Русские сначала смотрят волком, а потом готовы последнюю рубашку отдать
«Когда я впервые приехал в Россию в 1991 году, меня все пугали – там медведи по улицам ходят, люди злые и хмурые, да и вообще – пропадешь ни за грош», – с улыбкой вспоминает Джон Петерсон, или, как его теперь все называют, дядя Ваня. Удивительная история человека, который приехал в Россию на три месяца, а остался на всю жизнь.
Мы сидим с Джоном в его уютной квартире в спальном районе Москвы. На стенах – фотографии из девяностых, самовар на полке, а на столе – пирожки с капустой. «Жена напекла», – говорит он с теплотой в голосе, и в его речи слышится тот особый русский акцент, который бывает только у людей, искренне полюбивших нашу страну.
«Я работал инженером в крупной компании, и когда предложили поехать в Россию налаживать оборудование на заводе – согласился не раздумывая. Все вокруг крутили пальцем у виска. СССР только развалился, в магазинах пусто, очереди километровые. А мне было интересно – что там за железным занавесом?»
Первые впечатления действительно были не самыми радужными. На заводе встретили настороженно. «Смотрели как на врага народа, – смеется Джон. – Я же американец, капиталист. Первую неделю со мной вообще никто не разговаривал, кроме переводчика. А потом случилось то, что перевернуло все мое представление о русских».
В тот день сломался crucial узел в производственной линии. Запчастей нет, заказывать из Америки – две недели минимум. Производство встало. «И тут я увидел настоящее русское чудо.
Местный механик Василий посмотрел на деталь, почесал затылок и говорит: "А давайте попробуем починить". Три дня они с ребятами не уходили домой. Из подручных материалов, буквально на коленке, собрали такую конструкцию, что она потом лучше заводской работала».
После этого случая лед растаял. Джона начали приглашать на обеды, знакомить с семьями. «Я понял, что русские – как грецкий орех. Снаружи твердая скорлупа, а внутри – золотое сердце.
Однажды у меня украли кошелек в метро. Так весь цех скинулся, кто сколько мог. Причем большинство сами едва концы с концами сводили – время-то было тяжелое».
А потом он встретил Татьяну. Она работала в заводской столовой. «Готовила такой борщ, что я забыл про все свои гамбургеры», – подмигивает Джон. Через полгода они поженились. Компания предлагала вернуться в Штаты, но он отказался.
«Многие не понимают, почему я выбрал Россию. А я вот что скажу: в Америке все удобно, все рассчитано, все по правилам. Но здесь... здесь каждый день – приключение. Русские не живут по инструкции, они всегда найдут нестандартный выход. И главное – здесь люди настоящие. Да, могут нахмуриться, могут буркнуть что-то неприветливое. Но если случится беда – последнюю рубаху отдадут».
За тридцать лет в России Джон видел всякое. Дефолт девяносто восьмого, кризисы, санкции. «Но я ни разу не пожалел о своем решении остаться. У нас с Таней двое детей, они двуязычные. Дочка работает врачом, сын – программист. А внук называет меня дедушкой с американским акцентом», – смеется он.
На вопрос о различиях между американским и российским менталитетом Джон задумывается: «В Америке все построено на индивидуализме – каждый сам за себя. А здесь... Вот недавно у соседки сверху трубу прорвало. Так весь подъезд сбежался помогать. Кто тряпки несет, кто воду выгребает. В Штатах просто вызвали бы службу и разошлись по квартирам».
По данным статистики, в России проживает около 5000 американцев, получивших вид на жительство или гражданство. Но таких, как Джон, кто приехал еще в девяностые и остался навсегда, единицы.
«Россия – как матрешка, – философски замечает он. – Сколько слоев ни открывай, всегда найдется еще один. И каждый – с сюрпризом. Вот уже тридцать лет открываю и не могу насмотреться».
В конце нашей беседы Джон достает старый фотоальбом. На пожелтевших снимках – его первые дни в России. Хмурые лица заводчан, очереди в магазинах, демонстрации. «Сейчас многое изменилось, – говорит он. – Но главное осталось прежним – душа народа. Она как русская печь – долго запрягает, но потом как разгорится – тепла на всех хватит».
Дорогие друзья, история дяди Вани – яркий пример того, как важно не судить о людях по первому впечатлению. А что вы думаете о русском характере? Поделитесь своими историями в комментариях. И не забудьте подписаться на канал – впереди еще много удивительных историй о людях, которые нашли свое счастье там, где совсем не ожидали.
А на прощание Джон угостил меня теми самыми пирожками с капустой. И пока мы пили чай, я думал: может быть, именно в этом и есть наша сила – в умении оттаять и принять человека в свое сердце, невзирая на то, откуда он родом?