Найти в Дзене
"Енисейская правда"

Большое видится на расстоянии, или Уроки от мастера

Восьмидесятые–девяностые–нулевые… Утро. Восемь. Первый, с кем предстоит встретиться в школе любому, сюда входящему, это директор. Он всегда на посту. Всегда в строгом стильном костюме. Безупречные прическа и макияж, уверенная осанка, доброжелательный взгляд. Здесь училась, здесь учила, здесь стала директором. Здесь с первого по одиннадцатый училась ее дочь. А это сегодня говорит о многом. Лидия Герасимовна Вершинина в непростые восьмидесятые–нулевые возглавляла одно из крупнейших учебных заведений города – среднюю общеобразовательную школу № 1.

Все лучшее начинается утром

О том, как это было непросто, знают те, кто хотя бы пытался руководить. Для остальных она была олицетворением уверенности, успешности, стабильности, надежности, стиля. Это был эталон молодого современного управленца, сформировавшегося как профессионал среди тех, кем ему предстояло управлять. Именно утро считала она стартом любого дня, именно утром должна была дать направление движения школе в этот день. Утром это был еще и своеобразный сканер, который безошибочно считывал настроение и учеников, и учителей. Поэтому еще на улице и тем, и другим необходимо было подтянуться, принять должный вид, войти в образ. В этом образе ребенок вступал в мир знаний, в образе сопровождающего учитель был рядом, а директор, встретив и настроив на должный лад тех, и других, приступал к своим административным обязанностям. И так каждое утро. Из года в год – более тридцати лет.

Все личные проблемы оставались за дверью школы, а в школу входил тот, кто призван был Временем не просто коллективом руководить, а управлять процессом, имя которому Российское образование. Сможешь организовать свой рабочий день, сумеешь научить этому своих подопечных, значит, и дело, которое ты делаешь, будет успешным, считает Лидия Герасимовна и сегодня. Самоорганизация – вот один из принципов ее жизнедеятельности. Всего же таких принципов у директора было пять, и все на «с»: самоорганизация, самообладание, самообразование, самосовершенствование, самопрезентация.

Работа на результат

Незыблемым правилом для всех, кто с ней работал, стала неприкосновенность урока. Это, считал директор, главное дело в школе: ни заменить, ни отменить его было нельзя. Снять с уроков на мероприятие недопустимо. Учитель-мастер – главный в школе человек. Раскрыть в нем мастера и создать условия для развития мастерства – это уже дело директора - вот еще одно правило, которое переняли от Л.Г. Вершининой пришедшие ей на смену новые управленцы.

Завучи ежедневно посещали по нескольку уроков, и вся образовательная картина школы была как на ладони. Учебный процесс был отлажен безукоризненно. Образование носило академический характер, а это значило: никому никаких поблажек, опора на потенциал обучающегося. Работа на результат – вот принцип, которому школа следовала неукоснительно, и команда педагогов высшей и первой категории этому способствовала. А команда эта в школе уже была создана, и молодой директор сумел построить свою работу с опорой на профессионалов–стажистов. Именно в этом, спустя время, я вижу основное достижение Л.Г. Вершининой. Не свою команду привести, а суметь сработаться, а впоследствии и возглавить ту, которая уже состоялась и на деле доказала свою состоятельность – вот первый экзамен для настоящего директора. И Лидия Герасимовна Вершинина его выдержала. Н.Б. Богушевич, Лещук, Лошак, супруги Ростовцевы, Б.И. Болотов, Э.А. Пономарева, А.М. Зырянова, Л.Л. Пышмынцева – вот те корифеи, не которыми, а с которыми молодому директору предстояло управлять школой. Чтобы самоутвердиться в этой команде, директору постоянно нужно было не просто доказывать свою профессиональную состоятельность, но и внедрять в практику школы новейшие образовательные технологии.

Еще в начале учебного года Лидия Герасимовна проводила открытые уроки с применением конференций, семинаров, групповых и парных форм работы, только входивших тогда в образовательную систему. Личное самообразование и самосовершенствование считала она делом для себя первейшим, а методическое сопровождение молодых учителей – частью своей деятельности на посту директора.

«Силой убедительности она обладала колоссальной, - вспоминает коллега и подруга Л.Л. Пышмынцева, - идешь на планерку, чтобы убедить ее в чем-то, а уходишь уверенный в том, что делать нужно только так, как она вроде бы просто предложила, а аргументировала свое суждение так, что оспаривать его было бессмысленно и нелепо. Работоспособность и насыщенность идеями – просто не иссякали. Для нас это был генератор идей, задора и энтузиазма. Жизнь кипела, и в стороне от этого кипения остаться было невозможно».

Ни дня без движения вперед

А какой хор в школе она умудрилась создать тогда, когда о битве хоров еще и речи не было! Листаю старые фотографии и удивляюсь: на сцене практически весь коллектив. Шикарные (не из магазина) наряды. Н.А. Кирьянова постаралась. Несколько ночей – и весь коллектив в элегантных, соответствующих празднику платьях. Это было, и забывать об этом нельзя.

В воспоминаниях о мастере всегда обращаюсь к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», в одном из лирических описаний которого воспоминания писателя о Нежинской гимназии. Не знаю, читала ли Лидия Герасимовна это лирическое отступление, но знаю, что была она именно тем, кто умел сказать человеку это волшебное слово «вперед!», которое в свое время услышал в Нежине Гоголь и которое в любое время должны услышать подопечные от своего наставника. Вот только принято к действию оно может быть только от того, кто сам всегда идет вперед. Л.Г. Вершинина таким человеком была. «Ни дня без новой мысли, идеи, ни дня без движения вперед!» - вот девиз директора и ее команды. Своей задачей Лидия Герасимовна считала создание условий, при которых молодые смогли бы реализовать свои самые смелые творческие идеи. И начинающие при ней действительно стали прекрасными педагогами–новаторами, способными выдержать любое испытание временем. Молодые учителя и ученики эту командную деятельность наблюдали, принимали, претворяли в свою жизнь. Из нового принимали главное: учили и учились не заучивать, а думать, устанавливать причинно–следственные связи и анализировать в соответствии с событиями дня сегодняшнего. В общем, учила она как профессиональный историк, а управляла как талантливый руководитель, знающий историю и обучающий жить в ней здесь и сейчас, но думающий о дне завтрашнем. Дух мужской гимназии витал по школьным коридорам… Трудно было работать в таком темпе. Но… это не была работа, это было служение, а для начинающих – еще и заряд на всю жизнь.

Музей – сердце школы

Еще один урок от директора я усвоила лучше других: нет школы без музея. Образование в пору ее деятельности носило не просто академический, но и гуманитарный характер. Эстафету управления школой она, историк, переняла от своего наставника - литератора, профессионала высокого класса, управленца Эллы Арсеньевны Пономаревой. И этот альянс определил направление жизнедеятельности школы: патриотическое воспитание здесь всегда было и есть в приоритете. Е. Мишустина, в прошлом ученица Лидии Герасимовны, сегодня возглавляет в школе юноармейское движение, и имена ее воспитанников в числе лучших не только в городе, но и в крае.

В приоритете школы было и есть следование одной из лучших гимназических традиций – точка отсчета и точка роста школы – это музей. Хранить добрые школьные традиции считала она делом жизни и вовлекала в эту деятельность всех, кому не безразлична была история школы, города, страны. Казалось, музей сам искал, где ему быть: нулевой этаж, аудитория № 26, актовый зал, наконец. Музей – это сердце школы, считает Л.Г. Вершинина и сегодня. А тогда она будто боялась не успеть. Идеям и планам ее, казалось, не было конца. Вихрем закрученный стенд «История школы в истории страны» предполагал освещение и отражение исторических процессов страны в истории одной школы. До глубокой ночи просиживали молодые с Эллой Арсеньевной Пономаревой за оформлением старых фотографий, которые нельзя было повредить ни клеем, ни гвоздиками. Ценность музейных экспонатов была бесспорна, у каждого кабинета табличка с именами и фотографиями тех, кто когда-то здесь учил, и это настраивало и учителей, и учеников на причастность времени и истории. Важность оформления школы как большого открытого музея была понята и принята всеми. На подхвате у Эллы Арсеньевны были тогда практически все учителя. Впоследствии даже профессиональный музейный работник М.Г. Мощалкова в маленькой лаборантской классифицировала и систематизировала музейные фонды. На каких началах трудился этот профессионал в нашей школе, сегодня совсем не важно. Дело делалось – и этим все сказано. А утром приходила Лидия Герасимовна с новыми планами и идеями. И эти идеи так или иначе претворялись в жизнь. Трудно, конечно, было. Дома у каждого семья и дети. Музейное дело вообще – дело тонкое, кропотливое, затратное и по времени, и по эмоциональным усилиям. Но, считала директор, в школе о семье нужно забыть. И она не только считала так, она так жила. Претворяющие в жизнь идеи директора о вихревом развитии истории видели суть и значимость этого стенда и значение самого музейного дела хорошо понимали. Были уверены, что это и есть точка отсчета и точка роста школы. Без музея школа, как бездушный человек. Вроде бы есть и вроде бы его нет. Музей, по мнению Л.Г. Вершининой, - это не закрытая комната, открываемая по случаю праздника. Это начало начал образования и воспитания.

Импульс в завтрашний день

А праздники в школе должны быть постоянно. Совместная подготовка к ним – это и есть воспитание. Праздник праздников – юбилей школы. Поэтому и готовились к 125-летнему юбилею школы как к эпохальному событию, связывающему традиции гимназии и современной школы в единый образовательный процесс. Разве это событие можно забыть! Вот где школа представляла собой единый живой организм! Учителя, ветераны-пенсионеры, ученики, гости, выпускники – все вместе. Праздник был грандиозный. И директор не только организатор, не только ведущая, но душа и сердце мероприятия, которое как бы еще один жизненный толчок школе дало, импульс в день завтрашний. И все принимающие участие в подготовке к этому празднику и чествованию тех, кто работал на статус школы, знали, что есть история. Знали, почему на смену эпохе И.П. Кытманова обязательно должна была прийти эпоха Ф. Лыткина. Знали, в чем важность эпохи Белинского. Знали, что обязательно наступит безвременье, забвение. А потом опять наступит время И.П. Кытманова – время академизма, порядка и дела, а не заигрывания в дело. Мы уже тогда знали, а сегодня видим, как музейщики, проводя экскурсии по школе, рассказывают гостям об умном, дальновидном меценате, создавшем в провинциальном городке мужскую гимназию, краше которой до сих пор ничего в округе не создано. Видим, что без воспитания патриотизма и уважения к традиции нет ни России, ни ее будущего. Видим, как перед всеми главными в стране праздниками собираются старшеклассники у кабинета Л.А. Димухаметовой и от этого кабинета с цветами и подарками разбегаются по городу и району, чтобы поздравить ветеранов педагогического труда и напомнить о том, что школа их знает и помнит. Когда-то и сама я, будучи еще молодой, была отправлена директором на похороны той, кого никогда и не знала, но кто трудился в этой школе долгие годы. Тогда раздражалась, а потом и до сего дня очень благодарна директору. Не все уроки понимаем мы во время уроков. А ведь Вершинина тогда была не намного старше. Просто чувствовала ответственность за всех и за все, что происходило в школе. Чувствовала и учила чувствовать эту ответственность. Вот и я, благодаря урокам Л.Г. Вершининой, когда вспоминаю школу, вижу перед глазами не уроки, а экскурсии по школе, которые организовала и провела вместе с детьми в год юбилея города. Такие экскурсии сегодня – обязательное мероприятие и для тех, кто здесь учится, и для гостей школы.

Слушающие таких экскурсоводов, как Е. Мизонова, А. Балде, М. Исаков, А. Гимадутдинова, И. Ефимов, понимают, что, входя в старинное здание школы, они еще на его пороге должны войти в роль гимназистов, а не мажоров и шалопаев. «Они, эти мажоры и шалопаи, были всегда, но, - говорит Лидия Герасимовна, - сегодня им особенно важно указать их место. Это трудно, за ними недальновидные родители. Но ум, честь, достоинство должны быть в приоритете в любое время. Школа всегда противостоит невежеству, хамству, пошлости. В этом ее предназначение, и это настоящая борьба, ежедневная и непрестанная. А на войне как на войне. Будут и победы, и поражения. Равнение на сильных, а это значит, умных и позитивно настроенных патриотов - вот что значит равнение на первых».

Новое – хорошо забытое старое

И еще об одном часто вспоминают те, кому довелось работать с Л.Г. Вершининой. Как историк, она очень хорошо понимала, что день вчерашний - уже история, а все новое – это хорошо забытое старое. Вот поэтому рядом с опытным в школе всегда был и есть начинающий. Лидия Герасимовна в свое время привлекала к музейному делу человека, знающего историю школы и молодого, в котором видела творческий потенциал и желание эту историю и традиции поддерживать. Этот опыт - опять же урок от бывшего директора тем, кому предстоит эту историю восстанавливать, и кто понимает, что без этого восстановления движения первых и тем более вперед невозможно. Такие молодые среди нас. Разглядеть их в школьной суете – вот задача задач, а обращение к истории школы поможет ее решить: настоящий ученик, как и настоящий учитель, не мог не совершать ошибок, иначе как бы он смог стать настоящим! Вот еще один урок от той, к мнению которой нужно и важно сегодня прислушаться. Ибо судьба Вершининой – это страница истории не просто школы, но и страны. Страница, которая обязательно должна быть в школьной летописи. Пришло время эту страницу открыть и не просто прочитать. Ведь энергии, задора, энтузиазма Лидии Герасимовны хватило многим из нас на всю жизнь. Реализовать свой творческий потенциал, служить делу и управлять процессом научила она не одно поколение учителей и учеников.

Будем считать, что время забвения кануло в Лету и на смену этой эпохе пришла эпоха прозрения! Пусть будет она долгой и плодотворной!

Галина СУКИАСЯН, учитель русского языка и литературы школы № 1 г. Енисейска

Фото из архива школы № 1