релиз этого фильма был поставлен на рождество.