Как пассажиропоток влияет на строительство аэропортов, зачем самолеты заправляют с помощью электромобилей и как будут выглядеть новые терминалы в нашей стране — рассказали в статье.
Зачем строить и модернизировать аэропорты
По данным Росавиации, только за последний год пассажиропоток в России вырос на 5,4%. С такими темпами роста аэропортам становится сложнее привлекать авиаперевозчиков и обеспечивать комфорт для пассажиров.
Но рост пассажиропотока — не единственная проблема.
В условиях, когда аэропорты построены десятилетия назад, а мир радикально меняется под влиянием цифровизации и экологических тенденций — модернизация превращается в необходимость.
Интересные технологии для аэропортов
Безопасность
Распознавание лиц и автоматическая проверка багажа позволяют защитить пассажиров и при этом избежать задержек.
Пример: резидент «Сколково» (Группа ВЭБ) компания «НеоЛабс» использует в аэропортах собственную разработку — программный комплекс «СпецКонтроль», который с помощью биометрии проверяет документы пассажиров и контролирует статус багажа.
Комфорт
Сервисы и парковки, доступность для маломобильных граждан, соответствие климатическим условиям.
Пример: терминал аэропорта в Новом Уренгое, построенный при поддержке ВЭБа, оснащен теплым бас-гейтом — тоннелем для автобусов, который нужен, чтобы пассажиры не мерзли в суровых условиях Крайнего Севера.
Оптимизация
Мобильные приложения, умные системы управления потоком пассажиров — всё это позволяет быстрее достигать цели.
Пример: уже упомянутый сколковский резидент «НеоЛабс» (Группа ВЭБ) с помощью системы «АИСТ» заместил иностранную платформу в Уфе. Новая система на 15-30% ускорила обработку данных пассажиров на стойках регистрации и упростила работу персонала, позволив в одной программе регистрировать пассажиров любой авиакомпании.
Экологическая устойчивость
Утилизация отходов, зеленые зоны, возобновляемые источники энергии — аэропорты должны стремиться минимизировать воздействие на окружающую среду.
Пример: в аэропорту «Шереметьево», один из терминалов которого строился при поддержке ВЭБа, самолеты заправляют с помощью электромобилей — мера уменьшает выбросы CO2 и позволяет сэкономить на эксплуатации техники.
Какие города получат новые и современные терминалы в 2025 году
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, на каждого занятого в авиаотрасли приходится 1 рабочее место в смежных отраслях и более 4 рабочих мест по экономике в целом.
Развитие аэропортов — одно из приоритетных направлений ВЭБа. Прямо сейчас при поддержке корпорации развития модернизируют аэропорт в Благовещенске и строят терминал в Оренбурге.
Благовещенск
В Благовещенске впервые за 60 лет появится новая взлетно-посадочная полоса 3 км длиной. Это позволит аэропорту Игнатьево принимать самолеты без ограничений по весу, а также увеличит количество пассажиров за один рейс.
После завершения работ пропускная способность Игнатьево возрастет в 2,5 раза, а международные авиаперевозки смогут увеличиться до 250 тыс. пассажиров в год.
Цели до 2025 г.:
- Создать грузовой комплекс мощность не менее 60 тонн;
- Реконструировать привокзальную площадь;
- Модернизировать действующее здание аэровокзала.
На реконструкцию аэропорта ВЭБ уже выделил льготный кредит в размере ₽ 4 млрд, помимо него в проект будет привлечено ₽ 8,1 млрд рыночного кредита.
Оренбург
В Оренбурге при поддержке ВЭБа появится новый терминал площадью более 23 тыс. кв. м, пропускная способность которого составит 1 тыс. пассажиров в час и до 2 млн в год.
Аэропорт будет иметь 4 этажа с лифтами, лестницами и эскалаторами, а также обновленную привокзальную площадь — количество парковочных мест увеличится до 500.
Объем кредита ВЭБа и Сбера на строительство пассажирского терминала составляет ₽ 14,9 млрд.
Всего при поддержке ВЭБа профинансирован и финансируется 21 аэропорт в крупных российских городах.
Например, в 2010 году ВЭБ предоставил кредит на сооружение терминала во Владивостоке — теперь благодаря нашей поддержке миллионы горожан летают внутри страны: в Москву, Иркутск, Южно-Сахалинск.
В 2022 году пассажиропоток аэропорта превысил 2 млн пассажиров.
А в 2023 году Приморский край посетили 129,5 тыс. туристов из Китая.
Также ВЭБ подал заявки на строительство 6 новых аэропортов в Краснодаре, Салехарде, Горно-Алтайске, Магнитогорске, Омске и Архызе — более подробно о них мы расскажем в следующих статьях.