Недавно опубликовал статью про запечатанные компьютерные игры на дисках, которые продаются на маркетплейсах. Кто не прочитал - оставлю ссылку на данную статью по окончанию этой. И ожидаемо произошло бурное обсуждение покупок на маркетплейсах. Кто-то с понимаем отнесся к данной теме, а кто-то опять же ожидаемо, имеет свое мнение. Сейчас уже редко встретишь человека, кто там ничего никогда не заказывал. Да такие есть, например моя матушка, но за неё отец просто заказы там делает.
Я хочу отметить комментарий одного пользователя, который видимо радуется, что делает заказы на маркетплейсах и потом их отменяет. Он находит что-то дешевле и перезаказывает. Это он мотивирует, что продавцы "наживаются" на честных гражданах, а он зарабатывает деньги " своим горбом". На его стороне закон, так как покупатель всегда прав. Оставлю тут его комментарий для понимания. И как видно, его поддержали "лайками". Значит он не один так делает или думает.
Я не буду защищать продавцов или покупателей, все крутятся в этой системе и никогда все не будет работать гладко. Я просто возьму живой пример и ситуацию, чтобы не приходилось куда-то "далеко ходить". И вот он делает заказы и отменяет их. Он действительно может выиграть на короткой дистанции в цене. К примеру он заказал товар за 2000 рублей и увидел потом такой же за 1500, он оформил возврат и перезаказал товар. На выходе сэкономил 500 рублей. Вроде замечательно. На 500 рублей можно сходить в магазин и купить какой-нибудь еды. Звучит неплохо? И да, этот человек, по своему прав. Но нужно рассматривать эту ситуацию с нескольких сторон.
Вот только такие резкие скачки в цене обусловлены не только действиями продавцов. Маркетплейсы постоянно устаивают распродажи и всякие акции. Товары автоматически попадают в эти распродажи, поэтому мы видим такие резкие колебания. Если продавец проморгал момент и не убрал заранее товар из распродажи, то получаем такой результат. Но это обычная практика на маркетплейсах. Есть даже покупатели, которые добавляют в корзину кучу товаров и ждут этот самый момент, чтобы сделать заказ. Я когда только начинал продавать на маркетплейсах попадался на такое. Целый день не было заказов, лег спать, а на утро увидел сразу 20 заказов. И потом понял, что мой товар попал в распродажу и продается по очень низкой цене. Я убрал товар из распродажи и заказы пропали.
Но вот продавец у которого он оформлял свой первый заказ, потратил деньги на карточки, упаковку и на доставку. Даже если товар не доехал до покупателя, продавец все равно платит. Там еще есть и другие затраты, не буду вас загружать, так как существуют разные модели работы на маркетплейсах. К примеру, если продавец работает по системе FBS (со своим складом) он оплатит комиссию за прием этого товара на ПВЗ. Кто работает по FBO оплатить еще за хранение и тому подобное. В общем и целом, от этого возврата продавец терпит убыток. И эти расходы оплачивает не маркетплейс, а продавец.
И вот вернулся продавцу товар и у него опять сделали заказ, а потом опять отменили. И вот уже получается, что заложенная сумма предполагаемой прибыли иссякла. Что сделает продавец? Соответственно, повысит цену. Какой смысл ему в убыток продавать. И вот тот человек, который сэкономил 500 рублей, через несколько месяцев делает заказ на такой же товар, а цена уже стала в разы больше. И он начинает винить жадных продавцов, которые играются с маркетплейсами и зарабатывают на честных гражданах.
Разберу пример на пальцах с очень грубыми подсчетами. Просто для понимания, не принимайте эти расчеты за точные, но они близки к реальности. Я купил товар у поставщика за 1000 рублей и выставил цену 2000 рублей. С продажи я заплачу маркетплейсу 500 рублей за всевозможные комиссии, доставки и так далее. Еще мне нужно заплатить 6% налогов с продажи, именно с 2000 рублей. Это еще 120 рублей. И вот у меня сделали заказ и я бы заработал условные 380 рублей.
Но покупатель решил отказаться от заказа и мне придется заплатить за этот возврат. И вот мои условные 380 рублей превращаются в оплату услуг маркеплейсу по возврату товара. Да там разные суммы и многое зависит от всяких факторов, но суть, что за возврат придётся заплатить. Получается, что по старой цене я не смогу уже продавать этот товар. Мне придется повысить цену, чтобы хоть что-то заработать. Если один возврат я может и выдержу, но если этот товар вернут два раза или три? Или я жадный продавец? Но обычно покупателю нет дела до этих нюансов. У него своих забот хватает.
И вот получается, что все продавцы вынуждены повышать цены из-за частых возвратов. Несомненно без возвратов никак, бывают и браки и реально что-то не подошло. С одеждой трудно бывает с размерами. Хотя я заказывал ботинки себе на зиму, я долго выбирал и изучал информацию, но сделал заказ 1 пары и они мне подошли. Возможно, мне просто повезло. Но когда покупатель делает 50 заказов и ничего не выкупает - это уже явно не норма. Разве он обдуманно делает все эти заказы?
Я разговаривал с сотрудниками ПВЗ маркетплейсов и у каждого есть такие примеры покупателей. Приходит условная "женщина/мужчина" и получает 50 своих заказов одежды и всякой мелочовки. Три часа что-то примеряет, распаковывает, занимает примерочную и создает очередь в ПВЗ. А по итогу ничего не выкупает. Все эти 50 заказов сотрудник ПВЗ должен упаковать и отправить обратно продавцам или на склады маркетплейсов. И сколько это занимает времени? Я думаю, кто-то работал и дополнит меня в комментариях. У меня около дома на одном ПВЗ постоянная куча народу целый день, реально трудно протолкнуться, с учетом, что помещение маленькое.
И возвращаясь к комментарию, где человек радуется, что возвращает товары, считая, что именно он прав, так как зарабатывает "своим горбом" и закон на его стороне. Я сам часто делаю заказы на маркетплейсах. Но я придерживаюсь дисциплины и совершаю обдуманные покупки. Я делаю заказ и больше не ищу такой же товар у других продавцов подешевле. Из моих последних 10 заказов, я вернул лишь один. Мне просто положили не тот кабель, какой я заказывал. Так я перезаказал у этого же продавца и не стал ему оставлять отрицательный отзыв. Так как я понимаю, как работает эта система. Мне прислали другой, который мне был нужен.
И ситуация с возвратами носит массовый характер и действительно закон работает на покупателя. Нет ограничений на заказы или каких-то санкций за постоянные отмены. Ну может что-то есть - напишите в комментариях, кто знает, я просто мало что возвращаю, а когда возвращал, то ничего за это не платил никогда. Я разговаривал с хозяйкой одного ПВЗ, она даже обращение в службу поддержки направляла на одну покупательницу, которая несколько месяцев делала большое количество заказов, но ничего не выкупала. Но в службе поддержки ей не смогли помочь, сославшись на закон о защите прав потребителей.
Необходимо понимать, чем больше покупателей делает возвратов, тем быстрее растут цены на товар. А помимо этих возвратов в нашей экономике полно других факторов, которые сильно влияют на повышение цен. Но массовые возвратчики (отнесем сюда покупателей, кто возвращает, больше, чем выкупает) вносят свой вклад в повышение цен. А из-за этого страдают и обычные дисциплинированные покупатели.
А что вы думаете по этому поводу? Напишите в комментариях для обсуждения. Нужны какие-то ограничения на количество заказов покупателем, оплата всех товаров при заказе или какой-то рейтинг выкупа с определенными санкциями. Или лучше оставить все как есть? Повторюсь, что каждый возврат порождает цепочку действий других лиц. Продавцы, сотрудники ПВЗ, служба доставки и склада. Плюс за эти действия платит продавец и тратится куча времени сотрудников на упаковки, приемки, выдачи, доставки и так далее.
В другой статье я расскажу о подменщиках товаров и откровенных мошенниках среди покупателей маркетплейсов, которые пользуются "законом", который гласит, что "покупатель всегда прав". Не забываем подписываться на канал, чтобы не пропускать новые публикации.
Что ещё почитать на канале: